Консультация для воспитателей «Использование наглядности в процессе формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Клименко Марина Михайловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка»

 

Консультация для воспитателей

«Использование наглядности в процессе формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»

Группа «Одуванчик»

Разработал:

Клименко М.М.

Сургут, 2023г

Наиболее яркая характеристика речи  старшего дошкольника – активное освоение им построения разных типов текстов. Дети осваивают форму монолога; речь их становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения.

На шестом году жизни в основном завершается освоение системы языка по-прежнему не усвоены многие единичные традиционные формы. Как и раньше, активно протекает словотворческий процесс. Количество инноваций даже возрастает по сравнению с предыдущей возрастной группой. Характерны грамматические переборы, «нащупывание» формы, многочисленные случаи неверной постановки ударения.

В процессе усвоения рассказывания дети уже пользуются формальной сочинительной связью (например, «Потом раз, побежали… и под бревно, и все соскользнули и упали»). Возрастает удельный вес предложений простых распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных. Широко используется прямая речь. Предложения соединяются с помощью союза «И», указательного местоимения «вот», посредством синонимической замены, лексического повтора.

Обучение рассказыванию в игровой форме облегчает педагогам решение педагогической задачи:

  1. Сюжетно-ролевая игра (ее темы весьма разнообразны – фотовыставка, магазин, киоск открыток, музей посуды, экскурсия по городу, почтальон принес открытку…)-может протекать в форме вопросов (проблемных: почему? Когда? А что, если?), распространенных обобщенных высказываний, подсказа начала фразы, образца по аналогии: педагог рассказывает по одной картинке, ребенок – по другой. Коммуникативную мотивацию задает педагог: рассказать что-либо интересное игрушке-Петрушке, кукле.
  2. Игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений. Подтверждение тому – заимствованные образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу педагогических средств примыкает и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр и «ситуации письменной речи» - ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его, совместно изготавливают книжки, альбомы детского творчества.

Формирование связной монологической речи у дошкольников является важнейшей задачей в работе педагога. Надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность.

«Рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунки были расположены в нужной для развернутого  высказывания последовательности», считал Выготский.

Наглядные схемы, помогающие детям составлять описательные рассказы о деревьях, овощах и фруктах, мебели, игрушках, домашних и диких животных, отражающие план последовательного рассказа, помогает добиться хороших результатов.

Схемы, иллюстрированные панно при обучении детей не только составлению описательных рассказов, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи.  При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.

Организуя занятия по обучению пересказу, необходимо строго придерживаться плана:

  1. Организационная часть (цель – помочь детям сконцентрировать внимание и подготовить их к восприятию текста);
  2. Чтение текста (без установки на пересказ);
  3. Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставятся так, чтобы дети могли еще раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения);
  4. Повторное чтение текста (с установкой на пересказ);
  5. Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);
  6. Упражнение на закрепление языкового материала;
  7. Анализ детских рассказов.

Составить схему можно к художественному произведению с повторяющимися сюжетными моментами, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди персонажами.

На иллюстративном панно-схеме дети видят всех действующих лиц сказки, причем в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, которое они пересказывают.

На последующих занятиях иллюстративное панно можно заменить моделированием сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогают детям учиться составлять план пересказ. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

Наглядность (детские схемы – рисунки, панно, условные схемы) можно использовать не только при обучении пересказу и соответственно описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений.

Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно предоставляется ребенку, или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.

Для автоматизации звука «Сь» в связных текстах для примера можно взять стихотворение «Васенька»: дети могут зарисовать схему описания внешнего вида кота.

Непоседа Васенька не сидит на месте,

Непоседа Васенька всюду с нами вместе

Есть усы у Васеньки, на усах серинки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

Многие дети любят учить стихи наизусть. Этот процесс значительно упрощается, если дети сами рисуют схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об ...

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...

Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....