Публикация «Методика исследования фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза у детей с нарушением произносительной стороны речи»
статья по логопедии

Новоселова Татьяна Александровна

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. В дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков и развитию речевого слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metodika_issledovaniya_fonem_protsessov.docx66.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

«Методика исследования

фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза у детей

с нарушением произносительной стороны речи»

Подготовила:

Новоселова Татьяна Александровна,

учитель-логопед

Рубцовск, 2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общие представления о фонематических процессах………………………..4

2. Методика исследования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений у детей с нарушением произносительной стороны речи. ………………………….……………………6

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………...14

Приложение 1. Речевая карта обследования ребенка дошкольного

                          возраста ..................................................................................15

Введение

Повышение качества обучения и воспитания детей с различными нарушениями в развитии остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Многочисленную группу составляют дети с речевым недоразвитием. Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произнесенных звуков. Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот[2].  

Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. В дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков и развитию речевого слуха.

На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на основе этого фонематического процесса формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление.

Овладение фонематическими процессами имеет большое значение для речевого развития, потому что они представляют собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

  1. Общие представления о фонематических процессах

Изучением фонематических процессов занимались такие учёные, как  Л. С. Волкова, Л. С. Выготский, И. М. Онищенко, В. К. Орфинская,                      Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин и др.

В 30-х годах прошлого века Л. С. Выготский ввёл такое понятие, как «фонема»: он доказал, что фонема является единицей развития детской речи.

Термин «фонематический слух» был введён Л. С. Выготским, включающий в себя три речевые операции:

  1. способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  2. способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  3. способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие».

Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • осознание или подсчет количества звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу.

Термин фонематическое восприятие наиболее полно раскрыт Л.С. Волковой, где оно определяется как специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно содержит в себе два компонента: фонематический слух и элементарный звуковой анализ. Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи.

Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия «фонематический анализ», который включает в себя:

1) выяснение порядка следования фонем в слове;

2) установление различительной функции фонем;

3)выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Именно этот ученый доказал, что, прежде чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

Л. С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова». Фонематическое восприятие, по её мнению, это «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различие фонем, и фонематический анализ, и синтез, и представления [1].   

Под фонематическим анализом подразумеваются умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчёт их количества, классификация [3].

Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения звуков в целое слово. Другими словами, фонематический синтез – это процесс, противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

На основе фонематического восприятия и фонематического анализа развиваются фонематические представления, которые формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Фонематическое представление о звуковом составе языка формируется у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематический слух), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ).

Р.И. Лалаева определила, что фонематического представления – это образы звуковых оболочек слов, которые сохранились в сознании и образовались на основе раннего восприятий данных слов.

 А. В. Касьянова, Н.Н. Васильева, Е.Б. Головина к фонематическим процессам относят:

  • фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звукoвой стороной языка, на его основе фoрмируется фонематическое восприятие.
  • фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
  • фонематический анализ – мысленный процесс выделение отдельных фонем.
  • фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое.
  • фонематические представления – звуковые образы фонем, вoспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

2. Методика исследования фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза у детей с нарушением произносительной стороны речи.

Диагностику фонематических процессов разрабатывали такие авторы, как Н.И. Дьякова, В.В. Коноваленко, Н.В. Каримова, Г.В. Чиркина, Р.И.Лалаева, Т.В. Волосовец и др.

Методика исследования включает следующие разделы:

Исследование состояния фонематического восприятия

Дифференциация слогов, различающихся одной из парных согласных.

Дифференциация изолированных пар согласных.

Дифференциация слов — квазиомонимов (различающихся одной фонемой).

Деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).

Исследование состояния фонематического анализа

А) Исследование простых форм фонематического анализа.

Выделение (узнавание) заданного звука на фоне звуков, слогов, слов.

Выделение начального ударного гласного из слова.

В) Исследование сложных форм фонематического анализа.

Вычленение первого согласного звука из слов.

Вычленение последнего звука из слов.

Определение места звука в слове.

Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.

Определение количества звуков в слове – количественный анализ.

Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.

Исследование фонематического синтеза

Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Исследование фонематического представления

Придумывание слов из определенного количества звуков.

Данные задания, представленны в диагностических методиках Волоковой Г.А., Дьяковой Н.И. и Коноваленко В.В.

Исследование состояния фонематического восприятия

Задание 1

Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 — б лет):

са — ша;

ша — са;

са — за;

за — са;

за — жа;

жа — за;

ша — жа;

са — са — ша;

са — ша — са;

ша — ша — жа;

жа — ша — жа.

Задание 2

Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] — [б]; [ш] — [с]; [с] - [з]; [д] - [т].

При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить состояние навыков фонемного анализа.

Задание 3

Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.

Задание 4

Деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).

Хозяйка сварила зуб.

На лугу паслась коса.

У девочки болел суп.

У девочки длинная коза.

Исследование состояния фонематического анализа

Задания направлены на диагностику умения ребенка выделять нужный звук из ряда других звуков, слогов и слов.

Задание 1

Просим ребенка выделить заданный звук из ряда звуков. Ребёнку предлагается прослушать звуковой ряд и хлопнуть, когда он услышит звук, заданный логопедом. Для данного задания используется речевой материал, им могут служить разные звуки (заданный звук и звуки из одной или разных групп), например, [л], [а], [м], [л], [з], [н], [р], [л], [с], [д], [ш], [л] и т.д.

Инструкция: «Я буду называть звуки. Если услышишь звук [л], хлопни в ладоши».

Задание 2

Задание направленно на выявление сформированности навыка выделения звука из ряда слогов различной структуры. Ребёнку предлагается прослушать ряд прямых и обратных слогов и хлопнуть, когда он слышит звук, заданный логопедом, в слоге. Речевой материал содержит в себе открытые и закрытые слоги, например: ка, да, ла, то, по, лу, ил, ит, ыр, ен, ож, иш, ан, на, ла, ал и др.

Инструкция: «Хлопни, если услышишь слог со звуком [л]».

Задание 3

Выделение заданного звука из ряда слов. Предлагаем ребенку прослушать ряд слов и хлопнуть, когда он слышит заданный звук. Используемый речевой материал: ком, лама, мак, сад, ноты, лот, дым, бок, потоп, кора, дуб, лёд, пол, мука, лава, лак, лето, вилка, дуб, лото, машина, лампа, автобус, потолок, колышки и др.

Инструкция: «Хлопни, если услышишь в слове звук [л]». Во всех заданиях исследуются все группы звуков в различных позициях.

Следующее задание направлено на выделение ударного гласного в начале слова.

Задание 1

Выделение начального ударного гласного из слова. Предлагаем ребенку назвать первый ударный звук в слове. Для речевого материала подбираем слова, начинающиеся с ударного гласного звука. Примеры таких слов: аист, арфа, иволга, осень, ухо, Алла, облако, иглы, икры, удочка, овцы,

Оля, искра, Аня, остров.

Инструкция: «Внимательно послушай и назови первый звук в слове ухо» и т.д.

Следующая группа заданий направлена на диагностику умения ребенка выделять первый и последний звук в словах.

Задание 2

Выделение первого согласного звука из слова. Ребёнка просят назвать первый согласный звук в слове. Для речевого материала подбираются слова, начинающиеся на согласный звук различных групп звуков: банан, фартук, щука, вагон, шум, гусь, колесо, дом, заяц, том, кот, нос, жук, сук, чашка, ладонь и др.

Инструкция: «Я говорю слово, ты называешь первый звук в слове. Какой первый звук в слове банан?» и т.д.

Задание 3

Выделение последнего звука из слова. Ребенка просят назвать последний звук в слове. Речевой материал для диагностики: камыш, кол, щука, пол, таз, полки, чеснок, уж, дерево, дочь, кит, там, ваза, ров, грач и др.

Инструкция: «Послушай слово и назови в нем последний звук».

Следующая группа заданий направлена на диагностику сложных форм фонематического анализа. Здесь речевой материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей. Слова односложно, двусложной или трехсложной структуры с различными слогами со стечением согласных и без. Важно, если в слове есть акустически или артикуляционно сложный звук для ребенка, то другие звуки должны быть легкими.

Для позиционного и количественного анализа используются слова из одного, двух и трех слогов, состоящие не более чем из 5 звуков.

Задание 1

Задание на определение места звука в слове проходит с использованием наглядного картинного материала. Предлагаем ребенку определить, где слышится заданный звук – в начале, середине или конце слова. Используются предметные картинки с изображениями слов: суп, сорока, доска, самокат, осы, коса, мост, солнце, куст, каска, сало, пояс, поднос, сода, лес.

Инструкция: «Где находится звук [с] в слове «лес», в начале, середине или в конце слова?». Исследованию подлежат все группы звуков.

Задание 2

Последовательный фонематический анализ – определение последовательности звуков в слове происходит на материале слов из трех, четырех или пяти звуков. Речевой материал для данного задания: сук, вал, кит, Анна, мак, рука, вода, вата, каша, кожа, баран, буран, банан, лампа, белка.

Инструкция: «Назови первый звук в слове сук [с]. Какой звук стоит после звука [с] в слове суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] сук? [к]» и т.д.

Задание 3

Количественный фонематический анализ – определение количества звуков в слове. Речевой материал: рот, лот, ком, гора, муха, бусы, комар, вилка, петух, коза. Инструкция: «Сколько звуков ты слышишь в слове рот» и т.д.

Задание 4

Позиционный анализ – определение места звука в слове по отношению к другим звукам. Для речевого материала используются следующие слова: дом, вода, бык, вор, лужа, душ, дым, ров, жук, кит, коза, кот, лев, лиса, лес.

Инструкция: «Назови соседей звука [о] в слове дом, какой звук слышится перед звуком [о], после звука [о]» и т.д.

Исследование фонематического синтеза

1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Материалом исследования служили слова: мак, ком, рука, лужа, книга, почта. Инструкция: Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к – мак» и т.д.

2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Материалом исследования служили слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка.

Инструкция: Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Например, звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о - дом» и т.д.

Исследование фонематических представлений

Придумывание слов из определенного количества звуков.

Ребенку предлагается придумать по три слова из 3-х, затем из 4-х, далее из 5-ти звуков.

Нахождение картинок, в названии которых три, четыре, пять звуков.

Инструкция: Внимательно рассмотри  картинки (6-7) и покажи  те, в названии которых три звука. Аналогичным образом дается задание отобрать картинки, в названии которых четыре, а затем пять звуков.

Придумывание слов на определенный звук.

Инструкция: Придумай слово со звуком М, ... со звуком Д, ...со звуком К, Придумай слово со звуком Ш,  ... со звуком Р и т.д. Можно специально оговорить место звука в слове, например, «Придумай слово со звуком С в начале слова, ... со звуком Р в конце слова».

Заключение

Фонематические процессы являются основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Несформированность одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение системы в целом[5].   Приемы обследования фонематических процессов предлагают Н.А.Чевелева, Г.А.Каше, В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко, Т.В.Волосовец, О.Б.Иншакова.

Нарушение фонематических процессов у дошкольников проявляется в нарушении фонематического восприятия и представлений, в нарушении количественного и последовательного анализа звуков,  в нарушении  фонематического синтеза или нарушения отмечаются на всех уровнях системы.

Таким образом, своевременное выявление нарушений фонематических процессов у дошкольников с нарушением произносительной стороны речи, их коррекция являются необходимыми условиями подготовки детей к школьному обучению.  

Список использованной литературы

1.Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993 

2.Каримова, Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста / Н. В. Каримова. —

Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016

3.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004

4.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000

5.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989

Приложение 1.

Речевая карта обследования ребенка старшего дошкольного возраста

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________________

Дата рождения   ________________________________________________________

Заключение ПМПК __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ

Гуление в (в норме: с2-х месяцев)___________ Лепет в (в норме: с 4-6 мес.)____________

Первые слова (в норме: около года)______________________________________________

Первые фразы (в норме: от 1,5-2-х лет)____________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине_______________________________

Занимались ли с логопедом______________________________________________________

СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение

Губы(толстые, короткие, расщепление) __________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной  дуги,   отсутствуют резцы -  верхние, нижние, крупные без промежутков между ними, с большими промежутками)

____________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, с укороченной уздечкой, гипертрофия корня языка)

____________________________________________________________________________

Твердое нёбо (пологое, высокоеузкое, готическое, расщелина)

____________________________________________________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

____________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, боковой открытый, передний открытый, перекрестный)

____________________________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)

Подвижность

Губы

Язык

■:..;. ■■••■..;■•"■;

Объем движений

Переключаемость

■•'.''             ■   ".■'■■. ■   ■

Темп __________________________Разборчивость речи_____________________________

Ритм __________________________ Голос ________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

  • Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам: птица летит – птицы летят, машина едет – машины едут)

5 лет                                                                                            6 лет

Птица летит – птицы летят                            Мальчик читает – мальчики читают

Машина едет – машины едут                         Девочка есть – девочки едят

  • Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)

5 лет                                                                                            6 лет

Птица вылетает из клетки                                           Мальчик переходит дорогу

Птица влетает в клетку        Мальчик перебегает дорогу

        Мальчик подбегает к дому

  • Понимание предложений (по предложенным картинкам)

5 лет                                                                                            6 лет

Мальчик бежит за собакой                        Бабочка сидит на цветке, который уже                      

Собака бежит за мальчиком                     распустился

Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1.Активный словарь.

Имена существительные.

  • Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

5 лет                                                                                            6 лет

Мебель:_________Транспорт:__________

Овощи:__________                Животные:__________

Фрукты:_________                Насекомые:__________

Птицы:__________        Ягоды:______________

  • Назвать части тела и части предметов (по картинкам)

5 лет                                                                                            6 лет

Нос______Рукав_________                               Висок_________Мотор_____________

Рот_______Воротник______Локототь______Манжет____________

Шея______Пуговица______        Затылок______Фары_______________

Живот____Кабина машины____        Ладонь_______Петля для пуговицы___

  • Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

        5 лет                                                                                            6 лет

Стул, стол, шкаф______________                           Муха, комар, бабочка_____________

Огурец, помидор, морковь______                           Кошка, собака, корова____________

Яблоко, банан, апельсин________                           Самолет, автобус, машина_________

Воробей, голубь, сова__________                           Клубника, смородина, черника_____

Глаголы

  • Ответы на вопросы:

5 лет                                                                                            6 лет

Как передвигаются птицы?                                          

(летают)_____        

Как передвигаются рыбы?

(плавают)_____

Как передвигается змея?

(ползает)_____

Как передвигается лягушка?

(прыгает)_____

Как передвигается человек?

(ходит)_____

Кошка мяукает, а собака что делает?

(лает)_____

А как подает голос корова?

(мычит)_____

А как подает голос петух?

(кукарекает)_____

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует)_____

А как подает голос волк?

(воет)_____

А как подает голос лошадь?

(ржет)_____

А как подает голос овца?

(блеет)_____

Врач лечит, а то делает учитель?

(учит)_____

А что делает продавец? _____

А что делает маляр? ________

А что делает швея? _________

Имена прилагательные

  • Назвать предъявленные цвета

5 лет                                                                                            6 лет

Красный ___ Голубой____

Оранжевый___Синий____

Желтый____ Белый______

Зеленый ____ Черный____

Красный ___ Голубой______

Оранжевый___Синий______

Желтый____ Белый________

Зеленый ____ Черный______

Фиолетовый ___Розовый____

Серый ______Коричневый___

  • Назвать форму (с опорой на картинки)

5 лет                                                                                            6 лет

Солнце какое? __________                                         Руль какой? __________

Печенье какое? _________                                                 Окно какое? __________

Косынка какая? _________                                         Флажок какой? _______

Огурец какой?   _________                                         Слива какая? _________

                 Одеяло какое? ________

2. Состояние грамматического строя речи

  • Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии)

5 лет                                                                                            6 лет

Рот-рты____Лев-львы______                       Глаз-глаза____Лист-листы_______

Река-реки___Ухо-уши______                      Стул-стулья___Дерево-деревья___

Кольцо-кольца______    Пень-пни_____Воробей-воробьи__

  • Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?»  по картинкам)

5 лет                                                                                            6 лет

Шаров______                                           Карандашей______

Берез_______                     Листьев__________

Ключей_____                     Книг_____________

Окон_______                     Вилок____________

Ложек______                     Ведер____________

  • Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам)

5 лет                                                                                            6 лет

Оранжевый апельсин_______                       Фиолетовый колокольчик_______

Голубая бабочка___________                     Серая ворона__________________

Белое блюдце_____________                        Розовое платье_________________

  • Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам)

5 лет                                                                                            6 лет

«Где сидит снегирь?» (На дереве.)

«Где стоит машина?» (В гараже.)

«У кого кукла?» (У девочки.)

«Где стоит коза?» (За забором.)

«Где едет машина?» (По дороге.)

«Где лежит мяч?» (Под столом.) 30rfn32c9xpgsva66

«Где летает бабочка?» (Над цветком.)

«Откуда вылетела птичка?» (Из клетки.) «Откуда прыгает котенок?» (С кресла.)

  • Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

5 лет                                                                                            6 лет

Два мяча______ пять мячей______

Две розы______ пять роз________

Два окна______ пять окон_______

Два пня______ пять пней______

Два воробья______ пять воробьев_______

Две шали________ пять шалей__________

Два ведра ________пять ведер__________

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам)

5 лет                                                                                            6 лет

Забор-заборчик_______

Носок-носочек________

Лента-ленточка_______

Окно-окошечко_______

Палец-пальчик______________

Изба-избушка_______________

Крыльцо-крылечко___________

Кресло-креслице_____________

  • Образование названий детенышей животных.

5 лет                                                                                            6 лет

У зайца_____        У белки _____

У волка ____        У козы ______

У медведицы ______ У бобрихи_______

У собаки ______ У барсучихи_________

У коровы ______

  • Образование относительных и притяжательных прилагательных.                                                                                        6 лет

Стол из дерева — деревянный.

Шапка из меха (какая?) _______

Носки из шерсти (какие?  _____

Сапоги из резины (какие?) ____

Лопатка из металла (какая?) ___3az0mlk32g96jbxk6

Сок из яблок (какой?) ________

Очки бабушки — бабушкины.

А туфли мамы (чьи?) _______

Усы кошки (чьи?) __________

Хвост лисы (чей?) __________

  • Образование приставочных глаголов и глаголов совершенного вида

(ответить на вопрос «Что делает мальчик?» с опорой на картинку)

6 лет

Мальчик выходит из дома________3az0mlk32g96jbxk6

Мальчик отходит от дома________

Мальчик подходит к магазину____

Девочка строит домик__________3az0mlk32g96jbxk6

Девочка построила домик_______

Мальчик красит вертолет_______

Мальчик покрасил вертолет_____

3. Состояние связной речи.

  • Пересказ сказки

5 лет                                                            6 лет

Сказка «Колобок»                                             Сказка «Теремок»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Составление описательного рассказа

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исследование звуко-слоговой структуры слов.

  • Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность)

5 лет                                                                                            6 лет

Самолет _____________

Скворец______________

Парашютист__________

Фотограф ____________

Погремушка__________

Парашютисты_________

Парашютисты готовятся к прыжку.______

Тротуар___________________

Градусник_________________

Фотоаппарат_______________

Экскаватор________________

Регулировщик_____________

У фотографа фотоаппарат

со вспышкой_______________

5. Исследование фонетической стороны речи.

  • Звукопроизношение

5 -6 лет

Гласные

А___, У___, О___,Ы___,И___,Э___

Согласные

С____ С____

З_____З____

К_____К____

Г_____Г____

Х_____Х____

П_____П____

Б_____Б_____

Т_____Т_____

Д_____Д_____

Ш___________

Ж___________

Л_____Л_____

Р_____Р______

М_____М_____

Н_____Н______

Ц____________

Ч____________

Щ___________

6. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

  • Повторение слов с оппозиционными звуками

5 лет                                                                                            6 лет

Да-та-та

Та-да-та

Ка-га-га

Ка-га-ка

Са-ша-са

Ша-са-ша

Жа-ша-жа

Ша-жа-ша

  • Повторение слов с оппозиционными звуками

Мышка-мишка_______

Почка-бочка_________

Катушка-кадушка____

Корка-горка_________

Мышка-мошка________

Пашня-башня_________

Сова-софа____________

Крот-грот____________

  • Выделение начального ударного звука из слов

6 лет

Астра____Арка____

Осень_____Озеро______

Улей_____Уши______

Иглы_____Искры____

  • Выделение конечного согласного из слов

  6 лет

Кот_____

Сом_____

Мох_____

Суп______

Лимон____

Сок_______

  • Выделение начального согласного звука

   6 лет

Мост___Банка___

Пол____Тапки___

Дом____Нос_____

Вода____Фартук_______

Кот_____Год__________

Хлеб_______

  • Определение количества и последовательности звуков в слове

6 лет

Кот______

Дом______

Вата______

Дуб_______

Речевое заключение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

План коррекционной работы

Динамика речевого развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предви­деть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Обобщение опыта учителя-логопеда. Нарушения письменной речи (дисграфия), в различных её проявлениях, являются самыми распространенными дефектами у детей  младшего школьного возраста; дети с ...

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"...

Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Этапы логопедического воздействия, их цели, задачи, способы достижения....

Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Данный материал разработан для учителей-логопедов. Показано практическое использование методов моделирования в образовательной деятельности по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синте...