Консультация для воспитателей "Использование словесного метода педагогом в формировании коммуникативных навыков"
консультация по логопедии

Зуенко Елена Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Использование словесного метода педагогом в формировании коммуникативных навыков»

         Вопрос  о  применении  разнообразных активных  методов  и  форм  в  обучении  дошкольников  является  одним  из  существенных .Так  словесные  методы  при  правильном  их  сочетании  с  конкретными  наблюдениями  и  деятельностью  играют  большую  роль  в  повышении  речевой  активности  детей.

        Эффективным  словесным  методом  является  беседа- целенаправленное  обсуждение  с  детьми  каких-либо  явлений. Беседу  целесообразно  использовать  с  детьми  среднего и  старшего  дошкольного  возраста. Как  показывает  практика  ,  такой  активный  метод  сравнительно  мало  используется  в  детских  садах. Это  связано  главным  образом  с  тем, что  воспитателей  затрудняет  ряд  вопросов, а  именно:

     *какой  программный  материал  необходимо  давать  путём  беседы;

     *как  удержать  внимание  детей  до  конца  беседы, не  дать  им  уклониться  от  обсуждаемых  вопросов;

     *как  привлечь  всех  к  активному  участию.

      Практическое  задание:

      предложить  педагогам высказать  свои  версии.

         Разработанный  в  глубокой  древности  Сократом  и  Платоном  метод  беседы  применялся  при  обучении  юношества  риторике  и  логике. Позднее  этот  метод  использовался  в  школьном  обучении  .Со  времён  Я.А.Коменского  и  И.Г.Песталоцци  встал  вопрос  о  применении  беседы  в  дошкольном  воспитании. Беседа  с  детьми  дошкольного  возраста  является , прежде  всего, средством  систематизации  и  уточнения  представлений, полученных  ребёнком  в  процессе  его  повседневной  жизни, в  результате  его  наблюдений, общения  и  деятельности. Проводя  беседу, воспитатель  помогает  ребёнку  полнее, глубже  воспринять  действительность, обращает  его  внимание  на  то, что  он  недостаточно  осознаёт; в  результате  знания  становятся  чётче, осмысленнее.

         В  беседе  взрослый  своими  вопросами, направляя  мысль  детей  по  определённому  руслу, наталкивает их  на  воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для  неокрепшего  ума  это  крайне  важно.

         Ценность  беседы  именно  в  том, что  взрослый  в  ней  учит  ребёнка  логически  мыслить, рассуждать, постепенно  поднимает  сознание  ребёнка  от  конкретного способа  мышления    на  более  высокую  ступень  простейшего  абстрагирования, что  чрезвычайно  важно  для  подготовки  ребёнка  к  школьному  обучению. Но  в  этом  и  большая  трудность  беседы- как  для  ребёнка, так  и  для  воспитателя.

        С  развитием  мышления  тесно  связанно  и  развитие  речи  дошкольника. В  беседе  воспитатель  учит  ребёнка  ясно  выражать  свои  мысли  в  слове, развивает  умение  слушать  собеседника .В  беседе  педагог  объединяет  детей  вокруг  общих  интересов, возбуждает  их  интерес  друг  к  другу, опыт  одного  ребёнка  становится  общим  достоянием. У   них  вырабатывается  привычка  слушать  собеседника, делиться  с  ними  своими  мыслями, высказываться  в  коллективе. Развивается  способность  к  сдержанности .Следовательно  беседа  является  и  средством  социально-нравственного  воспитания.

      Весьма  важный  вопрос: какое  конкретное  программное  содержание  целесообразно  давать  детям  методом  беседы?

       Неудачи  воспитателей  часто  объясняются  тем, что  путём  беседы  они  стараются  сообщить  детям  совершенно  новый  и  часто  трудный  материал .Хотя  разумнее  давать  новый  материал  в  повествовательной  форме, используя  прием  дробления  новой  информации, предъявляемой  в  процессе  беседы. Эта  информация  вводится  небольшими  порциями-сегментами; в  одном  высказывании  педагог  даёт  только  одну  порцию  нового, дальше  в  процессе  беседы  он  опирается  на  субъективный  опыт  детей, в  нужный  момент  обогащая  их  новыми  знаниями (другая  порция  нового).Такой  прием  в  педагогической  риторике  носит  название  «сегментация  речи». Чем  успешнее  применяется  этот  приём  на  занятии, в  процессе  беседы, тем  точнее  и  легче  детям  понять и  усвоить  новый  материал.

       Беседы  лишь  тогда  протекают  живо, непринуждённо, будят  мысль  ребёнка, удерживают  его  внимание  и  оставляют  глубокий  след  в  сознании, когда  материал, для  усвоения  которого  проводится  беседа, понятен  и  близок    опыту  ребёнка.

        Итак, чем  меньше  ребёнок, тем  больше  должны  быть  связаны  беседы  с  его  непосредственными  наблюдениями. Уточняя   посредством  бесед  представления  детей  об  известном  материале, надо  в  то  же  время  помнить, что  простая  констатация  хорошо  знакомых  фактов  не  даёт  никакого  толчка  для  прогрессивного  развития  мысли  ребёнка.

         Важной  формой  речевой  работы  с  детьми  дошкольного  возраста  являются  ситуации  общения.

        Ситуации  общения-специально  проектируемые  педагогом  или  спонтанно  возникающие  формы  общения, направленные  на  формирование  коммуникативных  способностей.

        Особенности  ситуации  общения  как формы  работы  с  детьми:

        -участие  в  ситуации  общения (в  основном  добровольное);

        -позиция  взрослого  как  партнёра  по  общению;

        -изменение  стиля  взаимоотношений  педагога  и  детей: взрослый  уважает                                                                                            

         право  ребёнка  на  инициативу, его  желание  говорить  на  интересующие  его  

         темы, уходить  от  неприятных  ситуаций;

         -планируется  и  организуется  воспитателем  в  любое  время  в  режиме  дня,    

        чаще  всего  утром, вечером  или  во  время  прогулки;

       -длительность  ситуации  общения  от  3-5  до  10  минут  в  зависимости  от  

        возраста  ребёнка;

       -предполагается  участие  небольшой  подгруппы  детей (от  трёх  до  восьми)

        в  зависимости  от  их  желания  и  особенностей  содержания  ситуации  

        общения.

       Ситуации  общения  могут  быть  реально-практическими  и  игровыми . Их  соотношение  зависит  от  возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование словесного метода педагогом в формировании коммуникативных навыков"

Консультация для воспитателей "Использование словесного метода педагогом в формировании коммуникативных навыков"...

Консультация для педагогов Тема « Формирование коммуникативных навыков, через знакомство с русской народной сказкой»

Приобщение детей к сказке,совершенствует ум ребёнка,помогает овладеть речью,познавать окружающий мир,развивает устойчивый интерес к сказке.Образные, яркие выражения, сравнения,«сказочные» ...

Консультация на тему "Дидактическая игра- как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста".

В настоящее время часто педагоги и родители, уделяя большое внимание раннему интеллектуальному развитию ребенка, ставят на второй план формирование и развитие его социально-коммуникативных навыков. Од...

Консультация для педагогов: «Роль игры в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего разв...

Консультация для педагогов «Роль сюжетно- ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Роль сюжетно- ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего разв...