Семина-практикум для воспитателей: «Использование артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики в работе педагога для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Материал предназначен для педагогов-дошкольников. Как правильно и поэтапно использовать в работе с детьми артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику для преодоления речевого нарушения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx42.89 КБ
Файл seminar-praktikum.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Семина-практикум для воспитателей: «Использование артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики в работе педагога для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет.

Причины нарушения звукопроизношения разные:

  • зависит от речевой среды, в которой ребенок развивается (дефектная речь, быстрая речь, «сюсюканье»);
  • слабость мышц языка, губ, мимических мышц;
  • легкое расстройство координации движений органов артикуляции (неумение выполнять языком и губами точные, целенаправленные движения)
  • неумение правильно дышать (управлять своим вдохом и выдохом) и т.д.

Недостатки произношения мешают ребенку развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, для этого специалисты рекомендуют заниматься артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, как можно раньше.

На современном этапе этими видами гимнастик должен овладеть каждый педагог!

Сегодня мы рассмотрим каждую гимнастику поподробнее.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Вопрос к воспитателям: Что такое - артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция основа хорошей дикции.

Вопрос к воспитателям: Что относится к органам артикуляции (речи)?

Наиболее подвижным речевым органом является язык, который состоит из корня языка, спинки и кончика языка. Кончик языка может отпускаться за нижние зубы (как при звуках с,з,ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т,д,н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р), подниматься к небу (как при звуках ш,ж,щ).

 Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (У), округлять (О), обнажать передние верхние и нижние зубы, слегка вытягивать вперед и т.д.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты  слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции – это наша артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму на начальном этапе.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнения не верно – это может привести к отказу выполнять упражнение.

Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться.

Артикуляционные упражнения делятся:

  • на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе (выполнять по 10-15 секунд). Статические «Бегемотики», «Лягушки», «Слон», «Змея», птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.
  • динамические-многократное повторение одного и того же движения (выполнять 5-7 раз). Динамические «Лошадка», Расческа», Часики», «Вкусное варенье».

Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!

Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.

Упражнения для формирования позиции губ

"Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

"Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед.

"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.

Упражнения для язычка.

"Окошко". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.

"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.

"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

"Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"Киска сердиться". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Ребенок должен хорошо вдеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

  • В 1 мл группе еще не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача - проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум).
  • Во 2-ой мл. группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата:
  • губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой.
  • Нижняя челюсть опускаться и подниматься, открывая и закрывая рот.
  • Язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к уголкам рта, вперед и назад.
  • В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа - нижняя губа, верхние зубы - нижние, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.

       Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и     сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

  • В старшей группе закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятия о спинке языка. Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков.  В старшей группе нужно следить за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умение плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следить за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должны удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
  • В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков, эта работа способствует также развитию у ребенка фонематического слуха.

Дети любят играть и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку и они сами становятся активными участниками этой сказки, в сказке происходят чудеса, и звуки преображаются.

Правильное выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие пространственного восприятия. Ребенок, знает названия частей телаи легко ориентируется в них, четко и правильно выполняет артикуляционные упражнения.

Зная частей тела и лица можно закрепить в играх и упражне6ниях. Попросите ребенка показать верхние и нижние губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, небо, подбородок, уголки рта, правую и левую щеки.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

Физиологическое дыхание – физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.

Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания. Речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

  • Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких, стеснительных.
  • Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
  • Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – идём гулять).
  • Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.

Только регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Результаты логопедического эксперимента показывают: работа, направленная на развитие дыхания детей старшего дошкольного возраста, дает положительный эффект — увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

Следует серьёзно отнестись и к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат.

Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи. Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо – он дышит, как получится. Эти весёлые логопедические упражнения научат его, как же всё-таки «надо».

При проведении дыхательной гимнастики необходимо 

соблюдать ряд правил:

  • Упражнения проводить в проветренном помещении до еды.
  • Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.
  • Вдох - через нос (плечи не поднимать, спина прямая)
  • Выдох – через рот (губы в форме «трубочки») или воздушную струю направлять на кончик язык
  • Выдох должен быть длительным и плавным
  • Следите, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками)
  • Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. Время выполнения 3-4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.
  • Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции имеют значительный оздоровительный эффект.
  • Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.

Дыхательные игры и упражнения

Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на логопедических занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание, а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).

Эти игры и упражнения просты и понятны и не требуют специальной подготовки. Поэтому, я рекомендую их использовать в совместных играх с детьми с 3лет! Эти упражнения будут полезны и детям, не имеющим проблем в развитии речи.

Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

«Загнать мяч в ворота»

(выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

 «Сдуть снежинку, листик, пёрышко» (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить бумажную снежинку и сдуть её. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

«Фокус»

(направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

«Охотник идет по болотам»

(распределение воздушной струи по бокам).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

«Фасолевые гонки»

(выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

«Чья фигурка дальше улетит?»

(развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

Вам понадобятся- вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Ребенок садится напротив фигурки, которая лежит перед ним на столе продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели»«поплыли»«побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

«Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п] : «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

«Горох против орехов»

(чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет, «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

«Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

 «Подуть через соломинку»«Шторм в стакане»

(выработка умения направлять воздушную струю по середине языка)

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

Т.О. дыхательные упражнения мы можем использовать в  различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Как вы думаете, почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.

Уже с давних времен было известно влияние воздействия руки на мозг человека. Речевая область в головном мозгу расположена рядом с двигательной областью. Еще И. Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, улучшению двигательной координации, преодолению зажатости, скованности.

Что происходит, когда с ребенком занимаешься пальчиковой гимнастикой? Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если с ребенком регулярно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Овладев, упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!»

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам«Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение педагога, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

Пальчиковая гимнастика несет в себе целый комплекс коррекционных задач:
– снятие напряжения после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;
– развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы;
– содействие развитию дыхания;
– закрепление произношения отдельных звуков речи;

– развитие просодической стороны речи.

Пальчиковая гимнастика дает положительные результаты при закреплении лексических тем, использовании как часть занятия для закрепления темы, повторение темы на утренних беседах, используя их в режимных моментах, а также на индивидуальных занятиях. Таким образом, пальчиковые игры должны быть  включены в непосредственную образовательную деятельность, а также во все режимные моменты (во время одевания на прогулку, умывания или укладывания спать).

Например, во время занятия по конструированию, можно использовать различные пальчиковые игры, которые будут соответствовать данной ситуации:

Молоточком постучу,

Гвоздики заколочу,

Буду строить дом-дом,

Буду жить я в нем, в нем!

На рисовании можно использовать следующую игру:

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

При проведении занятия по развитию речи, можно использовать  различные пальчиковые игры, в соответствии с лексической темой:

 Петушок наш вдруг проснулся,

Прямо к солнцу повернулся.

Кукарекнул раз, два, три!

Ты сегодня не проспи.

Так же можно использовать пальчиковые игры во время одевания детей на прогулку:

Когда ребенок надевает перчатки, можно использовать следующую игру:

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — дедушка,

Ну, а этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Во время самостоятельной деятельности детей.

 Например, ребенок играет в семью.

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмем-жмем.

Вывод: Только комплексное воздействие на ребенка и тесное взаимодействие всех педагогов коррекционного процесса  может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, социальных явлений и навыкам поведения, основы личностной культуры. Таким образом, применение всех вышеизложенных гимнастик на практике с детьми дошкольного возраста  активизирует их речевую деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 37 «Искорка» Семинар-практикум «Использование артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики в работе педагога для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста ». Подготовила: Лебедева Анна Александровна, учитель-логопед г . Междуреченск

Слайд 2

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет . 60% от всех детей дошкольного возраста имеют речевые недостатки (недостатки звукопроизношения) Исключение составляют дети до 5 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 5 лет- наступает патология. И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

Слайд 4

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА это совокупность специальных упражнений , направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе . Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Слайд 5

Что относится к органам артикуляции (речи)?

Слайд 6

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться!!!!!!! Артикуляционные упражнения делятся: статически е – удержание органов артикуляции в определенной позе (выполнять по 10-15 секунд). Статические « Бегемотики », «Лягушки», «Слон», «Змея», птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др . динамические - многократное повторение одного и того же движения (выполнять 5-7 раз). Динамические «Лошадка», Расческа», Часики», «Вкусное варенье». Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. ПОМНИТЕ : гимнастика не должна ребенку надоедать, следите , чтобы ребенок от нее не уставал!

Слайд 8

«Заборчик» Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. "Хоботок«, «Трубочка» Вытягивание сомкнутых губ вперед. "Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены. Базовый комплекс артикуляционной гимнастики .

Слайд 9

"Окошко". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. "Лопаточка«, «Блинчик» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. "Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

Слайд 10

"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. "Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

Слайд 11

"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта. "Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта. "Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.

Слайд 12

Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. "Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. "Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Слайд 13

"Киска сердиться". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. «Футбол», «Конфетка» Рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку. «Парус» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поставить на бугорки (альвеолы), за верхними зубами.

Слайд 14

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений . Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо вдеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Слайд 15

Требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными. В 1 мл группе еще не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача - проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му , ку-ку, ав-ав , бум-бум). Во 2-ой мл. группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой. Нижняя челюсть опускаться и подниматься, открывая и закрывая рот. Язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к уголкам рта, вперед и назад. В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа - нижняя губа, верхние зубы - нижние, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким. Чаше выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

Слайд 16

Требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными. В старшей группе закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятия о спинке языка. Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. В старшей группе нужно следить за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умение плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следить за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должны удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков, эта работа способствует также развитию у ребенка фонематического слуха.

Слайд 17

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка . Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. ДЫХАНИЕ Физиологическое – физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху Речевое – является произвольным. П осле короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой

Слайд 18

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников: Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких, стеснительных. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – идём гулять ). Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием». Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.

Слайд 19

Только регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей . А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры , улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения. Работа , направленная на развитие дыхания детей старшего дошкольного возраста, дает положительный эффект: увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания , возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе . За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной .

Слайд 20

Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи. Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо – он дышит, как получится Следует серьёзно отнестись и к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено , что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат.

Слайд 21

Правила п ри проведении дыхательной гимнастики: Упражнения проводить в проветренном помещении до еды. Движения необходимо производить плавно , под счет. Медленно. Вдох - через нос (плечи не поднимать, спина прямая ). Выдох – через рот (губы в форме «трубочки» ) или воздушную струю направлять на кончик язык. Выдох должен быть длительным и плавным. Не напрягать плечи, шею. Ребенок должен ощущать движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками ). Не переутомляйте ребенка, строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие . Время выполнения 3-4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции имеют значительный оздоровительный эффект. Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой .

Слайд 22

Д ети 6-7 лет – могут играть по 5-7 минут (норма слов на одном выдохе 5-7). Время проведения дыхательных упражнений : Д ети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет 2-3). Д ети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5). Д ети 4-6лет - длительность игры составляет 4-6 минут (количество слов 4-6). П равило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением её!

Слайд 23

Дыхательные игры и упражнения ( выработка длительной, направленной воздушной струи ) .

Слайд 24

Дыхательные игры и упражнения

Слайд 25

Дыхательные игры и упражнения

Слайд 26

Дыхательные игры и упражнения

Слайд 27

Дыхательные игры и упражнения «Охотник идет по болотам» (Цель: распределение воздушной струи по бокам). Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук .

Слайд 28

Дыхательные игры и упражнения « Поддувалочки » (Цель : Развитие правильного речевого дыхания и сенсорных ощущений). Ребенок встает напротив фигурки, которую держит взрослый. Нужно подуть на фигуру на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

Слайд 29

Дыхательные упражнения в сочетании с движениями и речью «Ворона» Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох . «Пилка дров» Исходное положение: встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох . «Лопнула шина» Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается . «Насос» Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Слайд 30

Дыхательные упражнения в сочетании с движениями и речью «Жук жужжит» Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох . «Дровосек» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 У пражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей и педагогов. Зато ваш ребёнок отблагодарит вас за эти минуты общения красивой и правильной речью в дальнейшем. Не ленитесь! Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое

Слайд 31

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - «Рука является вышедшим наружу головным мозгом ». И. Кант

Слайд 32

Польза пальчиковой гимнастики Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если с ребенком регулярно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Овладев упражнениями, ребенок сможет « рассказывать руками» целые истории. В результате кисти рук и пальцы приобретут силу , хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Слайд 33

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму !» (китайская пословица) Пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам : « Слышу. Вижу . Делаю » . Дети слышат объяснение педагога , видят последовательность выполнения различных действий затем выполняют задание сами.

Слайд 34

Пальчиковая гимнастика несет в себе целый комплекс коррекционных задач: снятие напряжения после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти; развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы; содействие развитию дыхания; закрепление произношения отдельных звуков речи; развитие просодической стороны речи ( тембр, темп, логическое ударение, мелодика, ритм, интенсивность, дикция).

Слайд 35

Пальчиковые игры должны быть включены в непосредственную образовательную деятельность, а также во все режимные моменты ( во время одевания на прогулку, умывания или укладывания спать). Например, во время занятия по конструированию , можно использовать различные пальчиковые игры, которые будут соответствовать данной ситуации: Молоточком постучу, Гвоздики заколочу, Буду строить дом-дом, Буду жить я в нем, в нем!

Слайд 36

На рисовании можно использовать следующую игру: Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. При проведении занятия по развитию речи , можно использовать различные пальчиковые игры, в соответствии с лексической темой: Петушок наш вдруг проснулся (ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх) Прямо к солнцу повернулся (повертеть кистью руки в разные стороны) Кукарекнул раз, два, три! (разводить и сводить указательный и большой палец) Ты сегодня не проспи

Слайд 37

Во время самостоятельной деятельности детей. Например, ребенок играет в семью. Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трем-трем, Мы капустку жмем-жмем. Так же можно использовать пальчиковые игры во время одевания детей на прогулку : Когда ребенок надевает перчатки, можно использовать следующую игру: Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — дедушка, Ну, а этот пальчик — я, Вот и вся моя семья.

Слайд 38

Рекомендуемая литература Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики» Янушко Е. «Помогите малышу заговорить!" Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». «Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством разнообразия приемов проведения артикуляционной гимнастики ». Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб, 2001. – 64с. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005. – 120 с. Куликовская Т.А. Артикуляционная азбука. – М., 2004. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009. Светлова И. Домашний логопед. – М., 2004. Комарова Л.А. Альбом дошкольника. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/03/09/master-klass-artikulyatsionnaya-gimnastika-legko-i-interesno

Слайд 39

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

"Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"-мастер-класс для воспитателей ДОУ.

Предлагаю мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению коррекционного часа во второй половине дня....

Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - важный период в речевом, нравственном и психическом становлении личности....

Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...

Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме: «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Цель: • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ «МАРБЛС» В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ...