Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков [з]-[ж]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сергеева Елизавета Сергеевна

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков [з]-[ж]

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhz.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки [з]-[ж]»

Цель:  учить дифференцировать звуки [з] и [ж] в слогах словах и предложениях и тексте.

Задачи:

Образовательные: уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звуков [з] и [ж];

развивать умение последовательно  и грамотно давать характеристику звука;

учить детей давать сравнительную характеристику звуков [з] и [ж];

автоматизировать чёткое произнесение звуков [з] и [ж] в слогах, словах и предложениях;

закреплять навыки употребления предлогов в речи;

учить подбирать подходящие эпитеты к именам существительным;

 закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;

совершенствовать первичные навыки чтения;

совершенствовать навыки работы с кассой;

Коррекционно - развивающие: развивать фонематический слух и восприятие, мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление;

развивать ориентировку в пространстве;

способствовать развитию навыков конструирования у детей;

Воспитательные: воспитывать отзывчивость и интерес к занятиям.

Оборудование: артикуляционные профили звуков[з] и [ж],  изображение печатных букв З и Ж, карточки для чтения, предметные картинки, счётные палочки, синие мисочки с манной крупой, кассы букв и слогов по количеству детей, мяч.

Ход занятия.

1. Организационное начало занятия.

(Дети стоят в разных частях группы (за доской, между стульями, около стола и т. д.), на столах у каждого лежит схема слога на карточке).

- Подойдёт к своему месту то ребёнок, который стоит за доской.

- Откуда ты вышла, Маша?

Ребёнок: Я вышла из – за доски.

- Подойдёт к своему месту то ребёнок, который стоит между стульями.

- Где ты стоял, Ваня?

Ребёнок 2: Я стоял между стульями.

(Далее проводится аналогичная работа с остальными детьми)

- Посмотрите, у вас на столах карточки со схемами слогов. Сядет тот, кто придумает слог, подходящий к схеме.

(Дети придумывают слоги)

2. Сообщение темы занятия

Игра «Четвёртый лишний»

(На доске картинки: жук, жаба, зонт, жасмин)

- Посмотрите на доску. Назовём картинки. Определите первые звуки в словах и скажите, какая картинка из четырёх лишняя и почему.

- Как вы думаете, о каких звуках будем говорить на занятии? Какие звуки будем сравнивать?

Дети: Звуки [з] и [ж].

3. Работа по теме занятия

   а)  Сравнительная характеристика звуков

- Произнесем звук [з]. (Логопед вывешивает профиль звука)

- Рассмотрим положение органов артикуляции (губы в улыбке, между зубами небольшая щель, язык в форме горочки, кончик языка за нижними зубами).

- Поднесите ладошку к подбородку. Чувствуете холодный, зимний ветерок?

- Кто даст краткую характеристику этому звуку?

- Какой буквой на письме обозначается звук [з]?

- Напишите эту букву на дне тарелки.

- Произнесем звук [ж]. (Логопед вывешивает профиль звука)

- Рассмотрим положение органов артикуляции (губы в форме колечка, между зубами небольшая щель, язык в форме чашечки, кончик языка вверху).

- Поднесите ладошку к губам. Чувствуете тёплый, весенний ветерок?

- Кто даст краткую характеристику этому звуку?

- Какой буквой на письме обозначается звук [ж]?

- Выложите эту букву на столе из счётных палочек.

- Молодцы!

- Так чем же отличаются эти звуки?

   б) Упражнения на развитие фонематического слуха.

- Сколько раз я хлопну, столько раз …, произнесёт слог за; жо; жу и т. д.

- Теперь … повторит за мной слоги: за – жа; жа – за; зо – зо; жу – зу и т. д.

   в) Чтение слов по карточкам

(Логопед раздаёт каждому ребёнку карточку с напечатанным на нём словом)

- Прочитайте слова на карточках. Никому их не называйте.

- А теперь посмотрите на картинки на доске. Найдите ту, название которой напечатано у вас на карточке. Не называя слово, расскажите мне, что вы прочитали.

Ребёнок: Моя картинка находится в первом ряду вторая справа.

(Если ребёнок определил верное местоположение, он получает свою картинку.)

4. Физминутка.

- Немного отдохнём.

(Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч ребёнку, то в свою очередь называет слово определение к своей картинке.)

- Тихонько садимся на свои места.

5.  Работа по теме занятия (продолжение)

    г) Работа над звуко – слоговым анализом слов.

- Вспомните ещё раз свои слова. Разделим их на слоги.

- Сколько слогов … в твоём слове? Как ты узнал (а)?

- Сколько гласных звуков в твоём слове …?

- Сколько согласных звуков в слове?

   д) Работа с кассой

- Теперь переверните карточку со словом и выложите своё слово в кассах.

- Будьте внимательны!

- Обратите внимание на осанку.

(Дети выкладывают каждый своё слово)

- Молодцы!

   е) Упражнение «Вставь пропущенную букву»

- У вас на столах карточки со словами. В словах не хватает одной буквы «з» или  «ж». Какой, вам нужно догадаться и вписать недостающую букву.

- Какую букву вставил … ? Какое слово у тебя получилось?

    ж) Работа над предложением

- Кто справился с предыдущим заданием, придумайте предложение с вашим словом.

- Какое предложение придумал …?

- Сколько слов в твоём предложении?

6. Подведение  итогов занятия

- Какие звуки сравнивали на занятии?

- Чем они отличаются?

- Какие задания выполняли?

(Оценка деятельности детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы....

фронтальное логопедическое занятие на дифференциацию звуков Л и Ль

Конспект занятия в подготовительной к школе группе...

Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах.

Фронтальное логопедическое занятие разработано для старшей группы. Данное занятие направлено не только на закрепление правильного произношения звука в словах, но и развитие фонематического анализа и с...

Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [ш]. Животные северных стран.

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Конспект фронтального логопедического занятия. ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» (подготовительная группа ФФНР).

Конспект фронтального логопедического занятия направлен на дифференциацию звуков [р] и [л]....

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Ц-Ч-Щ в старшей группе

Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Ц-Ч-Щ в старшей группе...

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]...