Консультация для педагогов детского сада по теме: «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»
консультация по логопедии

Сергеева Елизавета Сергеевна

Консультация для педагогов детского сада по теме: «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_artik.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Цель консультации: познакомить педагогов с правилами и особенностями проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

План

Введение

1. Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

2. Виды артикуляционных упражнений и комплексов

3. Организация проведения артикуляционных упражнений

4. Организация речевого уголка в группе

Заключение

Введение

Педагоги, особенно опытные, скорее всего заметили, что всё чаще в группы раннего возраста приходят неговорящие дети, а уровень речи детей более старшего возраста постоянно снижается.

Прежде чем приступить к основному обсуждению, я хотела бы пояснить, что нарушения речи можно условно разделить на две большие группы: нарушения, которые возникают в нервных центрах (незрелость коры и т. д.)и нарушения, возникающие из-за недостаточности развития речевого аппарата. И, если в первом случае помощь ребёнку оказывается медикаментозно, то во втором случае можем помочь мы с вами. Каким же образом?

Наш речевой аппарат – это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них – мышцы, а процесс звукопроизношения – это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата.Если мышцы сильные, упругие, подвижные – то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.

Каждый ребёнок неосознанно выполняет артикуляционные упражнения с младенчества: гуление, лепет, разнообразные мимические и артикуляционные движения языком, губами, челюстью. Не малую роль играет роль процесс сосания, а в дальнейшем и пережевывание пищи. Но в эпоху современности этого недостаточно, поэтому для развития мышц речевого аппарата и их подвижности необходимо использовать  артикуляционную гимнастику.

1. Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика  это основа для формирования речевых звуков.При поведении артикуляционной гимнастики происходит не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесениятех или иных звуков речи.

Для наиболее эффективного результата необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Для лучшего закрепления навыков, нужно проводить артикуляционную гимнастику каждый день по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 7-10секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные. Из 2-3 упражнений только одно может быть новым для ребёнка, оставшиеся упражнения проводят для закрепления. Если у ребёнка есть трудности при выполнении какого-либо упражнения, то не стоит вводить новые пока не будет достаточно хорошо отработаны предыдущие.  
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • При выполнении упражнений ребёнок должен видеть своё лицо (для контроля за правильностью выполнения) и лицо взрослого, который осуществляет показ, поэтому артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке (или ручным зеркалом размером примерно 9х12см). В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а  взрослый должен находиться напротив лицом к нему.
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
  • Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.
  • Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка.Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.

2. Виды артикуляционных упражнений и комплексов

Существует множество видов артикуляционных упражнений и комплексов. Артикуляционные упражнения можно разделить исходя из того,  на развитие каких мышц они направлены: упражнения для губ, щёк, мышц глотки и нёба, языка. Эти упражнения делят на статические (удержание) и динамические (подвижность). Рассмотрим наиболее простые и распространённые упражнения.Возьмите зеркала, поставьте так, чтобы вам было видно своё лицо.

Так как артикуляционную гимнастику следует начинать с упражнений для губ, то с них мы и начнём.

  • Улыбка.Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  • Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  • Заборчик.Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  • Бублик (Колечко).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  • Заборчик - Колечко. Улыбка - Трубочка.Чередование положений губ.
  • Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  • Удерживать губами карандаш (пластмассовую трубочку).
  • Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

Упражнения для щёк:

  • Покусывание, похлопывание и растирание щек.
  • Сытый хомячок.Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  • Голодный хомячок.Втянуть щеки.
  • Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка:

  • Птенчики.
    Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  • Лопаточка.
    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • Чашечка.
    Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  • Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

  • Киска сердится.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  • Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

  • Змейка.
    Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
  • Качели.
    Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  • Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

  • Почистим зубки.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

  • Лошадка.
    Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  • Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

  • Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

  • Позевывать с открытым и закрытым ртом.Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
  • Произвольно покашливать.Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.Покашливать с высунутым языком.
  • Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
  • Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
    Глотать капли воды, сока.
  • Надувать щеки с зажатым носом.
  • Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

    Существуют также комплексы артикуляционных упражнений, которые подобраны для решения какой-либо конкретной задачи. Например, есть комплексы упражнений для постановки того или иного звука, комплексы, способствующие улучшению подвижности органов артикуляции, расслабляющие комплексы артикуляционных упражнений. Педагог выбирает комплекс в соответствии с решаемой задачей (примеры).

3. Организация проведения артикуляционных упражнений

     Для того чтобы работа по развитию мышц речевого аппарата была эффективной и в то же время интересной ребёнку, необходимо правильно её организовать.

     Сначала взрослый рассказывает о предстоящем упражнении,  показывает его выполнение и только потом упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

     При проведении артикуляционной гимнастики необходимо также учитывать возрастные особенности детей (Спрашиваю педагогов).

    Итак, сейчас я расскажу о некоторых методах и приёмах проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

  • Самый распространённый приём – использование картинок (показываю). Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.
  • Возможно использование фотографий других детей с правильным показом необходимого упражнения.
  • Для детей старшей и подготовительной группы возможно использование трафаретов «Весёлые язычки». Ребёнку предлагается силуэтное изображение языка, той формы, которую он принимает при выполнении того или иного упражнения.
  • Существуют специальные мягкие игрушки, у которых широко открыт рот и есть язычок. Такие игрушки управляются рукой педагога.  
  • Для повышения интереса к деятельности можно «приобщать» сказочных персонажей. Это могут быть персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Можно вместе с ребёнком научить их выполнять заданное упражнение. А может быть герою нужно помочь преодолеть какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам герой даёт задание ребёнку и наградит после выполнения. В качестве героев могут выступать игрушки, нарисованные герои, театральные куклы, анимационные персонажи.
  • Одним из распространённых приёмов является использование коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень любят стихи  и быстро их запоминают. Например:

«Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

«Часики»

Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!

«Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

«Киска сердится»

Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.

  • В методической литературе и в интернете часто можно встретить специальные сказки: в знакомый сказочный сюжет вставлены подходящие артикуляционные упражнения или же под определённый комплекс упражнений придумывается сказка. Есть такие сказки и прозе и в форме стихотворений. Упражнения, которые используются в такой сказке, должны быть заранее разучены с ребёнком. Например, авторская сказка Н.В. Рыжовой«Как язычок лепил снеговика».

 Подготовительные артикуляционные упражнения

1. «Окошко».

2. «Лопаточка».

3. «Воздушный шар» (надуть щеки и удерживать под счет до 5).

4. «Часики».

         Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг: и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5). Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубки), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика. Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»). Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает?». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом - другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом - влево). Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем - левым).

 Вот какого снеговика слепил Язычок!

  • Подобно сказкам можно подобрать подходящие упражнения к изучаемой лексической теме. Например, артикуляционная гимнастика к занятию по лексической теме «Домашние животные».

Описание, согласно теме занятия

   Название упражнения

Телёнок мычит, зовёт маму.

«Улыбка» - «Трубочка»

Щенок хвастается зубами.

«Заборчик»

Собака виляет хвостом.

«Змейка»

Кот лакает молоко.

«Вкусное варенье»

Лошадка скачет.

«Лошадка»

Разучивание артикуляционных упражнений лучше  проводить в индивидуальной форме, например в утренние и вечерние часы. В дальнейшем это могут быть подгруппы по 2-3 воспитанника, когда детям будут известны основные упражнения. В старших группах возможна игра в логопеда. Один из детей, например используя комплекс гимнастики в картинках, контролирует выполнение упражнений другим ребёнком.

Можно использовать артикуляционную гимнастику в индивидуальной работе с детьми, а также фронтально в качестве части занятия, в том числе и открытого, перед режимными моментами.

4. Организация речевого уголка в группе

В каждой группе детского сада должен быть речевой уголок. Я подготовила памятки по содержанию и организации речевого уголка.

      Итак, какой дидактический материалдолжен быть в речевом уголке:        

  • материал по развитию артикуляционной моторики(предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады-схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; салфетки; индивидуальные зеркала)
  • пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  • пособия для развития мелкой моторики  (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; шнуровки; различный материал для составления букв)
  • пособия для развития фонематического слуха (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
  • игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
  • игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
  • игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
  • материал по обучению грамоте  (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

  • Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
  • Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
  • Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
  • Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
  • Не следует перегружать уголок оборудованием.
  • Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Заключение

Работу над развитием артикуляционной моторики необходимо проводить систематически. В этом случае вы сможете помочь детям быстрее заговорить.

Необходимо также донести и до родителей важность развития мышц речевого аппарата ребёнка и выполнения артикуляционных упражнений дома.

Я подготовила информацию на стенды в раздевалке для родителей, дети которых посещают младшие группы. Спасибо за внимание.  Приглашаю познакомиться с материалами выставки, которую я для вас подготовила.

Список литературы

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи

. -- М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003

http://www.solnet.ee/parents/log_49.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар с педагогами детского сада на тему: «Методика работы с детьми по театрально-творческой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Семинар проведен с целью ознакомления педагогов детского сада с методами работы по театрально-творческой деятельности.Задачи семинара:1. Дать практические рекомендации по использованию методов и прием...

Консультация для педагогов детского сада по теме: "Игры для детей с повышенной двигательной активностью"

Эту консультация предназанчена для  воспитателей детского сада.У многих воспитанников выявлен повышенный компонент гиперактивности с синдромом дефицита внимания. У детей с общим недоразвитием реч...

Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...

Методическая разработка «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»

laquo;Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»Цель консультации: познакомить педагогов с правилами и особенностями  проведения артикуляционной гимна...

«Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»

В статье говорится о том, как правильно провести артикуляционную гимнастику....

Консультация для педагогов детского сада "Дыхательная гимнастика"

игры, упражнения по развитию речевого дыхания...

Консультация для педагогов детского сада на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников 5-6 лет с помощью современных логоматематических игр».

Консультация для педагогов детского сада на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников 5-6 лет с помощью современных логоматематических игр»....