Методическая разработка на тему:"Программа использования дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками".
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Серебрякова Марина Станиславовна

Данная методика разработана для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. В которой представлены группы игр направленных на устранение речевых дефектов у дошкольников старшего или подготовительного возраста. Игры систематизированы по коррекционной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _metodika.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:


Методическая разработка

Учителя- логопеда Серебряковой Марины Станиславовны


Тема: Программа использования дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками

Москва 2018г.


Пояснительная записка.

Данная методика разработана для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. В которой представлены группы игр направленных на устранение речевых дефектов у дошкольников старшего или подготовительного возраста.

Игры систематизированы по коррекционной направленности.

Актуальность

За последние годы значительно возросло количество детей, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей(трёх- четырёх лет). Причины этого явления разнообразны и многочисленны.

 К сожалению, на занятия к логопеду дети с речевыми нарушениями часто попадают только перед школой̆, в лучшем случае после пяти лет, и самый̆ значимый̆ для развития речи ребенка возраст трех  лет – оказывается упущенным.

В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Таким образом, можно выделить две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1.Широкое  использование игр в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

Как правило, основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Поскольку работая с детьми с ОНР, то основной задачей коррекционного обучения является практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Поэтому в основу этой методической разработки легла систематизация  игр и игровых пособий, необходимых для обучения дошкольников старшейгруппы. Здесь будут представлены авторские разработки, апробированные на практике игр, а также игры уже представленные в современной методической литературе.

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение речи, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура , речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общей, так и артикуляционной.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направлением  коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

Игры направленные на развитие мелкой моторики.

1.ЛАДОШКИ

На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней(пальцы вместе, врозь, согнуты и т.д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.

2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. 

Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. ЛЕПИМ ИЗ ПЛАСТИЛИНА 

Сначала учат катать из пластилина цилиндр, предварительно разогрев его в руках. Со временем усложняйте задачу: попробуйте скатать шарик, слепить банан, змейку.  

Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.


5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ


Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
Можно построить пирамидку из стаканчиков от йогуртов, надев их один на другой. Разберите её сначала вместе, а потом предложите малышу поиграть с ей самостоятельно.

6. ИГРЫ – ШНУРОВКИ


Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка.

7. ЗАБАВНЫЕ КАРТИНКИ (бусины, горошины, кофейные зёрна, мелкая фасоль,

 семечки, ракушки, мелкие камушки). 
На листе картона равномерно распределите слой пластилина. Горошинами или другой крупой ребёнок выкладывает различные картинки: домик, цветы, море(кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.
Так можно  сделать картины – мозаики на пластилине.

8. ВОЛЧКИ. 

Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

9. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –

СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»

Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

10. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ. 

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

11. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ. 

Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

12. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ. 

Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.

13.СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

14. БУСЫ ДЛЯ МАМЫ.

Для игры потребуется шнурок,бусины или пуговицы с большими отверстиями. Пусть ребёнок фантазирует, нанизывая бусы в произвольном порядке.

15. ВОЛШЕБНЫЙ ПОДНОС.

На яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится контрастная линия. Покажите ему, как нарисовать волны, круг . квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок с более старшими детьми можно рисовать цифры, буквы и т.п.

16. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ.

Вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ёжика, треугольник для ёлочки и т.д.). Покажите ребёнку, как надо взять прищепку тремя пальцами и как её прицепить к картону.

17. ЗОЛУШКА.

В миске смешивают белую и цветную фасоль (можно использовать мелкие крупы, контрастные по цвету рис и гречку). В две другие миски ребёнок сортирует крупу.

18. РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ.

Используют нетоксичныеи  достаточно густые краски. На листе бумаги ребёнок сначала рисует прямые линии, затем геометрические фигуры, узоры, цифры и буквы.

19. УЗОРЫ ИЗ СЧЁТНЫХ ПАЛОЧЕК.

По образцу ребёнок выкладывает квадраты, треугольники, ёлочки, снежинки, часики, домики, башни, самолёты для более старшего возраста, буквы и др.

20. СОЛЁНОЕ ТЕСТО.

Вместо пластилина для лепки можно использовать тесто. Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.

Развитие артикуляционной моторики

Чтобы преподнести упражнение дошкольникам в нескучном варианте, для каждого упражнения подбираем картинки и стихотворения.

Игры направленные на развитие и активацию словаря.

1. ДОБАВЬ СЛОВО

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти.

2. СЛОВЕСНОЕ ДОМИНО

Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока.

3. ПРИЗНАКИ СЛОВ

Ребенку говорят:

1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - ?; ветер - ..., а снег - ...; дождь -…, а солнце - ... При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).

3-й вариант. «Сравни по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко, по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности - веревку и нитку, камень и глину, по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте - куст и дерево, гору и холм».

4. СЛОВА - ПРИЯТЕЛИ

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

5. ЧЕТВЕРТЫЙ - ЛИШНИЙ

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.

6. СЛОВА - ПРИЯТЕЛИ

Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».

7. УМЕНЬШЕНИЕ

Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч - это мячик, маленький стол - ..., и так далее».

 

8. НАЗОВИ ДЕТЕНЫША

Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.

9. НАЙДИ СЛОВО

Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, - люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем - неживые.

Игры направленные на развитие грамматического строя речи.

 Дидактические игры  по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

Игры и упражнения на словоизменение:

  •  учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.

  • употреблять несклоняемые существительные типа пальто,  кофе,  радио,  кенгуру  игры "Ателье", "Кафе" и др.)

  • правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой?, Какая?, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете").

  •  различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.( игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Алло,алло.." и др.).

Игры и упражнения на словообразование:

           Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

  • Образование названий детенышей животных
  • Образование названий профессий
  • Образование названий посуды
  • Образование однокоренных слов

           В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

           · суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;

           · приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;

           · смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.

            В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных:Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.

Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…".

Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.

Игры направленные на развитие связной речи

  1. Игра "Сочини предложение".


Воспитатель  предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

2.Словесная игра « Внимание! Розыск!»

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

3.Игра « Предлоги».

Предлагается картинка с  предлогом и нужно составить предложение с ним.

4.Игра «Кто с какими буквами дружит».

На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит:

" Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой  говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д.

5. Словесная игра « Придумай предложение со словами….»

Педагог предлагает слово(картинку), а дети составляют с ним предложение.

6.Словесная игра «Сплетем венок из предложений»

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.

7.Игра «Загадай и отгадай ».

Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков»  слово.

Игроки пытаются загаданный предмет. Тот, кто угадал, становится водящим.

8.Игра «Составь рассказ»

Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицыи  предлагает составить по схеме рассказ на тему « Перелетные птицы». Таким образом, составляются рассказы по разным лексическим темам.

9. Игра «Магазин»

С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель, одежду и т.д.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.


Самообразование

Учителя- логопеда

На тему: «Дидактические и лексические упражнения,

 как средство развития словаря дошкольника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...

Методическая разработка на тему "Программа игр и упражнений, рекомендуемая к использованию в работе по формированию творческого мышления у детей"

Картотека игр и заданий,рекомендуемая к использованию в работе по формированию творческого мышления у детей....

«Использование дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР»

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок , особое внимание мы уделяем дидактической игре , так как она имеет большое значение для воспитания ....

Примерная программа использования дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР.

Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного в...

Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  ле...

Методическая разработка "Использование дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками"

Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного в...

Примерная программа использования дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ЗПР

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР.Введение.Задержка психического развития (ЗПР) является серьезной проблемой, с которой сталкиваются роди...