Семинар-практикум для родителей «Мы писали, мы писали, или как избежать появления ошибок»
консультация по логопедии (старшая группа)

Сергеева Елизавета Сергеевна

Конспект семинара-практикума для родителей по профилактике оптической дисграфии «Мы писали, мы писали, или как избежать появления ошибок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_roditeley.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мы писали, мы писали, или как избежать появления ошибок»

Цели: 

  • Оказывать помощь родителям в своевременной диагностике и предупреждении дисграфии у детей, давать необходимые рекомендации.
  • Обозначать проблемы, возникающие при письме у детей, посещающих подготовительную к школе группу.
  • Знакомить с данными логопедического обследования.
  • Разъяснять причины возможных нарушений письменной речи.

План

1. Организационный момент

2. Сообщение темы семинара - практикума

3. Психологический настрой

4. Основная часть

5. Подведение итогов

Ход семинара – практикума

1. Организационный момент

Родителям предлагается выбрать бабочку желтого, синего, красного или зелёного цвета, которые помогут им разделиться на подгруппы.

2. Сообщение темы семинара - практикума

Логопед: Добрый вечер, позвольте начать семинар-практикум на тему: «Мы писали, мы писали, или как избежать появления ошибок».  Сегодня вы познакомитесь с результатами логопедического обследования, а также мы постараемся ответить на вопросы: Что такое письмо? Какие трудности испытывают дети при овладении письменной речью? Как предупредить ошибки в письменной речи и помочь вашим детям грамотно писать?

3. Психологический настрой

Логопед: Еще совсем недавно ваши дети были зачислены в подготовительную к школе группу, что означает, что на протяжении этого учебного года главное внимание педагогов будет уделяться подготовке детей к школе: овладению счётом, навыками чтения и письма. В этом возрасте возникает ряд проблем. Мне бы хотелось, чтобы вы поставили себя на место своих детей и почувствовали как им сейчас трудно.

Напишите левой (для правшей) рукой фразу: «Я учусь писать».

Прошу высказать свои ощущения: что вы испытали при написании фразы в непривычных для себя условиях.

/Высказывания родителей/

Вот такие же трудности испытывают Ваши дети в период обучения письму.

Для нас, взрослых, письмо – это что-то целое и связное. Прежде чем говорить о помощи, давайте, не вдаваясь в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь: как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое?

4. Основная часть

Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

  • речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;
  • речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;
  • двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;
  • зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).

    Несформированность какой – либо из указанных функций может вызвать нарушение письма. Сегодня мы коснёмся показателей, недоразвитее которых приводит к одному из нарушений письменной речи – оптической дисграфии. Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.  Термин «оптическая» говорит сам за себя, то есть данный вид дисграфии связан с нарушением зрительного анализатора.

Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:

1. Смешение букв по оптическому сходству: л – м, г – т, т – п и т. д.

2. Зеркальность (в основном буквы: с, э, з, е, я)

3. Трудности удержания строки, наклона.

Сейчас мы с Вами рассмотрим наиболее простые игры и упражнения, для предупреждения подобного рода ошибок.

Логопед перечисляет ниже указанные упражнения, сопровождая объяснение показом наглядностей. Родители выполняют задания.

Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза:

  • Назвать предметы по их контурам.
  • Назвать и дорисовать предметы.
  • Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке
  • Назвать перечёркнутые изображения
  • Выделить предметные изображения (в дальнейшем буквы), наложенные друг на друга:
  • Показать правильно написанную букву.
  • Распределить предметы по «величине», учитывая реальные размеры

Развитие зрительной памяти:

  • запомнить картинки (4-5), а потом найти их среди других (восемь-десять);
  • запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;
  • игра «Чего не стало?» (находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало);
  • игра «Что изменилось?».

     При поступлении ребёнка в школу важен также показатель развитии мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:

  • дрожащие линии;
  • колебание наклона и высоты букв;
  • быстрое наступление мышечного утомления;
  • небрежное выполнение письменных работ.

Родителям предлагается освоить упражнения по развитию мелкой моторики рук в семье.

1. Пальчиковая гимнастика

 Ручку пальчиками взяли

И кружок нарисовали.

Таз кружок, два кружок –

Сосчитай-ка их, дружок.

2. Упражнение с бумагой

Родителям предлагается небольшой лист цветной бумаги из которого они должны с помощью метода «обрывания» сделать букву О.

3. Выкладывание букв из подручного материала

Родителям раздаётся подручный материал (цветные нити, проволока, фасоль, перловая крупа, блюдца с манной крупой и т. д.). Они должны выложить заданную букву.

4. Работа в группах

Родителям предлагается обсудить в группах и назвать упражнения (по цепочке), которые направлены на развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях

5. Итог семинара-практикума

     Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужны терпение и ещё раз терпение, систематические занятия.

    Не забывайте хвалить ребёнка, не торопите его, не говорите: «Ты это делаешь не так», «Это неправильно», не заставляйте многократно переписывать (это обратный результат), больше играйте с ним и у Вас всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ КРАСИВО»

Цель: создать у родителей мотивацию на постоянные занятия с ребенком по развитию моторики руки дома....

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Выступление на семинаре - практикуме Тема: " Написание информационных писем и писем благодарностей"

Выступление на семинаре - практикумеТема: " Написание информационных писем и писем благодарностей"...

"Как избежать роковых ошибок в воспитании и наладить спокойствие в семье."

Предлагаю вашему вниманию несколько  публикаций психолога Александра Целикова которые помогут родителям избежать роковых ошибок в воспитании и наладить спокойствие в семье.«Какие...

Семинар практикум с элементами тренинга для педагогов «Как избежать конфликтов с родителями»

На семинаре воспитатели отрабатывают навыки безконфликтного общения с родителями....

Консультация для родителей "Будем писать без ошибок - профилактика дисграфии"

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связан...