"Игры для развития мышления ребёнка"
методическая разработка по логопедии

Киселёва Надежда Васильевна

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны его личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития мышления ребёнка

Ребёнок и игра – неотделимы друг от друга. Если ребёнок не играет, значит, он спит или занят чем-то другим, что мешает ему играть. В остальное время ребёнок играет. Дети постоянно создают вокруг себя искусственный мир. Их окружают пираты, чудовища, принцессы, и это не потому, что ребёнок хочет побаловаться, а потому, что он изучает окружающий мир. Малышу не понятны некоторые образы, и он их для себя создаёт, тем самым, разрушая страх перед непознанным. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны его личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

1. Описываем различные свойства предметов

Описать любой предмет или игрушку.

Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: «яблоко». Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

2. Продолжаем знакомство со свойствами предметов

Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет.

3. Кто летает?

Взрослый называет кого-либо или что-либо умеющее летать – дети разводят руки в сторону, если нет – не поднимают руки

4. Съедобное – несъедобное (с мячом)

Взрослый называет предметы, например: яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч, если несъедобный – мяч не ловим

5. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет»

«Спереди – пятачок, сзади – крючок, посередине – спинка, а на спине щетинка»

«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать»

«Голубой платок, алый колобок, по платку катается, людям улыбается»

«Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку»

«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут»

6. Ищем одинаковые свойства предметов

 В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые.

Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые

7. Ищем различные свойства предметов

Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других.

Определить, чем отличается предмет или фигура

8. Классификация»

1) Разложить предметные картинки по группам

2) Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу, те, кто живет в жарких странах

3) Из набора карточек выбрать то,

а) что можно есть (съедобное)

б) что сделано человеком

в) те, на которых изображено 6 (9, 7, 5) предметов и т.д.

4) сложить в одну коробку все шишки, а в другую – все ракушки

5) Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую – большие

6) Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую – короткие

7) Из всех пуговиц выбрать только круглые

8) Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу – красные, в другую – зеленые и т.д. (аналогично ленты)

9. Классификация по признакам:

а) выбрать предметы, которые тонут

б) выбрать предметы, которые не тонут

в) выбрать предметы, которые могут разбиться и т.д.

10. Игра

Приготовить 15 различных предметов.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш

Отобрать: металлические предметы, съедобные, тяжелые, мягкие, белые, круглые, длинные, деревянные, маленькие, прямоугольные и т.д.

11. Дома работа по классификации:

разобрать покупки (рассортировать); что нужно положить в холодильник? что нужно положить в морозилку? что положить на полочку в ванной? куда положить стиральный порошок? куда крупу?

стирка: рассортировать белье на белое и цветное

12. «Классификация геометрических фигур» (цвет, форма, величина)

13. «Найди предметы такого же цвета»

У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки пирамидки соответствующего цвета

14. «Большой-маленький»

Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы

15. «Обобщение-исключение»

1) Поиск лишней картинки

2) Последовательность работы:

«3 лишний» (с картинками);

«4 лишний» (с картинками);

«3 лишний» (на словесном материале)

«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»

16. «Нужно – не нужно»

«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет» и т.д.

17. «Отвечай одним словом»

Яблоня, дуб, каштан это (деревья) Окунь, щука, карась это (рыбы) и т.д.

18. «Закончи предложение»

1. Лимоны кисляе, а сахар…

2. Собака лает, а кошка…

3. Ночью темно, а днем…

4. Трава зеленая, а небо…

5. Зимой холодно, а летом…

6. Ты ешь ртом, а слушаешь…

7. Утром мы завтракаем, а днем…

8. Птица летает, а змея…

9. Лодка плывет, а машина…

10. Певец поет, а строитель…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...

Развитие мышления ребёнка 3, 4, 5 лет.

Уважаемые гости,представляю вам игры на развитие мышления детей 3 4 5 лет. Развивать мышление ребенка необходимо начиная с раннего возраста, это в дальнейшем поможет ему хорошо усваивать новые знания ...

35 игр на развитие мышления ребёнка.

Материал включает в себя игры на развитие мышления ребёнка....

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека Игры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. КартотекаИгры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет...

Диагностика мышления дошкольников и игры на развитие мышления

Вашему вниманию представлен пример диагностики мышления у дошкольников и игры на развитие мышления...

Консультация для родителей Развиваем мышление дошкольников ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Консультация для родителейРазвиваем мышление дошкольниковИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯМышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, нераз...