Круглый стол для воспитателей на тему: "«Фонетико-фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
материал по логопедии (подготовительная группа)

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих раздражений поступают к коре головного мозга. Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого. Такой звук- называется фонемой.  Фонетическое нарушение — нарушение артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнить движения языком, в результате чего звук искажается. Фонематическое нарушение — это замена одной фонемы на другую, вследствие чего нарушается смысл слова. (рак –«лак», рожки – «ложки»). Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы- искажаются. Такие нарушения называются фонетико –фонематическими. Фонематический слух — умение выделять звуки из слова и дифференцировать их. Нарушения фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не различает близкие по звучанию звуков речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же самой причине идет отставание грамматического строя. Многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми. Таким образом, можно отметить, что у ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико- фонематические (ФФНР) и лексико – грамматические, что повлечет за собой в дальнейшем нарушения письма и чтения. В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Систематические занятия по развитию речи в ДОУ проводятся, начиная с первой младшей группы и кончая подготовительной. Такая работа не только помогает формированию правильного звукопроизношения, но и воспитывает фонематический слух. Каковы этапы работы над звуками, и какая профилактическая работа воспитателя в группе, мы уточним с вами, проведя блиц — опрос.

Блиц – опрос: (воспитатели получают памятки с задачами по развитию фонематического слуха. Их задача: определить возрастную группу.) дискуссия.

Таким образом, четко построенная работа по формированию правильного произношения помогает решить следующие задачи: добиваться правильного произношения всех звуков; способствует развитию фонематического слуха; расширить активный словарь ребенка; помочь овладению грамматическими навыками; способствовать обучению грамоте; как можно раньше выявить тяжелые нарушения речи, оказав своевременную помощь, направив в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия. Актуальная потребность и задача педагогов дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно — содержательных аспектов не только логопедической, но и профилактической помощи. Использование занимательного наглядного материала в обучении детей фонематическим процессам. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных его характеристик. У детей старшего дошкольного возраста недоразвитие фонематического восприятия препятствует качественному формированию навыка звукового анализа и синтеза. В связи с тем, что мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, можно применять пособия в виде игр — схем, позволяющих в доступной форме представить абстрактные понятия, которыми и являются звуки, слова, предложения. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесение собственных ощущений с изображением на карточках- символах. Затем детям предлагается дать характеристику звука, отбирая необходимые символы. Фея гласных звуков в красном платье, гном в синем костюме – твердые согласные звуки, в зеленом – мягкие согласные звуки, колокольчик — звонкие звуки, колокольчик перечеркнутый – глухие. Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружками, при знакомстве с гласными я использую символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук /а/ обозначаю большим кругом, звук/у/ маленьким кружочком, /о/ овал и т.д.

Можно закреплять изучаемый звук с проговариванием потешки, выполняя ритмичные нажимы на прищепку. Помимо развития мелкой моторики пальцев рук пособие можно использовать при звуковом анализе слов. Упражнение «Цепочка» дает возможность выложить слово из звуков, сосчитать количество звуков в слове. При знакомстве с графическим обозначением звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Нетрадиционные приемы по изображению буквы: это рисование на песке, пальцем на ладошке, работа с изографами, обводка буквы пальцем по рельефной поверхности (наждачной, бархатной бумаги). При подготовке к занятию педагогу необходимо учитывать, что дидактическая игра не должна быть только развлекательным моментом. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения речи детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_martbereza_-_kopiya.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

                       Круглый стол для воспитателей на тему:

«Фонетико-фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста». 

Подготовила :учитель-логопед МБДОУ д/с №12

Андреева С.Ю

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих раздражений поступают к коре головного мозга. Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого. Такой звук- называется фонемой.  Фонетическое нарушение — нарушение артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнить движения языком, в результате чего звук искажается. Фонематическое нарушение — это замена одной фонемы на другую, вследствие чего нарушается смысл слова. (рак –«лак», рожки – «ложки»). Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы- искажаются. Такие нарушения называются фонетико –фонематическими. Фонематический слух — умение выделять звуки из слова и дифференцировать их. Нарушения фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не различает близкие по звучанию звуков речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же самой причине идет отставание грамматического строя. Многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми. Таким образом, можно отметить, что у ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико- фонематические (ФФНР) и лексико – грамматические, что повлечет за собой в дальнейшем нарушения письма и чтения. В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Систематические занятия по развитию речи в ДОУ проводятся, начиная с первой младшей группы и кончая подготовительной. Такая работа не только помогает формированию правильного звукопроизношения, но и воспитывает фонематический слух. Каковы этапы работы над звуками, и какая профилактическая работа воспитателя в группе, мы уточним с вами, проведя блиц — опрос.

Блиц – опрос: (воспитатели получают памятки с задачами по развитию фонематического слуха. Их задача: определить возрастную группу.) дискуссия.

Таким образом, четко построенная работа по формированию правильного произношения помогает решить следующие задачи: добиваться правильного произношения всех звуков; способствует развитию фонематического слуха; расширить активный словарь ребенка; помочь овладению грамматическими навыками; способствовать обучению грамоте; как можно раньше выявить тяжелые нарушения речи, оказав своевременную помощь, направив в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия. Актуальная потребность и задача педагогов дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно — содержательных аспектов не только логопедической, но и профилактической помощи. Использование занимательного наглядного материала в обучении детей фонематическим процессам. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных его характеристик. У детей старшего дошкольного возраста недоразвитие фонематического восприятия препятствует качественному формированию навыка звукового анализа и синтеза. В связи с тем, что мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, можно применять пособия в виде игр — схем, позволяющих в доступной форме представить абстрактные понятия, которыми и являются звуки, слова, предложения. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесение собственных ощущений с изображением на карточках- символах. Затем детям предлагается дать характеристику звука, отбирая необходимые символы. Фея гласных звуков в красном платье, гном в синем костюме – твердые согласные звуки, в зеленом – мягкие согласные звуки, колокольчик — звонкие звуки, колокольчик перечеркнутый – глухие. Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружками, при знакомстве с гласными я использую символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук /а/ обозначаю большим кругом, звук/у/ маленьким кружочком, /о/ овал и т.д.

Можно закреплять изучаемый звук с проговариванием потешки, выполняя ритмичные нажимы на прищепку. Помимо развития мелкой моторики пальцев рук пособие можно использовать при звуковом анализе слов. Упражнение «Цепочка» дает возможность выложить слово из звуков, сосчитать количество звуков в слове. При знакомстве с графическим обозначением звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Нетрадиционные приемы по изображению буквы: это рисование на песке, пальцем на ладошке, работа с изографами, обводка буквы пальцем по рельефной поверхности (наждачной, бархатной бумаги). При подготовке к занятию педагогу необходимо учитывать, что дидактическая игра не должна быть только развлекательным моментом. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения речи детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе педагога.

              Консультация  для музыкального руководителя на тему:

Использование  логоритмики  и кинезиологических упражнений на занятиях музыкальных, как методы здоровьесберегающих технологий»

Подготовила :учитель-логопед МБДОУ д/с №12

Андреева С.Ю

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три раздела, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.

Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми.

1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений должны сочетаться с какой- либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

На подготовительном этапе используются упражнения на развитие:

• Общих речевых навыков - дыхание, голоса. Это различные распевки.

• Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой)- это различные музыкально- ритмические упражнения и тренажи;

• Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);

• Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи:

• развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

• формирование правильного дыхания;

• развитие способности ориентироваться в пространстве;

• выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

• развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

• формирование навыка релаксации;

• развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за

тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое

восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое,

аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих

активизировать межполушарное воздействие.

Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится

сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и

координация Соединение кинезиологических упражнений с музыкой усиливает эффект и

дает потрясающий результат. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало

детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

занятия проводятся утром;

занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста помогут нормализовать

работу мозга и наладить связь между мозговыми полушариями. Также они обеспечат

стрессоустойчивость, хорошую память и полноценное развитие ребёнка в дальнейшем.

Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста помогут нормализовать

работу мозга и наладить связь между мозговыми полушариями. Также они обеспечат

стрессоустойчивость, хорошую память и полноценное развитие ребёнка в дальнейшем. Под их влиянием ребёнок добьётся значительных улучшений в обучении и сможет научиться управлять своими эмоциями. Чем интенсивней будет нагрузка, тем более значительными будут результаты.

Грамотное использование музыки поможет улучшить функционирование высших нервных процессов. Важно окружить ребенка музыкой погрузить в мир сказки, фантазии, творчества.

                         Консультация  для родителей  на тему:

               «Речевые игры по дороге домой для детей 5-6лет»

Подготовила :учитель-логопед МБДОУ д/с №12

Андреева С.Ю

                                           Уважаемые родители!

 Дорога от детского сада домой и обратно  занимает некоторое количество времени. И это время можно провести увлекательно и с пользой для ребёнка.  Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним. 

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

 А какое живое, эмоциональное, интересное и полезное общение может получиться! 

 Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Зарабатывание денег, создание стабильности в семье является приоритетной задачей взрослого населения нашей страны. Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени отдаляют родителей от детей. Конечно, было бы просто замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры. Очень ценен опыт семей, где несмотря ни на что сохранились традиции совместных ужинов, настольных игр, просмотра и обсуждения телепередач и детских фильмов. А что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?

   Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, предлагаю вам несколько вариантов игр, которые не требует специальных педагогических знаний и помогут вам провести несколько удивительных минут рядом с вашим малышом.

   Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

   С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

   Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).

Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус), и т.д.

  • «Назови ласково».

Взрослый называет предмет, а ребёнок этот предмет должен назвать ласково. Например, кошка – кошечка, чашка – чашечка и т.д.

  • Игра «Один – много».

         Например, сорока – сороки, берёза - берёзы, машина –машины и т.д.

  • «Посчитай до 5».

Например, одна машина – две машины…. – пять машин….,

один дом - два дома….- пять домов….. и т.д.

  • «Назови одним словом».

Взрослый называет несколько слов и предлагает ребёнку назвать их одним словом.

Например: помидоры, тыква, кабачок (овощи).

Банан, яблоко, груша (фрукты).

Стол, стул, диван (мебель).

  •  «Что лишнее».

Взрослый произносит три- четыре слова, а ребёнок называет лишнее и объясняет почему.

Например: Стул, стол, шапка (шапка не мебель).

Куртка, сапоги, свитер (сапоги не одежда) и т.д.

  • «Какого цвета?»

1 вариант:  Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета.
Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д.
2 вариант:  Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы  красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др. 

  • «Предметы одной формы».

Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.

  •  «Из чего какое?».

         Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?

Дом из кирпича – какой?

Стакан из стекла?

Крепость из снега?

Шапка из меха?

 Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.

  • «Какой? Какая?».

 Ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к     предмету. Например, снег (какой?) – белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий…

 Лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….

  • Игра «Кто, что делает?»

Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову. Например, кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит...

 Машина - едет, гудит, везет грузы... и т.д.

  • «Кто где живет?»

Например, кто живет в дупле? (белка).

Кто живет в будке? (собака).

Кто живет в норе? (лиса).

Кто живет в берлоге? (медведь).

Кто живет в гнезде? (птицы).

  •  «Кто у кого?»

 У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…

  • «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?».

 Например, хвост медведя, чей хвост? (медвежий.) Ухо медведя, чье ухо? (медвежье), а у утки, у собаки, у козы, и т.д.

  • «Отгадай предмет по названию его частей»

 Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Хвост, крылья, перья, клюв (птица).

Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить речь и мысли ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОО в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

      Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя....

Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра созд...

«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....

Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...