Презентация "Логопедические игры и упражнения по лексической теме Космос"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Макеева Татьяна Петровна

В эту презентацию включены игры:

1. Космическая артикуляционная гимнастика;

2. Логоритмическое упражнение "Космонавт";

3. Упражнение "Космические договорилки";

4. Логопедические пятиминутки;

5. Стихи для развития слуховой памяти;

6. Текст для обучения пересказу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедические игры и упражнения по лексической теме «Космос» Артикуляционная гимнастика «Планета» Подготовим ракету к полёту: 1 . Почистим моторы (Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», «Маляры», «Вкусное варенье »); 2. Продуем турбины (Артикуляционно-дыхательное упражнение «Фокус »); 3. Проверим подготовку космонавтов (Артикуляционные упражнения из разных комплексов: «Окошечко», «Заборчик», «Лопаточка», «Катушка», «Иголочка», «Месим тесто» и т.д.). К полёту готовы! Теперь — в космос! 4. Летим ( Артикуляционные упражнения: «Моторчик», «Кораблик »). 5. Выходим на орбиту (Артикуляционные упражнения: «Качели», «Часики»). Сделаем посадку на этой планете и познакомимся с «инопланетянами – Лягуш и Слоняш » (Артикуляционные упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Индюк» ). Прощаемся с местными жителями и летим обратно на планету Земля (Артикуляционные упражнения: « Моторчик», «Кораблик», «Качели», Часики»). Вот мы и дома!

Слайд 2

Логоритмическое упражнение «Космонавт» Раз-два, стоит ракета. ( поднять руки вверх ) Три-четыре, скоро взлёт. ( развести руки в стороны ) Чтобы долететь до солнца (круг руками ) Космонавтам нужен год. ( взяться руками за щёки, качать головой) Но в полёте нам не страшно ( руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево ) Каждый ведь из нас атлет ( сгибать руки в локтя х) Пролетая над землею ( разводить руки в стороны) Ей передадим привет. ( поднять руки вверх и махать )

Слайд 3

Развиваем слуховое внимание и чувство рифмы. Упражнение «Космические договорилки » * В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его - полоска света, А зовут объект -…. ( Комета ) * Осколок от планеты Средь звёзд несётся где-то. Он много лет летит-летит, Космический … (Метеорит ) * Освещает ночью путь, Звездам не даёт заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам … ( Луна ) * Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется … ( Земля )

Слайд 4

Логопедические пятиминутки 1. Упражнение «Мы считаем до 5». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Одна ракета – две ракеты – три ракеты – четыре ракеты – пять ракет, один спутник – два спутника – три спутника – четыре спутника – пять спутников, один космодром – два космодрома – три космодрома – четыре космодрома – пять космодромов , одна планета – две планеты – три планеты – четыре планеты – пять планет и т.д. 2 . Игра «Что делает?». Активизация и активизация словаря по теме. Закончить предложение: - Командир космического корабля - .. управляет космическим кораблём; - спутник - … передаёт сигналы на землю; - орбитальная станция - … мчится в космосе; - космонавты - … проводят опыты в космосе. И т.д. 3. Упражнение «Один - много». Образование множественного числа существительных в родительном падеже . Одна ракета – много ракет, одна планета – много планет, один спутник – много спутников, один космонавт – много космонавтов, один космодром – много космодромов , одна луна – много лун , одна звезда – много звёзд, один метеорит – много метеоритов. И т.д.

Слайд 5

Мы учим «Космическая считалка» Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдёт, Тот и прятаться пойдёт! «Юрий Гагарин» В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. В.Степанов

Слайд 6

Развиваем связную речь Текст для пересказа «ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?» — А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик. Лягушонок задумался и сказал: — Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики , ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там. — Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду. Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки. Г. Цыферов Вопросы: О чём спросил кузнечик однажды? Что сказал лягушонок? Что говорили большие слоны о звёздах? Что думали о звёздах большие медведи?



Предварительный просмотр:

Советы логопеда

Тема: «Космос».

Родителям рекомендуется поговорить с ребёнком о том, почему бывают день и ночь. Возьмите юлу и предметные картинки или мелкие игрушечки от киндер-сюрпризов. Расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребёнку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У неё тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки" до „макушки". На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: её ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещённой половине земного шара день, на неосвещённой — ночь». Предложите ребёнку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потренироваться в их подборе: восход — ... (заход, закат), север — ... (юг), свет — ... (тьма), холод — ... (жара). Попросите ребёнка найти слова, противоположные по смыслу: «После тёмной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Тёмная — светлая, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад. Предложите ребёнку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночёвка; свет, светлячок, солнце, светлеть. Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод — ... (холодит); север — ... (северный), ночь — ... (ночной), пасмурно — ... (пасмурный). Спросите, каким может быть: утро... (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное...); день, вечер, ночь?

Не упустите возможность объяснить, почему бывают зима и лето. Для этого можно использовать настоящий глобус или картинки. Расскажите ребёнку: «За год Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. В году 365 дней. Солнце освещает Землю по-разному». Предложите ребёнку посмотреть на глобус или картинку, где земной шар, «проткнут» воображаемой осью. Скажите: «На концах оси находятся Северный и Южный полюсы. Если Северное полушарие обращено к Солнцу, то оно получает больше тепла и света и здесь лето. А в Южном полушарии в это время зима. Через полгода будет больше освещено Солнцем Южное полушарие и теперь здесь наступает лето, а в Северное полушарие приходит зима. Когда одинаково освещены оба полушария, то наступает весна или осень. В разных полушариях времена года всегда разные». Произнесите медленно и четко: «Полушарие». Спросите: «Как ты думаешь, что обозначает это слово? Как оно образовано?» (Полушарие — половина шара.) Объясните, что это сложное слово. Таких слов много, например: полнолуние — ... (полная луна). Предложите ребёнку прислушаться к словам: зима — лето. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Предложите найти слова, противоположные по смыслу: «Летом дни длинные, а зимой — короткие. Летом жарко, а зимой холодно. Поздней осенью грустно, а весной радостно». Предложите ребёнку выбрать лишнее слово в ряду: холодок, холодец, холодильник; лето, летний, летать; жар, жарко, поджаристый. Предложите ребёнку образовывать новые слова по образцу: лето — ... (летний), весна — ... (весенний), жара — ... (жаркий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам.

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

4.Рекомендационные упражнения по лексической теме "Космос" (апрель 2 неделя )

***(совершенствование лексики- грамматического строя речи на материале лексической темы)...

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Космос")

Дидактические игры способствуют развитию речевой активности у детей старшего дошкольногов возраста с ТНР....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Космос"

Применение и использование речевых и дидактических игр по теме космос с детьми дошкольного возраста в детском саду и дома...

Игры и упражнения по лексической теме : "Космос"

Игры и упражнения по лекической теме: "Космос"...