Методический материал "Планирование работы по постановке и автоматизации звука "Ш "
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

В данном материале представлен перспективный план работы учителя-логопеда по постановке и автоматизации звука "Ш" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt_plan_po_postanovke_zvuka_sh.docx52.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ

 НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  ПО ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Ш»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель-логопед  

Абалмазова Л.В.

 

Этап  

НОД

Тема

«Звук «Ш» 

1

Подготовительный этап

2

Подготовительный этап

3

Подготовительный этап

4

Подготовительный этап

5

Подготовительный этап

6

Подготовительный этап

7

Подготовительный этап 

8

Постановка звука «Ш» 

9

Постановка звука «Ш» 

10

Постановка звука «Ш» 

11

Постановка звука «Ш» 

12

Постановка звука «Ш» 

13

Автоматизация  звука «Ш»  в изолированном произношении

14

Автоматизация  звука «Ш»  в изолированном произношении

15

Автоматизация  звука «Ш»  в изолированном произношении 

16

Автоматизация  звука «Ш» в прямых слогах ША, ШИ, ШО, ШУ.

17

Автоматизация  звука «Ш» в прямых слогах ША, ШИ, ШО, ШУ.

18

Автоматизация  звука «Ш» в словах с прямыми  слогами ША, ШИ, ШО, ШУ.

19

Автоматизация  звука «Ш» в словах с прямыми  слогами ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ.

20

Автоматизация звука «Ш» в словах с прямыми  слогами ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ.

21

Автоматизация звука «Ш» в словах с прямыми  слогами ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ.

22

Автоматизация звука «Ш» в словах с прямыми  слогами ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ.

23

Автоматизация звука «Ш» в словах с прямыми  слогами ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ.

24

Автоматизация звука «Ш» в обратных  слогах ОШ, АШ, УШ, ЫШ, ИШ.

25

Автоматизация звука «Ш» в обратных  слогах ОШ, АШ, УШ, ЫШ, ИШ.

26

Автоматизация звука «Ш» в обратных  слогах ОШ, АШ, УШ, ЫШ, ИШ.

27

Автоматизация звука «Ш» в словах с обратными слогами ОШ, АШ, УШ, ЫШ, ИШ.

28

Автоматизация звука «Ш» в словах с обратными слогами АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ. 

29

Автоматизация звука «Ш» в словах с обратными слогами АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ. 

30

Автоматизация звука «Ш» в словах с обратными слогами АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ. 

31

Автоматизация звука «Ш» в словах с обратными слогами АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ. 

 

32

Автоматизация звука «Ш»  в слогах (интервокальное положение) АША, УША, ИША, ОШО

33

Автоматизация звука «Ш»  в словах со слогами АША, УША, ИША, ОШО

34

Автоматизация звука «Ш» в слогах со стечением согласных звуков ШТА, ШТО, ШТУ, ШТЫ

35

Автоматизация звука «Ш» в словах со стечением согласных звуков ШТА, ШТО, ШТУ, ШТЫ

36

Автоматизация звука «Ш» в словах со стечением согласных звуков ШТА, ШТО, ШТУ, ШТЫ

37

Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах со стечением согласных звуков ШКА, ШКО, ШКУ, ШКИ.

38

Автоматизация звука «Ш» в слогах со стечением согласных звуков ШМА, ШМО, ШНА, ШНО, ШВА, ШВО.

39

Автоматизация звука «Ш» в слогах со стечением согласных звуков ШЛА, ШЛИ, ШЛЕ, ШЛЮ.

40

Автоматизация звука «Ш» в словах стечением согласных звуков  ШМА, ШМО, ШНА, ШНО, ШВА, ШВО, ШЛА,

ШЛИ, ШЛЕ, ШЛЮ

41

Автоматизация звука «Ш» в словах стечением согласных звуков УШК, ОШК, ЕШК, ЫШК.

42

Автоматизация звука «Ш» в словах стечением согласных звуков УШК, ОШК, ЕШК, ЫШК.

43

Автоматизация звука «Ш» в словах.

44

Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях.

45

Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях.

46

Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях.

47

Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях.

48

Автоматизация звука «Ш» в предложениях.

49

Автоматизация звука «Ш» в предложениях.

50

Автоматизация звука «Ш» в предложениях.

51

Автоматизация звука «Ш» в предложениях.

52

Автоматизация звука «Ш» в предложениях.

53

Автоматизация звука «Ш» в предложениях.

54

Автоматизация звука «Ш» в чистоговорках. 

55

Автоматизация звука «Ш» в чистоговорках, стихах. 

56

Автоматизация звука «Ш» в чистоговорках, стихах. 

57

Автоматизация звука «Ш» в речи. Пересказ рассказа «Шалун Миша».

58

Автоматизация звука «Ш» в речи. Пересказ рассказа «Кошка и мышка». 

59

Автоматизация звука «Ш» в речи. Пересказ рассказа «На опушке». 

60

Автоматизация звука «Ш» в речи. Пересказ рассказа «Ревушка. 

61

Автоматизация звука «Ш» в речи. Составление продолжения рассказа.

62

Автоматизация звука «Ш» в речи. Составление продолжения рассказа.

63

Автоматизация звука «Ш» в речи.  «День рождения куклы Маши».

64

Автоматизация звука «Ш» в речи.  «Приключения Зайчишки – трусишки».

Тематический план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД

Тема

Программное содержание

Содержание НОД

Средства  обучения

 

1

 

Подготовительный этап 

 

  1. Пространственная ориентировка.
  2. Упражнения для выработки продолжительного выдоха.
  3. Упражнения для губ.
  4. Упражнения для языка.
  5. Координация дыхания, артикуляции и фонации.
  6. Развитие фонематического восприятия.

1. Пространственная ориентировка  Перекрестная ориентировка.

Положить правую руку на левое плечо.  

Положить левую руку на правое колено.  

Дотронуться правой рукой до левого уха.  

Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

         Д/упр «Поднимаемся на гору, спускаемся с горы».  

Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца. 2. Упражнение для выработки продолжительного выдоха 

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.

  1. Упражнение для губ 

«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

  1. Упражнения для языка 

«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

  1. Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игр/упр «Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

  1. Развитие фонематического восприятия 

Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков.

Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш].  

Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы.  

Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].

 

 

 Картинки артикуляционной гимнастики

 

 

2

 

Подготовительный этап 

  1. Упражнения для выработки продолжительного выдоха.
  2. Упражнения для губ.
  3. Упражнения для языка.
  4. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка.
  5. Развитие фонематического восприятия.
  1. Упражнение для выработки продолжительного выдоха 

«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.  

Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

  1. Упражнения для губ 

«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.

  1. Упражнения для языка 

«Вкусное варенье». Повторить 5—6 раз.

«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.

«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.

  1. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка 

«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.

 

 Картинки артикуляционной

гимнастики

 

5. Развитие фонематического восприятия 

Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов.  

Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с].  

Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы.  

Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки,

если услышит звук [ш].

 

 

3

 

Подготовительный этап 

 

1. Упражнения для выработки продолжительного выдоха. 2. Упражнения для губ.

  1. Упражнения для языка.
  2. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  1. Упражнение для выработки продолжительного выдоха 

Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа).  

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.

  1. Упражнение для губ 

Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

  1. Упражнения для языка 

«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.

«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.

«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.

  1. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка 

«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.

  1. Развитие фонематического восприятия 

Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик.) Определение позиции звука [ш] в словах шарик, мишка, малыш. 

 

 

  • Картинки артикуляционной гимнастики
  • Картинки – игрушки: матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка,

машинка, шарик

 

 

4

 

Подготовительный этап 

 

  1. Упражнения для выработки продолжительного выдоха.
  2. Упражнения для губ.
  3. Упражнения для языка.
  4. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка.
  5. Развитие фонематического восприятия.
  1. Упражнение для выработки продолжительного выдоха: «Фокус».  

Упражнение для губ: «Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.

  1. Упражнения для языка «Качели», «Чашечка».
  2. Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка 

«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).

  1. Развитие фонематического восприятия 
  • Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ. 
  • Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.

 

 

  • Картинки артикуляционной гимнастики
  • Предметные картинки, в которых звук «Ш» находится в разной позиции

 

 

5

 

Подготовительный этап 

 

  1. Упражнения для выработки продолжительного выдоха.
  2. Упражнения для губ.
  3. Упражнения для языка.
  4. Развитие переключаемости
  1. Упражнение для выработки продолжительного выдоха 

«Листопад». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

  1. Упражнение для губ

«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

  1. Упражнения для языка 

 

 Картинки артикуляционной гимнастики  Картинки: два бегемотика

органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка.

5. Развитие фонематического восприятия.

Повторение упражнений предыдущих занятий.

«Лошадка». «Не разбей чашечку».  

4. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка 

«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бдабдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации. 5. Развитие фонематического восприятия Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш. 

 

 

 

6

 

Подготовительный этап 

 

  1. Упражнения для выработки продолжительного выдоха.
  2. Упражнения для губ.
  3. Упражнения для языка.
  4. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка.
  5. Развитие фонематического восприятия.

 

  1. Упражнение для выработки продолжительного выдоха 

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

  1. Упражнения для губ 

Повторение упражнений предыдущих занятий.

Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).

  1. Упражнения для языка 

Повторение упражнений предыдущих занятий. «Гармошка».  

  1. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка 

Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди. 

  1. Развитие фонематического восприятия 

Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].

 

 

  • Картинки артикуляционной гимнастики.  
  • Картинки, в названии

которых имеется звук «С, Ш,Ж»

 

 

7

 

Подготовительный этап 

 

  1. Упражнения для выработки продолжительного выдоха.
  2. Упражнения для губ.
  3. Упражнения для языка.
  4. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка.
  5. Развитие фонематического восприятия.

 

1. Развитие артикуляционной моторики.

Подготавливать органы артикуляционного аппарата к овладению звуком ш 

  • Упр. «Разбудим язычок». Наш язычок спит, его надо разбудить. Приоткроем рот, положим язычок на нижнюю губу и, и пошлепаем его губами.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и покусывать его зубами от спинки языка к кончику и наоборот.

  • УпрПриклей конфетку». Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый кончик языка положить кусочек ириски и приклеить к  небу за верхними зубами.
  • УпрЧашечка» Удерживать в таком положении под счет от 1до 10.выполнять 3-4 раза.
  1. Развитие речевого дыхания и  голоса 

Игра «Забей мяч в ворота». Развивать умение делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Знакомство с правилами игры. Выполнение игровых действий. Педагог следит, чтобы ребенок не надувал щеки, когда будет дуть на комочек ваты.

  1. Развитие слухового внимания 

 Игра «Грустный-веселый»-  воспитывать критическое отношение к собственному произношению; вырабатывать эмоционально-мимическую реакцию на слово.

Смена веселого и грустного выражения лица. Узнавание правильно и искаженного произнесенного педагогом  слова: Игруска, пештрый, скаф, крашивый, скатулка, сагать, шошка, косынка, шынок, штаны, лиша, каса, колбаса, шумка

4. Развитие фонематического слуха. 

 Д/и «Внимательные ушки» - учить выделять  звук «Ш» в словах на слух, закреплять связь звука и буквы «Ш».   Ребенок поднимает карточку с буквой, когда услышит звук  «Ш»

Жук, шоколад, карандаш, жираф, жаба, лиса, стакан, миска, малыш, мишка, колесо, шорты, железо,  шапка, самовар, стул, шина, калоша, маска, Машка, крыса, крыша. 

 

                 Картинки

артикуляционной

гимнастики

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей- логопедов ДОУ «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.В последние годы наблюдается рост  числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагопри...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...

Мастер-класс "Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановки и автоматизации звуков"

Уважаемые участники!          Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивиду...

Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией

Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией...

Организация индивидуальной работы по постановке и автоматизации шипящих звуков.

В статье отражены основные этапы коррекционной работы на шипящими звуками....

Использование камешков Марблс в логопедической работе по постановке и автоматизации поставленных звуков

камешки Марблс материал, который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями....