Современные педагогические технологии в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ с детьми ОВЗ
статья по логопедии

Цагадова Наталья Сергеевна

Представляем вашему вниманию материал педагогических технологий в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ в Дошкольном образовании.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии в коррекционной работе с детьми ОВЗ Подготовила Логопед МКДОУ«Детский сад №4 «Солнышко» Цагадова Н.С.

Слайд 2

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Слайд 3

Педагогическая технология это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Слайд 4

В процессе логопедической работы с детьми ОВЗ мы используем следующие современные технологии. Гуманно-личностная технология Педагогика сотрудничества Технология коррекции звукопроизношения. Технология развития лексико-грамматической стороны речи. Технология формирования связной речи. Технология развития фонематического слуха. Технология формирования слоговой структуры слова.

Слайд 5

В процессе логопедической работы с детьми ОВЗ мы используем следующие современные технологии. • дыхательная, • артикуляционная, • зрительная, • пальчиковая гимнастики, • « су-джок » терапия, • физкультминутки, • релаксация, • психогимнастика , • сказкотерапия , • биоэнергопластика , • кинезиология , • камешки Марблс , • мнемотехника

Слайд 6

Технология коррекции звукопроизношения. 1. Подготовительный этап. Цель : подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков. 2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. 2.1 Постановка звука. Цель : добиться правильного произношения изолированного звука. В коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.

Слайд 7

Технология коррекции звукопроизношения. 2.2 Автоматизация звука. Цель : добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи. На данном этапе используется большое количество предметных и сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи ( «Назови картинки» , «Помоги змейке добраться до дома » и т. д.) 2.3 Дифференциация звуков. Цель : научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Используются следующие игры и пособия : «Два дома» , «Два корабля» , «На лесной полянке» , «Комарик и жучок» и т. д.

Слайд 8

Технология коррекции звукопроизношения. 3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель : сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения. Применяется моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Слайд 9

Технология развития лексико-грамматической стороны речи. Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям : - развитие объёма словаря; - формирование структуры значения слова; - развитие словообразования; - уточнение грамматического значения слова.

Слайд 10

Технология формирования связной речи. Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим. Путём практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.

Слайд 11

П ри обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники.

Слайд 12

Технология развития фонематического слуха. Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности: - развитие навыка узнавания неречевых звуков; - различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру; -различение слов близких по звуковому составу; -дифференциация фонем; -дифференциация слогов. Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведё тся в последовательности : - определение порядка звуков в слове; - выделение отдельных звуков; - различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ; - построение моделей (схем) .

Слайд 13

Технология формирования слоговой структуры слова Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. 1. Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. 2. Коррекционный. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка. При формировании слоговой структуры слова проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; предлагаются различные способы воспроизведения ритма : отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Слайд 15

дыхательные гимнастики

Слайд 16

Артикуляционная гимнастика. Цель - выработка правильных , полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

Слайд 18

Зрительная гимнастика Существуют следующие виды зрительных гимнастик : 1. Со стихами; 2. Со зрительными стимулами ( предметами) ; 3. С сигнальными метками и схемами (потолочные и настенные) ; 4. Электронные зрительные гимнастики ( мультимедийные презентации) . Длительность проведения зрительной гимнастики составляет 1 - 2 минуты Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках логопеда .

Слайд 20

Релаксация Снимает напряжение, чувство беспокойства, развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

Слайд 21

Су- Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков ( «ежиков» ) и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.

Слайд 23

Биоэнергопластика Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности. Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики — это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Слайд 25

Кинезиологические упражнения Цель: активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Слайд 27

Камешки Марблс Цель: воздействие на биологически активные точки кистей рук, стимулирование речевых зон коры головного мозга, снятие негативного напряжения. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Слайд 31

Информационные компьютерные технологии. Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей : повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе .

Слайд 34

Таким образом, использование данных технологий способствует − повышению у детей интереса к выполнению артикуляционных упражнений; − улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики; − расширению детских представлений об окружающем их мире; − повышению мотивации к логопедическим занятиям; − педагоги, воспитатели используют инновационные технологии не только в организованной образовательной деятельности, а также в режимных моментах; − родители (которые ознакомлены) также заинтересованы в их проведении; − удалось решить конкретные логопедические задачи: улучшился лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематическая сторона речи, синтаксический компонент, связная речь.

Слайд 35

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Современные технологии в организации коррекционной работы с детьми ОВЗ»

Подготовила: Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»

Цагадова Н.С.


Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия способностей ребёнка.

Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья  является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, действия с опорой на вспомогательные средства, а также использование разнообразной наглядности. Поэтому проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных технологий,

   Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений.

В процессе логопедической работы с детьми ОВЗ мы используем следующие современные технологии.

Личностно-ориентированные технологии :

• Гуманно-личностная технология

• Педагогика сотрудничества

Они позволяют: изучить личностные особенности каждого ребенка посредством общения; разработав индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут; выработать индивидуальный стиль общения с каждым ребенком с целью достижения взаимопонимания для обеспечения максимальной эффективности коррекционного воздействия при устранении речевых и личностных нарушений.

Технология педагогики сотрудничества лежит в основе осуществления работы с родителями воспитанников  (непременными участниками образовательного процесса)

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология формирования связной речи.

Технология развития фонематического слуха.

Технология формирования слоговой структуры слова.

Здоровьесберегающие технологии.

• дыхательная,

• артикуляционная,

• зрительная,

• пальчиковая гимнастики,

• «су-джок» терапия,

• физкультминутки,

• логоритмика,

• релаксация,

• психогимнастика,

сказкотерапия,

биоэнергопластика,

кинезиология ,

камешки Марблс,

 мнемотехника

 Технология коррекции звукопроизношения.

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно.

1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

2.1 Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

В коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.

 2.2 Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

На данном этапе используется большое количество предметных и сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи («Назови картинки»«Помоги змейке добраться до дома» и т. д.)

2.3 Дифференциация звуков.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Используются следующие игры и пособия«Два дома»«Два корабля»«На лесной полянке»«Комарик и жучок» и т. д.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Применяется моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

- развитие объёма словаря;

- формирование структуры значения слова;

- развитие словообразования;

- уточнение грамматического значения слова.

В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

 Технология формирования связной речи.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим.

Путём практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок.

 При обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

 Технология развития фонематического слуха.

Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

- развитие навыка узнавания неречевых звуков;

- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

-различение слов близких по звуковому составу;

-дифференциация фонем;

-дифференциация слогов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведё тся в последовательности:

- определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

- построение моделей (схем).

Технология формирования слоговой структуры слова.

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.Этапы:

1. Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2. Коррекционный. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

При формировании слоговой структуры слова проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Альбом Лариной Е. А. ЗАДАНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

С таким нарушением, как стечение согласных. Ребенок пропускает первую согласную. Школа-кола, стол-тол. (на те звуки которые не умеет произносить)

 Картинки повторяются для тренировки умения переключаться между похожими словами, параллельно отрабатываем слова определенного типа слоговой структуры
Между словами первого типа слоговой структуры:
Вата-ваза, нота-хата, вата-ваза-нота-хата.
Дыня-баня, кони-сани, дыня-баня-кони-сани

В коррекционной работе мы активно используем дыхательные гимнастики, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой; технология формирования речевого дыхания Л. И. Беляковой и Е. А. Дьяковой). При занятиях дыхательной гимнастикой развивается и совершенствуется диафрагмальное дыхание. Подвижность диафрагмы увеличивается, что способствует более полному расширению грудной клетки для большего забора воздуха. Детский организм лучше насыщается кислородом, повышается тонус кровеносных сосудов. Активные дыхательные движения не только укрепляют мышцы грудной клетки, но и производят тренировку сердечной мышцы, улучшая кровообращение. Научив ребенка-дошкольника управлять своим дыханием, мы дадим ему возможность воздействовать на свои эмоции. 

Артикуляционная гимнастика. 

Цель - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики. Существуют следующие виды зрительных гимнастик :

1. Со стихами;

2. Со зрительными стимулами (предметами);

3. С сигнальными метками и схемами (потолочные и настенные);

4. Электронные зрительные гимнастики (мультимедийные презентации).

Длительность проведения зрительной гимнастики составляет 1 - 2 минуты Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках логопеда. Предмет нужно двигать медленно, чтобы ребенок до конца проследил его движение. 

(«Весёлые глазки»«Посмотри вокруг себя»«Посмотри в окошко» )

Например: Тема «Транспорт»

Упражнение «Самолет»

Пролетает самолет(смотрят вверх, пальцем показывают полет)

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, посмотрел(отвел руки попеременно, прослеживая взглядом)

Левое крыло отвел, посмотрел(отвел руки попеременно, прослеживая взглядом)

Я мотор завожу.(вращают по кругу пальцем, прослеживают взглядом)

И внимательно гляжу.

Релаксация. Снимает напряжение, чувство беспокойства, развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

При организации коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки). Динамические паузы способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения, повышают работоспособность.

Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастика, крупотерапия, пескотерапия, мозаики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Нетрадиционные методы в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием  можно использовать Су - Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребенка. Су- Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.

Биоэнергопластика

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.

Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики — это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы. Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме.

Одновременно выполняются упражнения: Например- статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы.

 а) «Улыбка» — губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены;

б) «Хоботок» — губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку;

 в) «Лопаточка» — открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет до 5;

 г) «Иголочка» -рот открыт, узкий язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

Это — динамические упражнения. Они нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений.

а) «Качели» -кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх;

 б) «Часики»-рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево — вправо под счет раз-два;  

в) «Вкусное варенье» — широкий язык поднимается вверх, облизывая верхнюю губу, ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время для выполнения артикуляционной гимнастики, усиливая результативность. Она позволяет убрать зрительную опору-зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, т. к. в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

 Кинезиологические упражнения

Цель: активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические методы позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, развитие памяти, внимания, речи, мышления, облегчают процесс письма.

«Колечко». Соединяем в кольцо с большим пальцем последовательно все пальцы руки. Выполняем в быстром темпе. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки сменяют поочерёдно друг друга.

 «Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот» Усложняем: делаем хлопок в ладоши.

 «Задуть свечу». Представить, что перед вами 5 свечей. Сначала задуть большой струёй воздуха одну свечу, затем этот же объём воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

 «Зеркальное рисование» — рисование одновременно обеими руками на бумаге зеркально-симметричные рисунки, буквы.

 Камешки Марблс

Цель: воздействие на биологически активные точки кистей рук, стимулирование речевых зон коры головного мозга, снятие негативного напряжения.

В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Работа с камешками не бывает механической, т. к. цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Это всё ускоряет развитие речи. Игры с камешками развивают тактильные ощущения, пространственные представления, развивают лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, психические процессы, фантазию. Их используют для профилактики дисграфии. Воздействие на биологически активные точки кистей рук, стимулируются речевые зоны коры головного мозга, снимается напряжения, улучшается кровообращение, повышается умственная и физическая работоспособность.

Задания: − выкладываем камешками по контуру букву и придумываем слова со звуком .

С камешками Марблс выполняются задания конструирование  «Составь букву», «Приведи пчелку к домику» и т. д. Упражнения с камешками тренируют у детей мелкую моторику, ловкость, глазомер, координацию движений, привлекают внимание, вызывают положительные реакции, радость, улыбку.

Технология игрового обучения.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент.

Игрушки мы используем, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое занятие «приходит гость». Появление «гостя» погружает детей в игровую ситуацию, где дети, обучая «гостя», сами приобретают навыки.

Игры с предметами развивают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и совершенствуют речь.

С помощью дидактических игр «Подскажи словечко»«Назови ласково» проводим работу по закреплению навыков словоизменения и словообразования. Игры «Чего не стало?»«Что изменилось?»«Запомни и назови»«Чудесный мешочек» мы используем в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.

Информационные компьютерные технологии.

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В процессе коррекционной работы можно использовать различные познавательные компьютерные программы («Познаём мир с Электроником»«Уроки  тетушки Совы»«Азбука-малышка», «Логоша»а также презентации по автоматизации и дифференциации звуков в речи.

Таким образом, использование данных технологий способствует

 − повышению у детей интереса к выполнению артикуляционных упражнений;

− улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики;

 − расширению детских представлений об окружающем их мире;

 − повышению мотивации к логопедическим занятиям;

− педагоги, воспитатели используют инновационные технологии не только в организованной образовательной деятельности, а также в режимных моментах;

− родители (которые ознакомлены) также заинтересованы в их проведении;

− удалось решить конкретные логопедические задачи: улучшился лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематическая сторона речи, синтаксический компонент, связная речь.

Опыт использования технологий говорит о положительных результатах работы, которая прослеживается в динамике речевого развития детей с речевыми нарушениями.

Ребёнок с ОВЗ, научившийся общаться, легко входит в контакт со взрослыми и сверстниками, а значит, становится более социализированным в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Стастья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР"

В данной статье говорится о использовании здоровьесберегающих технологий в работе  учителя-логопеда ДОО с детьми с ТНР. В работе представлены различные виды деятельности для здоровьесбережения в ...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...