Организация коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
статья по логопедии

Андреева Ирина Александровна

В статье раскрываются функции логопеда и воспитателя в процессе коррекционной работе, представлены направления каждого педага в зависимости от этапов работы, а так же задачи взаимодействия логопеда и воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-образовательного процесса

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедического сопровождения в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Педагогический процесс в коррекционной  группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель функционирования коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится работа с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта.

  Функции логопеда и воспитателя в процессе работы

 Каковы же функции логопеда и воспитателей в процессе работы над лексическими темами:

Логопед

Воспитатель

- на групповых занятиях знакомит детей с лексико-грамматическими категориями, выявляя детей с

которыми необходимо работать на индивидуальных занятиях;

- проводит занятия по развитию речи и с художественной литературой с учетом лексических тем;

 - проводит занятия по ознакомлению с окружающим миром;

- пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов

(сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра);

- систематически контролирует грамматически правильность речи детей в течение всего времени общения с ним.

Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения

Логопед исправляет нарушения

речи: готовит артикуляционный

уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.

Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.

Подготовительный этап

Логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произношение звука)

Логопед автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихи, связную речь)

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует с смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит логопеду.

Функции логопеда:

1. Диагностическая.

2. Профилактическая.

3. Коррекционно-педагогическая.

4. Организационно-методическая (учит воспитателей, родителей).

5. Консультативная.

6. Координирующая (координирует направления работы).

7. Контрольно-оценивающая (динамику продвижения оценивает только логопед).

Задачи взаимодействия логопеда и воспитателя.

Задачи логопеда:

1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.

2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.

3. Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.

4. Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.

5. Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.

6. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.

7. Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.

8. Проведение подгрупповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся логопедом по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.

Задачи воспитателей:

1. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

2. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:

- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час).

- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.

- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.

- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.

3. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.

4. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.

Основные направления в работе логопеда и воспитателя

В работе воспитателя и логопеда можно выделить два основных направления:

- коррекционно-воспитательное

-общеобразовательное

Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.

Коррекционная работа, как мы уже отмечали, осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

Основные направления коррекционной работы воспитателя

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

3. Корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

4. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

5. Фронтальные занятия по программе ДОУ.

6. Коррекционная работа вне занятий:

- во время режимных моментов

- коррекционная работа по восполнению пробелов, выявленных в результате обследования, обязательно планируется и учитывается.

Речь воспитателя должна быть:

- предельно грамотной;

- фонетически правильной, так как служит образцом для детей с речевой патологией.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и  инструктором по физической культуре)Цели:         Коррекционно-образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...

Статья "Формирование компетентности родителей как средство повышения качества коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи"

В данной статье представлен опыт работы по формированию педагогической  компетентности у родителей, имеющих ребёнка с общим недоразвитием речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...

Рабочая программа коррекционно – образовательной деятельности подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, для детей с тяжелым нарушением речи

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии являетсяодним из приоритетных направлений в области образования. В логопедииактуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекциинарушен...

«Организация коррекционно - образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Презентация «Организация коррекционно -образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...