Буклет"Артикуляционная гимнастика в стихах"
методическая разработка по логопедии

Советы воспитателям и родителям.

Методические рекомендации для педагогов, воспитателей, родителей. Артикуляционная разминка для выработки артикуляционных укладов звуков [р, рь]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_buklet_po_artik._gimn.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание. Улыбнуться, открыть   рот, высунуть узкий язык изо рта, затем спрятать.

               Вот уже машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулём лихой  осёл,

«Дын – дын - дын» - гудит мотор.

Описание. Улыбнуться, открыть  широко  рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: «дын- дын – дын…»Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Повторять в течение 5 – 10 секунд. Методические указания. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

А сейчас мы чудесами

Всех вас просто удивим,

Вам фокусы покажет

Известный тут факир.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика языка. Методические указания. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

Свою шляпу он снимает

И предметы превращает-

Был совочек, стал  грибочек

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке.

Положить передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Затем прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.

А плетеное лукошко превратил в гармошку.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты,  средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5 – 10, затем широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторном упражнении рот всё шире и дольше удерживать в таком положении.

Если любишь цирк скорей-

Перечисли всех зверей?!

Составил:    учитель-логопед

Абдукаримова Гульшат Маратовна

МКДОУ ХМР «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Артикуляционная

гимнастика в стихах

Советы

воспитателям и

родителям

2020

Артикуляционная разминка для выработки

артикуляционных укладов звуков [р, рь]

            «Цирк»

Цирк по улице идет,

Все стоят, разинув рот!

Описание. Рот широко открыт. Удержать это положение несколько секунд.

Цирковое представленье

Всем поднимет настроенье!

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

Мишка ходит по канату!

Описание. Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему, произнося: « пя – пя – пя…»

Он получит мёд в награду.

Описание. Облизывать верхнюю и нижнюю губу широким кончиком языка сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Выполнив удачный трюк,

Радостно поёт индюк!

Описание. Производить быстрые движения по верхней губе широким кончиком языка вперед – назад, произнося при этом: «Бл – бл – бл…»

На качели куры сели,

Вверх под купол полетели:

Вверх – вниз, вверх- вниз.

Крепче, курочка, держись!

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык  поднимается к носу и опускается к подбородку.

Методические указания. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Эх, раз! Ещё раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Описание 1. Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой. Методические указания. Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Описание 2. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.

Методические указания. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Две мартышки – акробатки

Ловко скачут на лошадке.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания. Упражнение  вначале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.

В медвежат из пулемета

Леопард  стреляет …мёдом!

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т – т- т- сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не  хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

Клоун  Зайчик всех смешит:

Колокольчиком звенит.

Описание. Улыбнуться, открыть широко  рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки, произнося: «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10 – 15 секунд.

Заклинатель змей играет

Так, что сердце замирает.

Описание. Улыбнуться, открыть широко  рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «д-д-д…» Выполнять 10 – 20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Методические указания. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Из кувшина – вижу я –

Появляется змея.

«Индюк»

Под окошком- блл, блл, блл – индюки болтают. Индюшачьей  речи никто не понимает.

20. «Фокус» - рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя спинка языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика языка. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

«Фокус»

А сейчас мы чудесами всех вас просто удивим,

Вам фокусы покажет известный тут факир.

21. «Фырканье» - широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык  и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щёки не раздувались, язык зубами не зажимался.

22. «Автомат»  - рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами,  на сильном выдохе  отчётливо произнося звук т – т – т  - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны,  звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки поднести ладонь руки или полоску бумаги:  при правильном выполнении полоска бумаги будет отклоняться.

Гвозди, молоток и клещи – Нужные в работе вещи.

Молоток стучит: «Тук – тук!» Язычку я лучший друг!

23. «Дятел» - рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами,  на сильном выдохе  отчётливо произнося звук д – д –д  - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны,  звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, звук д произносился так, чтобы ощущалась  сильная выдыхаемая струя воздуха.

«Дятел»

Дятел на стволе сидит, клювом по нему долбит.

Стук да стук, стук да стук раздаётся громкий звук.

24. «Барабан» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх  к нёбу и произносить поочередно отчётливо на сильном выдохе да – ды, затем ды – да. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться сильная выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. Произнесение да – ды, ды – да должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

25. «Поезд» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх  к нёбу и произносить поочередно отчётливо на сильном выдохе звуки тыды – тыды. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться сильная выдыхаемая струя воздуха, нижняя челюсть не двигается.

26. «Комарик» - улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10 – 15 секунд. Помнить, что комарик злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

«Комарик»

Прилетает по ночам, не даёт заснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьётся, только в руки не даётся.

27. «Заведи мотор» -  улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын – дын – дын…» на сильном выходе (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 10 – 15 секунд.

«Заведи мотор»

По шоссе машина мчит, во все стороны рычит.

За рулём лихой шофёр. «Дын – дын – дын» - гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке: заведём скорей мотор.

И до солнечной лужайки довезёт его шофер.

28. «Гармошка» - улыбнуться, открыть широко рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положение языка.

«Гармошка»

На гармошке я играю, рот пошире открываю.

К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

 

Терпенья и успеха!

Составил:    учитель-логопед

Абдукаримова Гульшат Маратовна

МКДОУ ХМР «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Артикуляционная

гимнастика в стихах

Методические рекомендации

для педагогов, воспитателей, родителей

2020

Артикуляционная разминка для выработки

артикуляционных укладов звуков [р, рь]

1. «Заборчик» -  широко улыбнуться, показать сжатые зубы.

Взрослый  медленно читает стихотворение, ребенок выполняет упражнение. Когда стих будет прочитан, ребенок перестает выполнять упражнение.

 «Заборчик»

Из зубов заборчик строй –

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

2. «Рупор» или «Окошко» или «Бублик» - зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд, как при звуке о. Верхние и нижние зубы (резцы) видны.

«Окошко»

Приоткрыл Язык окно, ведь на улице тепло.

3. Чередование упражнений  «Заборчик» - «Окошко» - нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы.

4. «Лопатка» или «Блинчик» или «Лепёшка» - улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и спокойно удерживать его в таком положении, пока взрослый не закончит читать стихи.

«Лопатка»                                                               «Блинчик»

Язычок наш как лопатка –                                                    Испекли блинов немножко,

Очень ровный, очень гладкий.        Остудили на окошке.

А такой лопаткой и копать приятно.                      

        И «Спасибо!», -  скажем маме.

5. «Чашечка» - широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку».

«Чашечка»

Язык широкий положи, а края приподними.

Получилась чашка, кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесём, её бока к зубам прижмём.

6. «Грибок» - приоткрыть рот, улыбнуться, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать (уздечка языка  - это «ножка гриба», сам язык – его «шляпка»).

«Грибок»

На лесной опушке, где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка  -

Шляпка на макушке.

Арина в лес пошла, Арина гриб нашла.

Вот и нет волнушки на лесной опушке.

7. «Наказать непослушный язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его верхней губой несколько раз на одной выдохе, произносить звуки пя – пя – пя… Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

«Наказать непослушный язычок»

Провинился язычок, ничего сказать на смог.

Мы его похлопаем, губками пошлёпаем.

8. «Достать языком нос» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу. Удерживать в таком положении несколько секунд (5 – 7 секунд). Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

9.  «Достать языком подбородок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка опустить к подбородку. Удерживать в таком положении несколько секунд (5 – 7 секунд). Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

10. «Качели - 1» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Сели дети на качели и взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись.

11. «Качели - 2» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой. Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

На качели сели, вверх под купол полетели:

Вверх – вниз, вверх – вниз. Крепче – крепче ты держись!

12. «Качели - 3» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами (зубами), затем за нижними. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Эх, раз! Ещё раз! Мы катаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим, тормозить мы не хотим.

13.  «Качели - 4» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами (зубами), затем поднять язык до мягкого нёба (поместить в ямку).

На качелях я качаюсь, вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь, а потом – вниз.

14. «Язык перешагивает через зубы» или «Скакалочка» - рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а)широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Очень любит Галочка быструю скакалочку.

«Отдохни скакалочка!», - еле шепчет Галочка.

15. «Почистим зубы» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить за нижними зубами  (влево - вправо), затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт).

Чисти зубы, чисти зубы и снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они. Их нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый!

16. «Маляр»  - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад – вперёд (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Красить потолок пора пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.

17. «Лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается)  и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не  «подсаживала»  язык вверх и  не двигалась.

«Лошадка»

Я – лошадка  Серый Бок! Я копытцем постучу, если хочешь - прокачу.

Посмотри, как я красива: хороши:  и хвост, и грива!

18. «Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону.

Мы сегодня ели вкусное варенье,

А теперь по кругу мы оближем губы.

19. «Индюк» - рот открыт, губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнут, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп  и добавить голос, пока не послышаться звуки  бл – бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика в стихах

Ежедневно с детьми выполняем артикуляционную гимнастику, а чтобы было интереснее, предлагаю упражнения в стихах....

Артикуляционная гимнастика в стихах

Данный материал представляет собой авторские стихотворные тексты, которые могут быть использованы для проведения артикуляционной гимнастики с детьми 5-7 лет....

Знакомство с язычком и его домиком (презентация по книге Т.А. Куликовской «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»)

Презентация знакомит детей с основными органами артикуляционного аппарата в легкой и доступной форме - веселых стихах и красочных картинках. Интересна как малышам, так и старшим ребятишкам....

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки?Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данн...

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед з...

Артикуляционная гимнастика в стихах.

Артикуляционная гимнастика в стихах, разработана для детей второй младшей группы. Каждое стихотворение относится к какой - либо лексической теме....

Артикуляционная гимнастика в стихах. автор стихов Киппер Т.И.

Артикуляционная гимнастика в стихах. Дети охотнее выполняют гимнастику для язычка в стихах, обыгрывая ее вместе с героями сказок....