Буклет "Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Р`
материал по логопедии (старшая группа)

Соколова Гала

Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к аль­веолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воз­ душной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необхо­димых движений языка и воздушной струи способствуют следу­ющие упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r_r_buklet.docx53.61 КБ

Предварительный просмотр:

Правильная артикуляция звуков «Р», «Р`»

Звук «Р»

- положение губ зависит от последующего гласного, нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены;

- кончик языка широкий, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них, язык принимает форму «ложечки»: средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы;

- мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук);

- голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).

Звук «Р`»

-артикуляция звука Р` очень схожа с артикуляцией звука Р;

-отличается лишь тем, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.

Упражнения

Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воз душной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Ниже представлены упражнения артикуляционной гимнастики, которые помогут подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков «Р» и «Р’»

МБДОУ № 211

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков

«Р», «Р`»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d84f648330a1797c9946e5f0da72332b780937fb-8497325-images-thumbs&n=13

                                           Подготовила

                                                  учитель-логопед:

                                              Соколова Г.А.

2022 – 2023 уч. год

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения язы ком из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр.

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка до ходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую

посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук фу сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние

зубы.

 2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х , т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Пощелкать кончиком языка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Индюк.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким

передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабанщики.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончи ком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д : д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук д носил характер чет кого удара — не был хлюпающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

постановка сонорных звуков (Л Р)

постановка сонорных звуков ( Л Р ) различными способами : по подражанию,от артикуляционного уклада,от опорного звука,от опорного звука с механической помощью...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки сонорных звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков....

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорного звука "Л"

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносит...

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь...

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Л, ЛЬ

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Л, ЛЬ...

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков р, рь.

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ– это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков Р, РЬ. Сам...

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков [Р], [Р`]

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков [Р], [Р`]...