Подгрупповое фонетическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая дизартрия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

В основу занятия положен принцип  неразрывной  связи между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка дошкольного возраста. Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (и на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя, развивается фонематическое восприятие. Это достигается вовлечением ребенка в игровые и речевые ситуации, где он – активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Веселые стихи, скороговорки, чистоговорки помогают разнообразить занятие, вносят в него игровой э элемент, способствуют развитию у детей памяти, воображения, языкового чутья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое фонетическое занятие  для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением:                                                                       ОНР III уровня, стертая дизартрия

Тема: Автоматизация звука С на материале лексической темы «Посуда»           Цели и задачи: Закреплять навык правильного произношения звука С в слогах, словах, фразах. Развивать внимание, мышление, фонематический слух и фонематическое восприятие. Активизировать словарь по теме «Посуда». Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.                                                                                Оборудование: картинка с наложенным изображением предметов посуды, разрезные картинки, звуковые символы, схемы анализа звука, мяч, предметы посуды, индивидуальные зеркала, салфетки.

Этапы занятия.

Действия педагога

Действия ребенка

Задачи этапа

1.

 Организационный момент с  элементами психогимнастики                                     - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости желанные!                                                        Доброе утро и солнцу, и птицам,                                               Доброе утро улыбчивым лицам.                    

  Дети произносят стихотворение, мимикой показывая состояние радости.    

Настроить детей на активную речевую деятельность, формировать черты гармоничной личности, развивать мимические движения.

2.

Введение в тему                              - Посмотрите на картинку. Назовите, какие предметы  вы видите. Как назвать эти предметы одним словом?

Дети называют предметы посуды по картинке с наложенным изображением (сковорода, доска, соусник, стакан, кастрюля).                                              – Это посуда.

Развивать зрительное восприятие.

3.

Объявление темы                              Логопед произносит слова, выделяя голосом звук С: посссуда, сссковорода, сссоусссник, ссстакан.                                                                     – Какой одинаковый согласный звук вы услышали во всех словах?                                                                           - Сегодня мы будем учиться правильно говорить звук С.

- Звук С.

Настроить детей на восприятие изучаемого материала. Развивать фонематический слух.

4.

Артикуляционная гимнастика                           «Улыбка» (красивая посуда).                                 «Лопаточка» (широкая тарелочка).                                                                            «Спрячь язык за зубы» (убираем грязную посуду).                                       «Горка» (высокий стакан).                      «Подуем на горячий чай.

Дети  выполняют статические и динамические артикуляционные упражнения под комментирующую речь учителя – логопеда.    

Совершенствовать артикуляционную моторику: умение принимать и  удерживать позу, переключаться с одного артикуляционного движения на другое

5.

Произношение изолированного звука                                                                    - Как льется вода из чайника? Какой звук вы слышите? (логопед длительно произносит звук С).                                                                                    – Произнесите длительно звук С, глядя в зеркало.

Дети  длительно произносят изолированный звук С.

Вырабатывать длительную, плавную, направленную воздушную струю. Закрепить правильное произношение  изолированного звука С.  

6.

Анализ артикуляции  звука С, характеристика звука                                               - Расскажите, как правильно произносится звук С.

Ребенок рассказывает, как правильно произносится звук С (по схеме: губы, зубы, язык, голосовые связки, воздушная струя); дает характеристику звука.

Закрепить знание правильной артикуляции звука С.

7.

Автоматизация звука  в слогах                                          Упражнение с салфетками для контроля силы воздушной струи.  Логопед предлагает детям произнести слоги, держа салфетки на уровне рта.                           – Первый слог произнесите тихо, а второй громко: са – со, со – су, су – сы, со – сы, ска – ско,  сту – ста.

Дети произносят пары  слогов. Первый слог произносится тихо, второй – громко, при этом бумажная салфетка держится на уровне рта ребенка. При громком произношении салфетка отклоняется сильнее.

Закрепить правильное произношение  звука С в прямых слогах и слогах со стечением согласных. Учить управлять своим голосовым аппаратом, изменять силу голоса. Развивать речевое дыхание, слуховое внимание.

8.

Автоматизация звука С в словах.  Игра «Кто внимательный?»                                                         - Повторите только слова со звуком С: солонка, масленка, терка, сковорода, бокал, кастрюля, миска, вилка.

Дети повторяют слова: солонка, масленка, сковорода, кастрюля, миска.

Развивать фонематический слух

9.

Физминутка                                   На носочки дети встали,                    Слоги в слове сосчитали.       Мис-ка, ми-соч-ка,                                                под-нос, под-но-сы,                                  ста-кан, ста-кан-чик,                                      ста-кан-чи-ки.

На каждый слог слова дети поднимаются на носочки.

Развивать общую моторику, координацию речи с движением. Упражнять в проговаривании двух, трех, четырехсложных слов.

10.

Автоматизация звука в словосочетаниях                                        - Назовите, какая посуда стоит на столе.                                                                - Из какого материала изготовлен каждый предмет посуды? (миска, поднос, сковорода, стакан, солонка).                                   – Какая миска? (сковорода, солонка)                                              - Какой стакан (поднос)?

Ребенок берет предмет посуды  и рассказывает, из чего она сделана: миска из  фаянса – фаянсовая миска, поднос из пластмассы – пластмассовый поднос, сковорода из металла – металлическая сковорода, стакан из хрусталя – хрустальный стакан, солонка из стекла – стеклянная солонка.

Закрепить правильное произношение   звука С в словосочетаниях, закрепить навык образования и употребления в речи относительных прилагательных.

11.

Физминутка                                  Вот большой стеклянный чайник,                                                                очень важный, как начальник.                                             Вот стеклянные две чашки, очень хрупкие, бедняжки.                Вот пластмассовый поднос –                                          он посуду нам принес.

Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.                                Присели, одна рука на поясе.                      Встали, потянулись на носочках, вытянули руки, развели их в стороны.

Развивать общую моторику, координацию речи с движением, закрепить в речи относительные прилагательные.

12.

Определение позиции звука в слове                                                              - Что может случиться со стеклянной посудой?                                                   - Наша посуда разбилась…                  - Исправим это, соберем «осколки» посуды (разрезные картинки).                                                                                       – Что ты собрал? (солонку, термос, масленку, соусник).                                            – Назови первый звук в названии твоей картинки (солонка).                                               – Назови последний звук в названии твоей картинки (термос).                                                              – Где слышится звук С в твоем слове (масленка)?                                 - Сколько звуков С в твоем слове (соусник)?                                               - Покажите на схеме место звука С в словах (стакан, поднос, кастрюля).              

- Стеклянная посуда хрупкая. Она может разбиться.                                    Дети произносят   шепотом и громко: «Раз, два – будет посуда наша цела». Дети собирают разрезанные картинки с изображениями предметов посуды.     – Я собрал солонку. Я собрал термос.    Я собрал масленку. Я собрал соусник.               – В слове «солонка» первый звук С. В слове «термос» последний звук С. В слове «масленка» звук С слышится в середине. В слове «соусник» - два звука С.                            Дети самостоятельно определяют место звука С в словах «стакан», «поднос», «кастрюля» с помощью схем и звуковых символов.                    

Развивать фонематическое восприятие, учить определять позицию звука в слове, развивать мышление, зрительное восприятие.

13.

Автоматизация звука С в предложениях                                   а) Упражнение «Где стоит посуда?»                                                                                    На столе стоит посуда. Детям задаются вопросы: Назови предмет посуды, который стоит посередине стола? (самовар). Что стоит справа от самовара? Что стоит слева от самовара? Что стоит справа от солонки? Что стоит слева от масленки? Что позади самовара?                              б) Игра «Чего много в детском саду?» (образование родительного падежа множественного числа имен существительных                   - У нас одна солонка, а в детском саду много … - У нас одна масленка, а в детском саду много … - У нас одна кастрюля, а в детском саду много … - У нас один стакан, а в детском саду много … - У нас одна сковородка, а в детском саду много … - У нас один поднос, а в детском саду много …                                          в) Игра с мячом «Скажи наоборот» (подбор антонимов)  посуда новая – (старая), сковорода грязная – (чистая), кастрюля низкая – (высокая), доска широкая – (узкая)                                         г) «Путаница»                                            - Правильно ли я сказала?                                             – Сок пьем из кастрюли. Суп варим в самоваре. Мясо запекаем на доске.

а) Посередине стола стоит самовар. Справа от самовара стоит солонка. Слева от самовара стоит масленка. Справа от солонки стоит кастрюля. Слева от масленки стоит стакан. Позади самовара стоит поднос.                      б) - В детском саду много солонок.  В детском саду много масленок. В детском саду много кастрюль.  В детском саду много стаканов.  В детском саду много сковородок. В детском саду много подносов.                                                       в) Дети подбирают антонимы к словам: посуда новая – старая, сковорода грязная – чистая, кастрюля низкая – высокая, доска широкая – узкая                                                    г) – Сок пьем из стакана. Суп варим в кастрюле. Мясо запекаем на сковороде.

Закрепить правильное произношение   звука С в предложениях, уточнить пространственные взаимоотношения,  закрепить навык образования и употребления в речи родительного падежа множественного числа имен существительных и слов-антонимов, развивать мышление.

14.

Автоматизация звука С во фразовой речи                                                       - Для чего нам нужна посуда?

В посуде еду и хранят, и готовят,       Хозяйки посуду и любят, и моют.           И от Федоры она не сбежит,                                     Если чистой на полках стоит.

Закрепить навык правильного произношения звука С в связной речи.

15.

Итог занятия                                       - Какой звук мы учились правильно произносить?                     

Мы со звуком С играли,                                  Чисто звук мы повторяли.                                      Повторяли С в слогах,                                                              Повторяли С в словах,                                            В предложениях и фразах,                            Не ошиблись мы ни разу!

Вызвать желание высказать свое мнение, поделиться впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР

Конспект фронтального занятия с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР...

Конспект подгруппового занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи

Конспект подгруппового занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключениемобщее недоразвитие речи...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением...

Конспект подгруппового логоритмического занятия с детьми дошкольного возраста c логопедическим заключением заикание (на этапе отраженной речи)

Конспект  подгруппового логоритмического занятия с детьми дошкольного возраста c логопедическим заключением заикание (на этапе отраженной речи)...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

статья "Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей "

Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей....