Проект "В городе букв и звуков"
проект по логопедии

Актуальность. В условиях модернизации дошкольного образования один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков, место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов. Такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, поэтому работу по формированию предпосылок к овладению грамотой, необходимо начинать с дошкольного детства, чтобы заложить фундамент к овладению грамотного письма и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_proekta_v_gorode_bukv_i_zvukov.docx289.87 КБ

Предварительный просмотр:

Герб

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Прoектная деятельнoсть

«В гoрoде букв и звукoв»

Подготовила:

Учитель-логопед Абдукаримова Г.М.

Актуальность. В условиях модернизации дошкольного образования один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков, место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов. Такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, поэтому работу по формированию предпосылок к овладению грамотой, необходимо начинать с дошкольного детства, чтобы заложить фундамент к овладению грамотного письма и чтения.

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: педагогический. Учебно-игровой.

Длительность проекта: 9 месяцев  (сентябрь  – май)

Участники: дети , родители, воспитатели.

По числу участников: индивидуальный, подгрупповой.

Цель: овладение элементами грамоты путём формирования полноценной звуковой стороны речи детей.

Задачи:

  1. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
  2. Научить детей элементарным навыкам письма и чтения.
  3. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
  4. Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
  5. Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
  6. Подготовить информационно - консультативный блок для педагогов.

В программе учтены общедидактические принципы:

  • научности;
  • систематичности;
  • постепенного усложнения;
  • перспективности.

Для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).

Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

  • звуки окружающего мира;
  • звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
  • гласные звуки;
  • согласные звуки (без классификации);
  • согласны твердые и мягкие;
  • согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия:

  • слово;
  • слог;
  • предложение;
  • ударение.

Ожидаемый результат:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • расширять, активизировать словарный запас, грамматический строй,
  • развивать фонематическое восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
  • выработка навыков составления и чтения слогов, слов чтение;
  • повышение коммуникативных, творческих способностей детей;
  • повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе;
  • повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Планирование занятий на 1 учебный год.

Продолжительность

занятий

Периодичность

в неделю

Количество часов

в неделю

Количество часов в год

Подготовительная группа

2 раза

Подготовительная группа

Подготовительная группа

20 мин

40 мин

20 часов

Календарно-тематический план занятий.

Период

Количество часов

Тема

Цель

Сентябрь

4-я неделя

40 мин.

Звуки и буквы

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим.

Октябрь

1-я неделя

40 мин.

Слова и звуки.

Слово и предложение.        

Познакомить детей с понятием «звук», «слово». Учить вслушиваться в обращенную речь и определять количество слогов в словах.

Познакомить детей с понятием «Слово», «предложение». Учить вслушиваться в обращенную речь и определять количество слов в предложении.

2-я неделя

40 мин.

Домик А, где живёт звук [А]

Знакомство с буквой А. Гласный звук [А]  в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

3-я неделя

40 мин.

Домик О, где живёт звук [О]

Знакомство с буквой О. Гласный звук [О]  в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

4-я неделя

40 мин.

Домик Э, где живёт звук [Э]

Знакомство с буквой Э. Гласный звук [Э]  в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

Ноябрь

1-я неделя

40 мин.

Домик И, где живёт звук [И]

Знакомство с буквой И. Гласный звук [И]  в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова.

Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

2-я неделя

40 мин.

Домик Ы, где живёт звук [Ы]

Знакомство с буквой Ы. Гласный звук [Ы]  в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

3-я неделя

40 мин.

Дифференциация звуков [И]-[Ы]

Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек.

4-я неделя

40 мин.

Домик У, где живёт звук [У]

Знакомство с буквой У. Гласный звук [У]  в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

Декабрь

1-я неделя

40 мин.

Домик М, где живёт звук [М]. Согласные звуки. Слоги.

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек.

2-я неделя

40 мин.

Домик М, где живёт звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные.

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек.

3-я неделя

40 мин.

Домик К, где живёт звук [К]

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

4-я неделя

40 мин.

Домик К, где живёт звук [К']

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

Январь

1-я неделя

40 мин.

Домик Х, где живёт звук [Х]

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

2-я неделя

40 мин.

Домик Х, где живёт звук [Х']

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

3-я неделя

40 мин.

Дифференциация звуков [К]-[Х], [К’]-[Х’]

Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. Преобразование слогов. Выкладывание графической схемы простого предложения с предлогом.

4-я неделя

40 мин.

Домик В, где живёт звук [В] и [В’]

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

Февраль

1-я неделя

40 мин.

Домик Ф, где живёт звук [Ф] и [Ф']

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

2-я неделя

40 мин.

Дифференциация звуков [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]. Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. Преобразование слогов. Выкладывание графической схемы простого предложения с предлогом.

3-я неделя

40 мин.

Домик Й, где живёт звук [Й']

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

4-я неделя

40 мин.

Домик Я, где живёт звук [Й’] и [А]

Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

Март

1-я неделя

40 мин.

Домик Ё, где живёт звук [Й’] и [О]

Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

2-я неделя

40 мин.

Домик Ю, где живёт звук [Й’] и [У]

Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

3-я неделя

40 мин.

Домик Е, где живёт звук [Й’] и [Э]

Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

4-я неделя

40 мин.

Домик Л, где живёт звук [Л]

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

Апрель

1-я неделя

40 мин.

Домик Л, где живёт звук [Л']

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

2-я неделя

40 мин.

Дифференциация звуков [Й’] и [Л’]

Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек.

3-я неделя

40 мин.

Домик Р, где живёт звук [Р]

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

4-я неделя

40 мин.

Домик Р, где живёт звук [Р’]

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

Май

1-я неделя

40 мин.

Страна Азбука

Изготовление Азбуки.

Диагностика

Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований. Проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, по итогам стартовой диагностики, наметить пути их исправления. Использую материалы «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь» Е.В. Колесниковой.

Обследуется речь по следующим признакам:

- развитие звуковой культуры речи;

- развитие фонематического слуха;

- развитие звуко-буквенного анализа.

Слева каждого задания нарисован шарик, с условным обозначением, его нужно раскрасить после каждого задания в следующие цвета:

---- если задание выполнено правильно;

---- если есть одна-две ошибки;

---- если задание не выполнено.

Оценка результатов (баллы-шарики):

раздел

уровень

развитие звуковой культуры речи

развитие фонематического слуха

развитие звуко-буквенного анализа

Высокий уровень

9-12

15-18

9-12

Средний уровень

6-9

12-15

6-9

Низкий уровень

4-6

10-12

3-6

Список литературы:

  1. Алтухова Т.А. Звуковая мозаика. СПб., Лань, 1998.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ступеньки к школе. М., Дрофа, 2000.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Ч.3 – М.: Баласс, 2017.
  5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Ч.4 – М.: Баласс, 2017.
  6. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. М., 1992. 15.Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1958.
  7. Жукова О. Логопедический букварь. М., АСТ, 2016.
  8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
  9. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986.
  10. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет, Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2016.
  11. Такие непослушные буквы. – Н.А. Матюкова.
  12. Матюкова Н.А. Такие непослушные буквы. Логопедическая тетрадь по профилактике оптической дисграфии детей 6-7 лет. – Смоленск, 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Методическая разработка. Рекомендации для родителей по теме " Город.Буква и звук "Г"

Рекомендации для родителей по теме " Город.Буква и звук "Г"...

Паспорт дидактического пособия « Город букв и звуков»

Паспорт дидактического пособия « Город букв и звуков»...