Мастер-класс «Сенсорно-интегративные игры по теме «Зима».
консультация по логопедии

Мокшина Ольга Игоревна

Представляю идеи игр с разным оборудованием и игрушками по теме "Зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель. Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

Задачи.

  • Передать педагогам опыт по развитию интереса к обучению у «неговорящих» детей через сенсорные стимулы, путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов педагогической деятельности.
  • Отработать совместно с коллегами методические подходы и приёмы решения проблемы.

Оборудование.

Ход мастер-класса

Коррекционно-развивающая помощь детям раннего возраста признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Категория детей с ОВЗ многочисленна и разнообразна и представляет собой очень неоднородную группу по характеру нарушений в структуре дефекта, по степени выраженности отклонений, однако всем им свойственны различные проявления речевого дизонтогенеза и требуется специально организованное логопедическое воздействие.

Задача специального образования на этом возрастном этапе жизни ребенка – просвещение и максимальное включение родителей в организацию коррекционно-развивающей работы.

Основными направлениями работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста с ОВЗ являются:

  1. Формирование моторной сферы.
  2. Развитие высших психических функций.
  3. Развитие слухового восприятия
  4. Развитие импрессивной речи.
  5. Развитие экспрессивной речи.

Считается, что успешность овладения речью напрямую зависит от уровня сенсорного развития ребенка, то есть от того, насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее. Статистика показывает, что у 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии, наблюдается нарушение в развитии сенсорных систем. Поэтому в работу с такими детьми включаю метод логосенсорной интеграции, на основе метода сенсорной интеграции. Соединив, разные ощущения мы тем самым можем активизировать речь.

Для этого использую в изобилии сенсорные материалы. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь.

Логосенсорная интеграция в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ направлена на:

  • преодоление речевого негативизма;
  • стимулирование интереса к занятию; 
  • запуск и развитие речи;
  • обогащение словаря;
  • релаксация.

Современные дети, пресытившись, обыденными методами развития, такими как интерактивные игрушки, муляжи, печатные пособия, с большим интересом воспринимают метод работы, активизирующий их органы чувств. 

Занятия, которые организую с детьми подчинены определённой лексической теме. Здесь всё проходит через «потрогать», «понюхать», «послушать», «покатать», «уронить», «рассыпать» и «собрать». Вся деятельность в ходе занятия оречевляется взрослым.

Этапы занятия выстроены в определенной последовательности. Этапы могут меняться или переплетаться один с другим. Сенсорные стимулы стараюсь включить в каждый этап занятия.

  1. Приветствие.

Занятие начинается с музыкального приветствия. Здесь мы задействуем аудиальную систему. Здороваясь с мамой и ребенком, протягиваем руки, дотрагиваемся друг до друга, что является своего рода сенсорным опытом.

Этот этап является постоянным, повторяется из занятия в занятие. Приветственная песенка может меняться в течении года, но их должно быть немного. Музыка должна четко ассоциироваться с началом занятия или концом. Это организует ребенка, внутренне настраивает.

  1. Ритуал начала занятия.

Этот этап является постоянным, повторяется из занятия в занятие, для того чтобы ребёнок мог настроиться на совместную деятельность, общение, отличал это занятие от другого. Если ребенок не понимает речь, то действуем сопряженно. Здесь использую массажные мячики, шишки (круглые предметы). Чем больше будем использовать разных фактур, тем разнообразнее будет опыт.

Игра сопровождается стихотворным текстом.

Далее переходим к работе над лексической темой.

  1. В рамках темы организуем игры и упражнения на развитие слуховых ориентировочных реакций, слуховой памяти, внимания, различение неречевых шумов, понимание речи.
  2. Игры, стимулирующие речь. Стараемся «зашить» все речевые задания в моторную и сенсорную деятельность. Через это ребенок познаёт мир и усваивает речь.

С помощью этих игр развиваем   мотивационную основу речевой деятельности, формируем имитационные   способности, работаем над пониманием.

В этот этап можно включать творческие задания, например, рисование, аппликация, выкладывание камешками.

Полоса препятствий. Язык осваивается через моторику, пространство в том числе. Полоса препятствий важный вид отработки моторной программы. Как занести ногу, как пролезть, наклониться. Соединяем её с сенсорикой и речевыми задачами.  Отрабатываем с малышом умение видеть нижнее поле, подстраивать ножку, всё тело.

  1. Развитие предпосылок к речевому дыханию. Эти упражнения необходимы для формирования плавного направленного выдоха.
  2. Артикуляционная гимнастика необходима для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Используем фигурки или игрушки.
  3. Ритуал окончания занятия сообщает ребенку о завершении занятия. Это может быть музыкальная игра или стихотворение. Прощаемся, даём ладошку малышу - тоже телесный контакт и ощущение своего тела.

Таким образом, в рамках одного занятия решаются разные развивающие и коррекционные задачи, занятие воспринимается как совместная игровая деятельность со взрослыми и становятся для детей и взрослых желанными и радостными.

Далее представлю идеи игр с разным оборудованием и игрушками по теме «Зима», для запуска речи у неговорящих детей.


Варианты лого-сенсорных игр на тему «Зима»

  1. Ритуал приветствия.

Цель. Развитие коммуникативных навыков, музыкальной отзывчивости, эмоционального интеллекта, развитие схемы тела, слухового восприятия, внимания, координации.

Хлопаем в ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.

А теперь по ножкам – хлоп, хлоп, хлоп.

Хлопаем по щечкам – хлоп, хлоп, хлоп.

Где же наш животик? – вот, вот, вот.

Ручки побежали – шлёп, шлёп, шлёп.

А потом шуршали – вот, вот, вот.

Ручки танцевали – да, да, да.

Друг другу помахали – привет, друзья!

  1. Ритуал начала занятия.

Льдинку я в руке держу, то сожму, то разожму.

Поиграют с нею ладошки, разогреются немножко.

То сжимаю правою, то сжимаю левою.

Буду льдинку я сжимать, буду ручки укреплять.

  1. Далее переходим к работе над лексической темой.

В рамках темы организуем игры и упражнения на развитие слуховых ориентировочных реакций, слуховой памяти, внимания, различение неречевых шумов, понимание речи.

  • Игра «Зимние песенки».

Цель. Развитие понимания речи, развитие словаря, развитие слухового внимания, сенсорного насыщения.

Оборудование. Колокольчик, бубенчики, шишки, снежки.

Ход игры.

Педагог по очереди звенит колокольчиком или бубенчиками. Ребенок должен взять из корзинки шишку, если услышит колокольчик. Если будут звучать бубенчики, то ребенок берёт снежок. Далее выкладываем ритмический ряд 1:1 (шишка, снежок), даём ребенку музыкальные инструменты, просим позвенеть тем или иным муз. инструментом (если ребенок не может выстроить ряд, действуем сопряженно.

Сам по себе визуально-ритмический ряд является проверкой логических операций ребёнка (когнитивной сферы). Но мы будем накладывать моторную программу и речь.

Этот приём можно использовать на запуске речи, например, ребёнок может произнести отдельные звуки или первые слоги - сначала учить соединять звуки в слоги, слоги в слова с опорой на ряд. Здесь ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться.

Игры, стимулирующие речь.

С помощью таких игр развиваем мотивационную основу речевой деятельности, формируем имитационные способности (вначале моторную, потом речевую имитацию), работаем над пониманием, вводим в активный словарь первые слова и фразы.  

  • Игра «Снежная буря»

Цель. Развитие понимания речи, развитие словаря, сенсорного насыщения.

Оборудование. Сенсорная коробка с искусственным снегом, животные.

Ход игры.

Педагог привлекает внимание к сенсорной коробке, показывает животных, называет их. Обращает внимание на снег: «Это снег! Это звери! Налетела снежная туча, и посыпались снежинки. Снежинка упала на Заю, на Лису, на Мишу, на Ежа и т.д.». Побуждаем проговаривать слова.

  • Игра с колокольчиком.

Цель. Развитие понимания речи, развитие словаря, развитие умения произносить гласные звуки.

Оборудование. Колокольчик, игрушечные животные.

Колокольчик я возьму

На ладошку положу,

На ладошке покачаю и

За спинку убираю!

Колокольчик достаю,

Песню мышке я спою:

И-и-и

Колокольчик я возьму

На ладошку положу,

Но ладошке покачаю и

За спинку убираю!

Колокольчик достаю,

Песню я Ежу спою:

А-а-а.

Колокольчик я возьму

На ладошку положу,

На ладошке покачаю и

За спинку убираю!

Колокольчик достаю,

песню Мише я спою:

Э-э-э-э

  • Полоса препятствий.

Оборудование. Ладошки, модули, снежки, игрушечный мишка.

Ход игры.

Миша и Ёжик будут спать. Давай Мишу и Ежа снежками укроем. Миша, спи. Ёжик, спи.

Дети носят снежки Мише и Ежу, преодолевая полосу препятствий.

  • Игра с мышкой.

Цель. Развитие навыков слухового восприятия на материале неречевых звуков. Ориентировка в схеме собственного тела.

Оборудование. Вязаные мышки – шумелки.

Ход игры.

Мышка спать не хочет

Маленькая мышка

Бегала вприпрыжку.

Зернышек поела

Громко песню спела:

Пи-пи-пи-пи

Маленькая мышка,

Забралась подмышку.

У меня она сидела

Тихо песню пела:

Пи-пи-пи-пи.

После поставить перед ребенком мышек, погреметь каждой. Найти мышке пару.

  • Игра «Заморозила зима…»

Цель. Развитие понимания речи, расширение активного словаря, слухового внимания.

Оборудование. Сенсорная коробка, предметы, обозначаемые словами первого типа слоговой структуры – мыло, ваза, кеды, бусы, фото и т.д.

Ход игры.

Взрослый заранее заворачивает необходимые предметы в фольгу и складывает в сенсорную коробку. Просим ребёнка доставать по одной фигурке из сенсорной коробки. Ребёнок берет фигурку в ладоши и согревает её, выдыхая и произнося «ХА». Разворачивает её, называет слово.

Игры на развитие дыхания.

  • Игра «Зимняя рыбалка».

Цель. Развитие понимания речи, развитие слухового внимания, умения задерживать дыхание.

Оборудование. Зеркало, рыбки из бумаги, трубочки для коктейля, ведёрки.

Ход игры.

Кладём на поднос зеркальце - это «прорубь», фиксируем скотчем, вокруг насыпаем искусственный снег. На середину проруби кладем бумажных рыбок. Рядом ставим ведерко, даём ребёнку коктейльную трубочку. Просим с помощью трубочки выловить из проруби всю рыбу. Ребёнок делает вдох ртом через трубочку, трубочка в этот момент упирается в бумажную рыбку. Таким образом «прилипает» к трубочке.

 Артикуляционные упражнения включаем при необходимости (в работе с неговорящими детьми включаем при дизартрии).

  1. Ритуал окончания занятия

Закончилось занятие, пока, пока!

Прощаться все мы будем, пока, пока!

Сегодня все старались, да, да!

И вот мы попрощались, домой пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов и воспитателей на тему: «Развитие игрового и свободного общения ребёнка со взрослыми и детьми через коммуникативные игры»

Мастер - класс для педагогов по теме: «Развитие игрового и свободного общения ребёнка со взрослыми и детьми через коммуникативные игры»Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагог...

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26

В материале показаны разные варианты педагогического  сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....

Мастер – класс для родителей подготовительной группе: На тему: «Играем и учимся вместе»

Цель Познакомить родителей с приемами  и методами проведения дидактических игр по математике....

Мастер-класс для детей старшей группы на тему: «Играя, развиваем речь»

Цель: повышение - педагогической компетенции родителей по теме. Задачи:- обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;- заинтересовать проблемой развития игровой деятельност...

Тема мастер - класса: «ТРИЗ и интерактивные игры».

Цель: Обучение элементам ТРИЗ с помощью игр интерактивного редактора «Сова».Задачи:Познакомить педагогов с интерактивным редактором «Сова».Побудить к использованию интерак...

Мастер -класс для родителей и детей на тему: "Игры для развития мелкой моторики своими руками. Когда все дома".

Мастер -класс для родителей и детей на тему: "Игры для развития мелкой моторики своими руками. Когда все дома"....

Мастер-класс по пластилинографии с родителями на тему «Зимующие птицы. Снегирь».

Цели: привлечение родителей к участию в жизни своих детей в детском саду, формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с использованием пластилинографии, помогающей...