Рекомендации учителя-логопеда для родителей на летний период
методическая разработка по логопедии

Лаврова Анастасия Юрьевна

Рекомендации учителя-логопеда для родителей на летний период 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnie_rekomend_dlya_rod.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

 

          Вот и завершился первый год пребывания Ваших детей в логопедической группе. Год был очень нелегким как для детей, так и для Вас, родителей. Ведь дети пришли в логопедическую группу из разных из групп, разных детских садов.

          Мною и воспитателями нашей группы было сделано немало, но предстоит еще больший объем коррекционно-развивающей совместной работы в будущем году. 

          Самая убедительная к Вам просьба, закреплять те речевые навыки, которые дети приобрели в процессе занятий. Если не следить за произношением поставленных звуков, то в следующем учебном году всю работу придется начинать заново.  Сейчас даже появилось словосочетание «кабинетное произношение», то есть ребенок в логопедическом кабинете произносит определенный речевой материал правильно, а с родителями не хочет, а родители порой не настаивают. Во-первых – это дети. У них еще нет самоконтроля, поэтому, если вы слышите, что ребенок вместо Ш произносит С, напомните, чтобы он язычок поднял кверху (при этом не надо укорять, а тем более ругать). Вот почему важно постоянно проговаривать потешки, стихи, текст знакомых песен с поставленными звуками. Дифференциации звуков уделяйте как можно больше времени при закреплении материала (С-Ш, Р-Л, Ш-Ж).

        1. На лето вам будут отданы домашние тетради, чтобы Вы, по ним повторяли весь пройденный материал, также будут розданы все рабочие тетради для повторения лексических тем и грамматики.

          2. Проводите каждый день с детьми артикуляционную гимнастику для губ («Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Окошко») для языка «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье»).

          3. Обязательно обратите внимание на развитие связной речи своего ребенка, а именно, чтобы ребенок не отвечал, одним словом, а говорил целым предложением (по возможностям ребенка) «Я вижу бабочку. Она белая, с пятнами. Бабочка сидит на цветке.» Следите как ребенок произносит предлоги «В», «НА», «ПОД», «ИЗ».

          4. По возможности занимайтесь развитием мелкой моторики, не бойтесь давать ножницы (детские), попросите вырезать из квадратиков кружочки, наклеивать узоры, лепить из пластилина, рисовать красками и карандашами, выкладывать буквы из веточек, камней, ракушек (если отдых на море).

          5. САМОЕ ГЛАВНОЕ! Закрепляйте в самостоятельной речи ребенка все ПОСТАВЛЕННЫЕ звуки (они будут перечислены у каждого индивидуально в домашних тетрадях), ведь именно этап автоматизации самый важный в логопедической работе.

Далее будут представлены примерные упражнения по развитию всех компонентов речи.

Упражнения для автоматизации звуков:

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2.  Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонетико-фонематических процессов:

  1. Определение количества звуков в слове (Сколько звуков в слове «кран»? и т.д.).
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком).
  5. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (например, звук «Ш» Шуба, уши, кошка и т.д.).
  6. Определение количества слогов в слове (Сколько слогов в слове «молоток»? и т.д.)
  7. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов (Придумай слово состоящие из 2х слогов и т.д.).
  8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы: стол-столик; диван-диванчик, цветок-цветочек, голова-головушка, нос-носик, рот-ротик и т.д.).
  3. Антонимы. Игра «Наоборот» (Как можно сказать наоборот большой?- маленький; толстый?-тонкий; тяжелый?-легкий; добрый? -злой и т.д.)
  4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»).

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

Упражнения на развитие связной речи:

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений, по заданным словам, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период.

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по ...

Полезные рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработан...

Рекомендации учителя - логопеда для родителей на летний период

Рекомендации родителям для занятий с детьми на летний период...

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период (группа со сложными дефектами)

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период (2015-2016 учебный год) разработаны с учётом возможностей детей с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата. Содержат информацию о...

Рекомендации учителя-логопеда родителям в летний период.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...

Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи в летний период. Средняя группа

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать об этих проблемах. Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего разв...