Тема: «Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Галиулина Юлия Вазировна

Цель:создание условий для эффективного развития связной речи старших дошкольников с ОВЗ посредством внедрения квест-технологии в образовательный процесс

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.                      На основе анализа научно–педагогической и методической литературы изучить теоретические основы и возможности квест-технологии в речевом развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

2.                      Систематизировать работу по организации образовательного процесса с использованием квест-технологии как основы формирования творческих способностей и коммуникативных навыков

3.       Оценить эффективность применения квест-технологии в развитии связной речи у детей с ОВЗстаршего дошкольного возраста

Разработать сборник мероприятий с использованием квест-технологии для детей, педагогов, родителей «Для больших и маленьких

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_tehnologiya.docx106.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ           3

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА                                           7

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА                                                     17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                               23

РЕЦЕНЗИЯ                                                                                                              25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диагностика развития ребенка

старшего дошкольного возраста с ОНР Н.В. Нищевой                    26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Перспективное планирование по

использованию квест-технологии в старшей

логопедической группе                                                                        36

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Перспективное планирование по

использованию квест-технологии в подготовительной

логопедической группе                                                                        38

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Алгоритм проведения квест-игры                          40

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Сборник мероприятий с использованием

квест-технологии для детей

с нарушением речи, педагогов, родителей

«Для больших и маленьких»                                                                41


РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1.Сведения об авторе опыта

Галиулина Юлия Вазировна 

 Педагогический стаж: 13лет

 Должность:воспитатель логопедической группы

2.Тема опыта: «Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

3. Условия возникновения, становления опыта

        Педагогический опыт «Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста» реализуется в образовательных условиях МАДОУ № 68 «Лесовичок »         

        На формирование опыта работы по данной теме оказали влияние следующие факторы:

-результаты диагностики детей;

-изучение и анализ теоретических источников;

-интерес педагога к данной теме (автор работает по теме 3 года).

Новизна педагогического опыта:

-описаны основные подходы использования квест-технологии для развития речи детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО;

-разработан сборник мероприятий с применением квест-технологии для детей, педагогов, родителей «Для больших и маленьких».

4. Актуальность опыта

        В процессе модернизации системы дошкольного образования сегодня складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

        Сегодня активно функционируют логопункты в детских садах, группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, группы раннего развития для детей с задержкой речевого развития. Совершенствуется базовое содержание логопедической практики, осуществляются творческие разработки, активно используются информационно-коммуникативные технологии. Все это свидетельствует о внедрении инноваций в логопедическую деятельность.

        Инновационные технологии - это новейшие внедренные методы и инструменты, приемы, средства, которые обладают повышенной эффективностью по результатам интеллектуальной деятельности педагога.

         Не секрет, что дошкольников с ОВЗ отмечает низкий уровень развития словаря, использования речевых конструкций, бедность речи, низкий уровень мотивации и коммуникативного развития. В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, базирующийся на основополагающих принципах поддержки разнообразия, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, реализация программ дошкольного образования  должна происходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Именно поэтому помимо традиционных форм коррекционной работы, которые отходят на второе место, в первую очередь должны активно использоваться новые формы и методы работы.

При изучении психолого-педагогической литературы нами были выявлены следующие противоречия между:

-        потребностью общества в самостоятельной, активной, любознательной, творчески мыслящей, стремящейся к познанию личности и не полной разработанностью путей решения данной потребности;

-        потенциалом содержания дошкольного образования для развития личности и не использованием его в полной мере.

        - необходимостью использовать инновационные игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и отсутствием достаточного опыта в логопедической практике работы ДОУ.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему опыта работы: поиск наиболее эффективных форм, средств, методов логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

К активным формам организации логопедической работы относятся интерактивные игры. Эти формы могут существовать отдельно или сочетаться между собой и варьироваться педагогом. Но особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, которая содержит в себе захватывающий сюжет и помогает поддержать активность ребенка на протяжении всего обучения.

Квест – это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.

Таким образом, квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, с активной познавательной позицией,что и является основным требованием ФГОС ДО.

5. Теоретическое обоснование опыта

До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего.

Ученый разрабатывал инновационные приложения для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных

уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.

Квест, по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание.

Во многом опираясь на труды Л.С. Выготского, Т. Марч утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить педагог. Опоры - это помощь учащимся работать вне зоны их реальных умений. Примерами опор могут быть такие виды деятельности, которые помогают учащимся правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения.

По мнению многих ученых, таких как, Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б.Додж, Т.Марч в основе квест-технологий лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников. При применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест, как недавно определившаяся педагогическая технология, совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Если говорить о квесте, как о форме организации образовательного процесса в детском саду, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений.

Таким образом, квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. В настоящее время квест-технология востребована и актуальна.

        6. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в изучении квест-игр как одной из эффективныхтехнологий развития речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста и включении еев содержание коррекционной работы в условиях реализации ФГОС ДО.

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель:создание условий для эффективного развития связной речи старших дошкольников с ОВЗ посредством внедрения квест-технологии в образовательный процесс

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа научно–педагогической и методической литературы изучить теоретические основы и возможности квест-технологии в речевом развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
  2. Систематизировать работу по организации образовательного процесса с использованием квест-технологии как основы формирования творческих способностей и коммуникативных навыков
  3. Оценить эффективность применения квест-технологии в развитии связной речи у детей с ОВЗстаршего дошкольного возраста
  4. Разработать сборник мероприятий с использованием квест-технологии для детей, педагогов, родителей «Для больших и маленьких».

                Практическая значимость состоит в том, что:

-материалы, полученные в ходе инновационной педагогической деятельности, могут быть использованы педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома;

- получены положительные результаты диагностики.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за деятельностью детей, педагогическая диагностика, анкетирование родителей.

        Организация учебно-воспитательного процесса:

        Наиболее эффективным средством, обеспечивающим реализацию задач речевого развития детей с ОНР, является организация образовательного процесса в ДОУ. Образовательный процесс– это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО.

        Главная особенность организацииобразовательной деятельности в нашем ДОУ на современном этапе - уход от учебной деятельности. При этом процесс обучения остается, но реализуется посредством  использования различных форм и методов работы с детьми, с учетом решения поставленных задач, контингента детей.

        

        Организовывая образовательный процесс таким образом, мы стараемся, чтобы формы и методы работы с детьми, выбранные педагогом, были направлены на ребенка, при этом придерживаемся позиции «не над ребенком, а вместе с ним».  

На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов квест-технологий. При планировании и подготовке квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут

 двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.

Все виды квестов, в свою очередь, решают обучающие, развивающие и воспитательные задачи:

  • закрепление знаний по теме и усвоение новых;
  • развитие таких качеств, как инициативность, самостоятельность;

  • повышение мотивации к образованию;
  • развитие творческих умений и определенных навыков, в том числе исследовательских;
  • развитие положительных качеств характера;
  • формирование навыков взаимопомощи и взаимодействия с одногруппниками.

Структура квеста представляет собой следующую последовательность:

-

1. Введение - вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

2. Задание - четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; анонсирована проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

3. Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

4. Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

5. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квеста. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.

        6. Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квеста.

        Содержание образования

        Базой для данной деятельности стал МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска. В опытной работе приняли участие дети старшей (2018-2019) иподготовительной к школе логопедической группы (2019-2020).

Работа по формированию опыта осуществлялась в три этапа:

I этап - подготовительный

- изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике.        Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

-проведение  педагогической диагностики детей

- определение  цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов

- определение основных форм работы с детьми

- разработка перспективного плана по использованию квест-технологии в старшей группе (см. Приложение)

- разработка перспективного плана по использованию квест-технологии в подготовительной к школе группе (см. Приложение)

- разработка конспектов ОД с использованием квест-технологии

II этап– основной

        Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

  • непрерывная образовательная деятельность
  • самостоятельная деятельность детей
  • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

III этап – аналитический

        На данном этапе работы был проведен анализ эффективности влияния квест-технологии на речевое развитие детей с ОВЗ.

        На основе данных результатов подготовительного этапа были разработаны:

  • для детей:

- перспективный план по использованию квест-технологии в старшей группе;

- перспективный план по использованию квест-технологии в подготовительной группе;

- конспекты ОД сиспользованием квест-технологии;

- РППС пополнилась дидактическими играми с элементами квеста

  • для родителей:

 - консультации;        

 - памятки;

 -  мастер-класс;

  • для педагогов:

 -  консультации;

 -  открытые занятия;

 -   мастер-класс

См. Приложение 2, 3

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за деятельностью детей, педагогическая диагностика.

Развитие связной речи происходит через разные формы организации совместной деятельности детей и взрослого:

- в организованной образовательной деятельности (где ведущая роль принадлежит педагогу);

- в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым;

- через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной деятельности.

Формы работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

Средства обучения:

  • Технические средства обучения: ПК, аудиозаписи, мультимедиа презентации.
  • Учебно-наглядные: схемы, технологические карты, наглядно-демонстрационный материал и др.

Согласно принципам ФГОС ДО уровень развития коммуникативных навыковдетей с ОВЗ зависит от выполнения определённых условий, которые напрямую зависят от принципов, с помощью которых осуществляется педагогический процесс:

– образовательный процесс организуется на основе индивидуальных потребностей конкретного ребёнка, который сам выбирает основу своего образования и становится полноправным участником образовательного процесса;

– в ходе осуществления образовательного процесса осуществляется сотрудничество педагога и детей во всех областях этого процесса;

– педагог создаёт условия для свободного выбора детьми различных видов игровой, познавательной, коммуникативной деятельности;

– в ходе образовательной деятельности для каждого ребёнка создаются условия для самостоятельного принятия решений и самовыражения.

        Квест как образовательная технология позволяет выполнить все эти условия.Во время проведения и организации квест игры можно с успехом решить практически все образовательные и коррекционные задачи.

Главный принцип такой игры - ответ на задание и есть подсказка к следующему заданию.

Для того, чтобы эффективно организовать логопедические квесты, мы придерживаемся определенных принципов и условий:

  • все задания должны быть безопасными;
  • задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
  • задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
  • игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
  • следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
  • дети должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся;
  • роль педагога в игре - направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно.

        Для того, чтобы квест выполнил свою задачу – предоставил детям опыт самостоятельного размышления, принятия решения и действий, мы стараемся обеспечить специальные условия квест-игры на всех этапах – от подготовки до завершения.

1.Мотивируем детей. Заранее рассказываем дошкольникам о квесте, заинтересовываем их, в том числе тем обстоятельством, что все задания они будут выполнять в игре самостоятельно. В начале квеста помещаем детей в игровую ситуацию: ставим четкую цель игры, обозначаем причину, почему важно достичь цели. Например, в квесте-занятии по развитию речи «По следам Осени»главная цель – найти недостающие фрагменты осенней картиныи составить ее.

2. Включаем в квест задания разных типов. Для квеста используем задания на разные виды деятельности и умения детей. При составлении заданийстараемся основываться на опыте дошкольников, они являются результирующими для ранее освоенных знаний и умений. Однако формулируем задания так, чтобы детям требовалось подумать и догадаться о том, что нужно сделать, например, для того чтобы найти слово-подсказку для следующего задания квеста, детям нужно выделить часто встречающиеся звуки в двустишьях и из этих звуков составить нужное слово.

3. Охватываем больше помещений. Для проведения квестов используем групповую, умывальную комнату, раздевалку, физкультурный зал, кабинет логопеда, музыкальный зал, коридор. Чем больше помещений детям нужно будет пройти, тем больше азарта вызывает у детей квест.

4. Делим детей на команды. Участвовать в квесте может вся детская группа. Однако, мы иногда делим детей на команды, для этого привлекаем воспитателя, который сопровождает подгруппы детей. Таким образом, мы убеждены, что чем меньше дошкольников в команде, тем больше вероятности, что каждый ребенок проявит себя.

5. Не торопим детей и не решаем за них. Даем детям достаточно времени, чтобы обдумать, обсудить и принять решение, не торопим их и не подсказываем. Если дети обращаются за помощью (а эта возможность предоставляется одним из правил), то задаем наводящие вопросы. Например, «А что мы ищем в этой игре? Что мы должны найти в результате выполнения задания?».  Не говорим прямо, а намекаем на то, что должно быть результатом. При таком подходе вероятность того, что кто-либо из детей догадается о сути задания, увеличивается.

Если дети не догадываются, задаем вопросы, например: «Что вы видите? Как вы думаете, что нужно сделать? Что обозначает каждый символ? Какой букве он может соответствовать?». В этом случае это почти инструкция.

6. Поздравляем детей с достижением цели игры. На заключительном этапе проверяем, правильно ли дети выполнили задания, хвалим и поздравляем их с тем, что они достигли цели игры. Важно, чтобы дети завершили игру в праздничном настроении.

7. При подведении итога квестаиспользуем несколько вопросов (в их разных формулировках), которые позволят поговорить о разных сторонах игры и сконцентрировать внимание детей на важных для их личностного и социального развития аспектах. Приведем примеры таких вопросов.

Ответ на вопрос: «Какое задание было самым трудным?» – позволяет оценить индивидуальные различия детей в восприятии трудности заданий. Хотя бывает и так, что дети говорят, что все было легко. В процессе игры, наблюдая за детьми, отмечаем для себя, какие задания оказываются для дошкольников более трудными.

Если дети ответят, что все задания были легкими, спрашиваем: «Как вы думаете, детям другой группы какие задания могут показаться трудными?». Отвечая на этот вопрос, дети, естественно, указывают на то, что им самим показалось более трудным.

Для составления маршрута квеста мы используемразные варианты:

  • «Пазл». Детали пазла, на обратной стороне которых написаны задания.
  • «Коробки». В них лежит атрибутика для выполнения задания и подсказка к следующему
  • Маршрутный лист. На нем последовательно написаны станции и где они расположены или загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать.
  • «Волшебный клубок». На клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции.
  • Карта -схематическое изображение маршрута.
  • «Волшебный экран». Планшет, экран или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники.

        Таким образом, квест-игры являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующие сотрудничеству взрослых и детей, их инициативы, самостоятельности и коммуникативных навыков.

Ребенок добьется успеха во взрослой жизни, если будет нацелен на активную познавательную деятельность, будет хотеть и уметь учиться самостоятельно.

Длительность работы над опытом

        Педагогический опыт «Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста» разрабатывался и внедрялся в практику работы МАДОУ № 68

 Диапазон опыта представлен перспективным планом, консультациями для родителей, конспектоммастер-класса для родителей, конспектом мастер-класса для педагогов, конспектами ОД с использованием квест-технологии.

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность в начале учебного года была проведена педагогическая диагностика. В исследовании принимали участие 15 дошкольников с диагнозом ОНР. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Сначала устанавливался контакт с ребёнком, доверительные отношения и на этом фоне создавалась ситуация разговора.

        Для определения уровня речевого развития была использованадиагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с ОНРН. В. Нищевой (Приложение 1).

Доказательность результативности опыта

Результаты диагностики представлены в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 1

Результаты диагностики развития детей старшей логопедической группы

Уровни

Кол-во детей

%

Высокий

0

0

Средний

10

66

Низкий

5

34

Анализ данных показывает, что высокий уровень развития речи не выявлен ни у одного ребенка, средний уровень выявлен у 66%, низкий уровень выявлен у 34% детей.

Детисо средним и низким уровнями развития речи частично способны к пересказу коротких текстов. Однако их пересказы неоднородные. Только у небольшой части детей пересказы приближаются к рассказам нормально развивающихся дошкольников. В этих случаях дети правильно воспроизводят смысловую структуру текста с незначительной помощью взрослого. У большинства же детей наблюдаются нарушения связей между отдельными предложениями текста, наличия повторов, пауз. Эти проявления свидетельствуют о нестойкости замысла, о нарушении программирования текста.

Проведённые исследования также показывают, что дети данной категории не умеют самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок. Высказывания дошкольников стихийные, импульсивные. Дети часто повторяют одни и те же фразы, слова. Постоянно возвращаются к высказанной мысли, недостаточно понимают связи между отдельными картинками, не устанавливают причины и следствия поступков, изображенных персонажей, их мотива. В процессе рассказа они часто изменяют логическое направление рассказа, не соотносят последовательные части рассказа с предыдущим содержанием.

Наиболее сложным для детей с ОНР является составление самостоятельных рассказов из личного опыта. Часто они не знают, о чём говорить. В других случаях ограничиваются лишь одной фразой. При составлении рассказа дети не используют личный опыт. Вместо рассказа они воспроизводят серию отдельных высказываний, связанных случайными ассоциациями.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимостицеленаправленной систематической работы по коррекции речевых нарушений, а также помогли определить основные направления работы.

На заключительном этапе работы была проведена повторная контрольная диагностика уровня развития детей подготовительной логопедической группы.Результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Результаты диагностики развития детей подготовительной логопедической группы

Таблица 2

Уровни

Кол-во детей

%

Высокий

5

33

Средний

9

60

Низкий

1

7

Из полученных данных мы видим, что в процессе проведения Формирующего этапа происходит обогащение, активизация и актуализация словаря у дошкольниковс ОВЗ  (предметного, глагольного, признаков, наречий), ассоциативное и практическое связывание слова с характеристиками предметов, дифференциация этих характеристик. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного

жизненного опыта ребенка и активнее входит в связную речь. Смысловые звенья в высказываниях детей располагаются друг за другом в линейную цепочку. Основным фактором распределения смысловых компонентов в этой цепи является временная последовательность. Рассказы представляют собой цельные, законченные сообщения. В них передается не только линейно-временная программа сообщения, но и причинно-следственная связь между отдельными фактами действительности. Речевое оформление сообщения усложняется, в него вводятся сложноподчиненные конструкции, предложения с однородными сказуемыми.

Оценка результативности опыта:

Количественные данные уровня сформированности связной речи детей с ОНР после проведения формирующего этапа, позволяют проследить эффективность проведенной работы.Уровень сформированности связной речи детей с ОВЗзначительно повысился. Следовательно, можно сделать вывод, чтоквест-технология является эффективной формой развития речи у детей логопедической группы.В результате обучения с применением квест-технологии у детей возникает положительное эмоциональное отношение к образовательной деятельности, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся более развернутые, раскрепощенные; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной. Развиваются такие личностные качества, как уверенность, организованность, коммуникабельность, выносливость, сила воли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста

в материале представлены примеры использования  методов ТРИЗ в работе с дошкольниками....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. В нашей стране, за последние 5 лет, произошёл ряд событий, определяющи...

Применение интерактивных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Применение интерактивных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, они быстро проникают в офисы, в...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Мастер-класс на тему: «Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Компьютеризация общества (мир, полный компьютеров и различных гаджетов) способствует снижению мобильности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка или взрослого челове...