Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ.
материал по логопедии (старшая группа)

Пахомова Наталья Ивановна

Практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления психических процессов и  развитие личности дошкольника, овладения  им новыми видами деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_v_rabote_uchitelya.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ

для детей с нарушениями речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления психических процессов и  развитие личности дошкольника, овладения  им новыми видами деятельности.

Однако практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение моторной сферы, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность). Дети с ТНР имеют ряд психолого-педагогических особенностей, которые затрудняют их социальную адаптацию и требуют целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

В соответствии с изменениями в федеральном законе  «Об образовании» Российской Федерации и реализации ФГОС ДО,  в которых прослеживается государственная гарантия, и обеспечиваются равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. Таким образом, дети с тяжелыми нарушениями речи имеющие  статус «ОВЗ» должны быть обеспечены специальными образовательными условиями в дошкольных образовательных учреждениях  и должны получать своевременную коррекционную помощь.

Успешное преодоление ТНР у детей дошкольного возраста возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и родителей (законных представителей) соблюдение единства требований, предъявляемых  к дошкольникам с ОВЗ. Взаимодействие педагогического коллектива осуществляется на основании реализации АООП ДО для детей с ТНР МДОУ ЦРР-детский сад 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области.  Особую роль в коррекционно-развивающей работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей группы  компенсирующей направленности для детей с ТНР.

В сотрудничестве учителя-логопеда и воспитателей реализуются следующие задачи:

  • учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей.
  • воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки.

Основные коррекционные задачи учителя-логопеда:

  • формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического  и синтаксический.
  • формирование навыков владения языком и его коммуникативной функции.

Основные  направления работы по коррекции  ТНР:

  • расширение и активизация  словаря по лексическим темам;
  • формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи(диалогической и монологической);
  • формирование и развитие фонематического восприятия;
  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики
  • коррекция звукопроизношения;
  • овладение средствами звуковой выразительности.
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие речевого творчества
  • профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

Основные коррекционные задачи воспитателя:

  совершенствование  неречевых психических функций;

 развитие и совершенствование  моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики);

 закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков;

 закрепление и систематизация словаря по изучаемой лексической теме;

закрепление правильного употребления сформированных лексико-грамматических категорий;

 закрепление навыков связной речи;

 закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов;

 Закрепление навыков чтения и письма.

Формы  взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ГКН.

  • Обследование обучающихся ( в начале учебного года и в конце).
  • Реализация АООП ДО для детей с ТНР и индивидуальных маршрутов развития.
  • Совместное комплексно- тематическое планирование учителя-логопеда и воспитателей.
  • Взаимопосещение организованной образовательной деятельности и организованной коррекционно-развивающей деятельности.
  • Интегрированная образовательная деятельность.
  • Индивидуальная коррекционная работа с воспитанниками по закреплению речевых навыков.
  • Совместная подготовка и проведение родительских собраний /мероприятий

Прослеживается взаимодействие и в других формах работы:

  • Ежедневно во вторую половину дня воспитатели проводят «Логопедический час» по тетради взаимодействия с учителем – логопедом.
  • Ежедневно во вторую половину дня также  провидится индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность  воспитателя по заданию учителя-логопеда на автоматизацию звука.
  • Контроль  воспитателя за речью дошкольников в процессе  ООД.
  • Контроль  воспитателя за речью детей в свободное время.
  • Работа с родителями (законными представителями) по рекомендации учителя-логопеда.

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

  • Тема недели.
  • Упражнения на активизацию словаря, закрепление  лексико-грамматических категорий, развитие связной речи.
  • Комплексы упражнений на совершенствование моторной сферы.
  • Игры и упражнения на совершенствование  фонематического восприятия и закрепление характеристик изучаемых звуков.
  • Упражнения на закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов, чтения и печатания.
  • Индивидуальная работа по закреплению поставленных звуков.

В тетради имеется графа «обратная связь», в которой воспитатель, работающий во вторую половину дня отмечает у обучающихся положительную динамику  или трудности в выполнении упражнений.

Методические материалы для «Логопедического часа».

Используется методический комплект Н.В. Нищевой,

Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 3-7 лет.

Косинова Е.М. Уроки Логопеда  

Набор тетрадей «Занимаемся вместе» 1,2 старшая и подготовительная группа

Тетради Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР 1,2,3,4

Развивающая среда группы

Развивающая среда группы соответствует требованиям ФГОС ДО, в группе функционирует логопедический  уголок «Будем говорить правильно», в котором воспитатели проводят «Логопедический час»  выполняют и с детьми  домашние задания учителя-логопеда.

  • В  логопедическом уголке находятся методические материалы по изучаемым лексическим темам; картотеки: речевых игр, мнематаблиц, комплексов для развития моторной сферы, ребусов, чистороговорок, упражнений на звуковой анализ слова и фонематического восприятия, анализа и синтеза и др. матерал.

        В приемной для родителей (законных представителей) размещен материал:

  • Тема недели.
  • Подобран речевой материал для расширения и обогащения словаря,  игры и  упражнения на закрепление лексико-грамматических категорий и связной речи.

Данный материал меняется в соответствии с темой недели.

В группе осуществляется совместная подготовка ко всем детским праздникам «День матери», «Новый год», «23 февраля», «Праздник мам - 8 Марта», «День Победы», «Праздник чистой речи», развлечениям «Рождественские – посиделки» и т.д. Педагоги совместно  разрабатывают сценарии. Логопед отбирает речевой материал, отрабатывает его в индивидуальной работе, а воспитатели закрепляют и т.д.  

Таким образом, успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется системой работы учителя-логопеда и воспитателей, которая  заключается в соблюдении единого речевого режима в ходе коррекционно-образовательного процесса и свободной деятельности детей. Такая организация коррекционно-образовательного пространства предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы...

Из опыта работы: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ»

В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи.Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому ...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ. Задачи:1.Разработать единые (вариативные)  подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ....

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей

Выступление из опыта работы учителя-логопеда на ММО...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех сист...