Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация (старшая, подготовительная группа)

Захарова Лариса Ивановна

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_i_aop.pptx265.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальный образовательный маршрут, адаптированная образовательная программа: разработка и реализация. Учитель – логопед МАДОУ «Детский сад № 4» Захарова Лариса Ивановна

Слайд 2

Перечень законодательно-нормативных актов 1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм . и доп., вступ. в силу с 13.06.2016). 2)Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» 3)Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования» 4)Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (приказ от 18 октября 2013 г. N 544н Министерства труда и социальной защиты РФ )

Слайд 3

Перечень примерных адаптированных образовательных программ дошкольного образования , одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. (протокол № 6/17) (размещены на интернет-ресурсе http://fgosreestr.ru 1) Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития . 2)Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи 3)Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 4)Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием 5)Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей 6)Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей 7)Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Слайд 4

«Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (АОП ДО) и Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП ДО) - это один и тот же документ. Разные названия. Это документ, который является обязательным для всех учреждений дошкольного образования, в которых функционируют группы компенсирующей или комбинированной направленности, логопункты , логопедические кабинеты. АОП ДО или АООП ДО пишется на основе авторских программ, представленных в разделе "Навигатор программ" на сайте Федерального института развития образования. Для групп детей с речевыми нарушениями это программы Н. В. Нищевой и Л. В. Лопатиной. Для логопунктов и логопедических кабинетов АОП может быть написана на основе программы Т. Б Филичевой. Окажет помощь в написании АОП Программа для детей с ТНР, представленная в Госреестре . Но учтите, что это так называемая "рыба"программы, требующая наполнения и дающая вам образец структуры программы. Она требует наполнения, для которого и существуют авторские программы. Еще раз подчеркиваю, что АОП или АООП - это обязательный документ учреждения, где есть группы компенсирующей или комбинированной направленности, а не документ каждого специалиста. Пишут АОП или АООП все специалисты учреждения (логопеды, дефектологи, психологи и т.п.). В написании участвует и методист или старший воспитатель, но только участвует, а не руководит процессом, потому что не являются специалистом в данном случае. Программу для основы АОП выбирают именно специалисты, а не администрация. Методист оказывает помощь в плане соблюдения структуры программы». Нищева Н. В.

Слайд 5

«В АОП или АООП должны быть отражены все заключения, все диагнозы, с которыми поступают дети в данное учреждение, и описаны задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности с детьми всех категорий. На основе АОП или АООП учреждения все педагоги групп комбинированной и компенсирующей направленности, логопеды логопункта или логопедического кабинета пишут рабочие программы на предстоящий учебный год. Смысл рабочей программы каждого педагога состоит в том, чтобы описать задачи и содержание работы с детьми на учебный год с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка группы. Поэтому рабочая программа пишется всеми педагогами в процессе обследования детей, в те самые две-три недели сентября. Все рабочие программы проходят через утверждение педагогическим советом и заведующим, о чем на титульном листе программы делаются записи о том, когда и кем утвержена рабочая программа. До 1 октября должны быть утверждены все рабочие программы всех педагогов. До проведения обследования детей рабочие прогрммы написаны быть не могут, потому что в этом случае они превращаются в бессмысленные бумажки, не учитывающие возможностей детей на начало учебного года». Нищева Н.В.

Слайд 6

Определения индивидуального образовательного маршрута

Слайд 7

ИОМ. Для кого? В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, и строится с опорой, в основном, на статистические данные соответствия большинства детей данного возраста определенным «возрастным нормам» . Но, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка» , и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера. Это ставит перед специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ) . Индивидуализация обучения , воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы , и реальными возможностями каждого воспитанника. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка : интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного , нравственно-духовного (Ш. Ю. Амонашвили , В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский)

Слайд 8

«Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка , состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В. И. Слободчиков - советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института развития дошкольного образования РАО.).

Слайд 9

Обязанность ведения ИОМ Стандарт Педагога : В трудовой функции «Развивающая деятельность» указана обязанность педагога « разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся ».

Слайд 10

ИОМ. Необходимые условия согласованные действия специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием, органическими повреждениями, от проблем педагогической запущенности); четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения; необходимость сочетания образовательной , коррекционной и лечебной деятельности; динамическая система гибкого перевода с одного варианта сопровождения на другой в зависимости от динамики развития и возможностей ребенка; включение родителей как полноправных участников коррекционно-развивающей работы в деятельность учреждения.

Слайд 11

Индивидуальный образовательный маршрут входит в перечень документов для работы с детьми с ОВЗ, которые должны быть в дошкольной организации наряду с заключениями ПМПК и психолого-педагогического консилиума детского сада, адаптированной основной общеобразовательной программой , характеристикой воспитанника с ОВЗ и согласиями родителей. Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка , должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Слайд 12

Примерная схема ИОМ ребенка для каждого специалиста : раздел, направление развития, сроки, цели и задачи, содержание работы (программы, технологии), диагностика, предполагаемый результат

Слайд 13

Структура индивидуального образовательного маршрута целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы ); зачем? содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ , реализуемых в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования ); какими программами? технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); какими способами, играми, технологиями, занятиями и др. ? диагностический (определение системы диагностического сопровождения) ; как мы будем отслеживать результаты? результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) каких результатов должен достигнуть ребенок?

Слайд 14

Направления работы в рамках ИОМ организация двигательной активности (развитие общей и мелкой моторики) ; развитие навыков (самообслуживание, культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных) ; развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение , речь); развитие высших психических функций (сознательное запоминание, понятливость, произвольность, логическое мышление, творческое воображение ); формирование деятельности ребенка ( манипулятивной , сенсорно-перцептивной , предметно-практической, игровой, продуктивной); развитие речи (словарь, эмоциональная сторона речи, звукопроизношение, функции коммуникации); формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ; познавательное развитие ( развитие академических навыков) .

Слайд 15

Основные направления работы ППк по реализации ИОМ следующие : разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей); разработка, уточнение и реализация схем и программ сопровождения детей с особыми потребностями с учетом данных динамического обследования; гигиеническое нормирование нагрузок; обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком.

Слайд 16

Выводы Итак, из приведенного анализа нормативных документов следует: Термин «индивидуальный образовательный маршрут» нуждается в четком определении и, как следствие, необходимы точные рекомендации к его ведению для единообразия во всех образовательных учреждениях вне зависимости от типа и места нахождения. Педагогическая диагностика необходима для определения оснований для разработки индивидуального образовательного маршрута и дальнейшей корректировки образовательных задач с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается коллегиально с участием родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представлена форма составления индивидуального образовательного маршрута на воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет

Представлена примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) 4-5 лет....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Адаптированная основная образовательная программа – это инновационный программный документ для группы комбинированного вида. Она предназначена для обучения детей дошкольного возраста (с 5 до 7 л...

Адаптированная федеральная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи 3 – 4 года (общим недоразвитием речи)

Адаптированная федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана на основе:- Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с...