Советы учителя-логопеда. Как заниматься с ребенком летом.
консультация по логопедии (старшая группа)

Шатохина Екатерина Юрьевна

Советы учителя-логопеда. Как заниматься с ребенком летом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_na_leto.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Как заниматься с ребенком летом.

 

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

 

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха: 

         Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

         Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

         Надувать воздушные шарики;

         Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

         Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

         Дуть на детские флюгера.

 

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия: 

         Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

         Собирать, перебирать ягоды;

         Помогать взрослому полоть грядки;

         Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

         Играть с глиной, мокрым песком;

         Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

 

В дождливые дни можно: 

         Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;

         Перебирать крупы;

         Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

         Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

         Вышивать (крупным крестиком);

         Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

         Плести из бисера;

         Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

         Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

         Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

         Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

         Полоскать рот;

         Жевать боковыми зубами;

         Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

         Лизать эскимо. 

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи. 

         Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

         Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

         Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)

         Назвать слова с определённым слогом, звуком;

         Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

         «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

         «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

         Переделать известную сказку;

         Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

         Придумать продолжение сказки;

         «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

         Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

         Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

         «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.

          «Доскажи словечко» - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.

         Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

         - какими словами, красками можно описать время года;

         - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

         - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

         - что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

         Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:

         Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….

         Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….

         Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…

         Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;

          «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

         Что хорошего в болезни, а что плохого?

         Что хорошего в дождике, а что плохого?

         Играйте в слова, где изменяется только один звукпочка - дочка - точка - кочка…

          «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

         Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

         Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.

Ориентировка в пространстве  

         Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» - размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола).

 

Закрепление произносительных умений и навыков. 

         Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!

 

Чтение 

         Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.

         Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

 

Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.

 

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

 

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

 

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

 Солнечного вам лета и приятных впечатлений!

Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя-логопеда на лето

Данный материал содержит рекомендации на летний период для родителей детей, имеющих нарушения речи. В буклете представлены речевые игры с детьми....

Консультация для родителей «Если Ваш ребенок плохо говорит. Советы учителя-логопеда»

Консультация для родителей детей с речевыми нарушениями....

Советы учителя-логопеда "Развиваем и играем с ребенком дома"

В настоящее время все больше детей имеют нарушения в речи. Многих родителей интересует, возможно ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста?...

Занимаемся с ребенком дома. Советы учителя-логопеда

Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его...

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

Уважаемые родители! Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два ...

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.

На что нужно обратить внимание до  поступления ребенка  в школу.  От  чего зависит развитие  речи ребенка?...