Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в старшей группе "Вода"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Родионова Наталья Константиновна

Развитие связной речи, лексико -грамматический категорий активация словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВОДА391.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в старшей группе  «Вода».

Цель: развитие связной речи, лексико-грамматических категорий, активизация словаря.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– раскрыть значение воды в жизни человека, животных и растений.

Коррекционно-развивающие: 

- обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами;

- Практическое усвоение существительных в творительном и предложном падежах;

- практическое усвоение предлога «В» ;

- Использование в речи сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы».

- Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме;

- Развивать зрительное восприятие: выкладывание по образцу.

- развивать пальчиковую моторику и графические навыки.

Коррекционно-воспитательные:

 – формировать бережное отношение к воде.

Оборудование:  - мяч, картинки (где и в чём может находиться вода)

палочки счётные, образец «Лодочка»;

Листы с графическим

«Какая бывает вода?» - по кругу, передавая мяч.

3. Д/У «Где бывает вода? (дети сидят на ковре изображением волн;

Простые карандаши

Ход образовательной деятельности.

1. Орг. момент.

- Ребята, я хочу вам загадать загадку. Может кто-то отгадает её?

«Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шумит».

- Правильно, это вода.

(Появляется персонаж – Незнайка)

- Нет, нет, нет, это совсем не вода, это…компот, ну или дождик.

- А ты кто?

- Я, Незнайка!

- Вот что, дорогой Незнайка, ты даже не поздоровался с ребятами!

- Ой! Здравствуйте!

- Незнайка, ребята сейчас объяснят, что это не компот и не дождь.

(дети объясняют).

2Д/У Упражнение «По секрету всему свету»

- Незнайка, становись с нами в круг и мы поиграем в игру «По секрету всему свету» мы расскажем)

– А ты знаешь, Незнайка, где бывает вода, где её можно увидеть?

-Конечно, знаю! Вода бывает в шкафу, в кармане.

- А вот и нет. Послушай, дети тебе сейчас расскажут.

( в туче, в луже, в банке, в стакане, в кастрюле, в бутылке, в кране, в реке, в водоёме, в колодце, в ведре…….

( в помощь детям картинки на доске)

4. Пальчиковая гимнастика «Дождик вышел погулять»

А сейчас мы приглашаем Незнайку посмотреть, как дети играют с пальчиками.

«Дождик вышел погулять»

1-2-3-4-5 (удары по столу пальчиками обеих рук.

Левая начинает с мизинца, правая – с большого)

Вышел дождик погулять

(беспорядочные удары пальцами обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

(шагают средним и указательным пальцами обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмичные удары то ладонями, то кулачками по столу)

«По газонам не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бить в ладоши)

- Ох! (Один хлопок)

И ушёл. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу)

5. Д/У «Зачем нужна вода.

- Ребята, расскажите Незнайке, зачем нужна вода?

«Вода нужна, чтобы…

6Игра "ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ" 

- А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки (звучит музыка дождя). Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся (дети разбегаются по комнате, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате). Встретились ручейки и стали одной большой рекой (цепочки соединяются в одну). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан (дети образуют круг). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

- Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.

7. Физминутка: « Море волнуется»

8. «Скажи ласково» и пройди сквозь ворота

- Незнайка, послушай, как наши дети могут называть ласково предметы.

( река, вода, капля, дождь, лужа, снег, лед, туча, )

9. Выкладывание из палочек лодочку по образцу

Незнайка: А я вот принёс ребятам лодочку. Сам её нарисовал.

- Незнайка, ты молодец, наши дети с удовольствием выложат из палочек такую лодочку. (Дети выкладывают, а Незнайка ходит и помогает)

10. Работа на листиках «Волны»

Мне так понравилась игра «Море волнуется», что я нарисовал волны . Хотите тоже нарисовать волны?

11. Итог.

Незнайка: - Ребята я сегодня попал к вам не зря. Вы мне много рассказали про воду:, Где она находится, куму нужна, зачем нужна вода. А ещё, ещё…

- Ребята, помогите вспомнить, чему мы научили Незнайку? (Мы рассказали про воду, какая она и назвали ласково слова. Ещё выкладывали лодочку, рисовали волны, играли в игры «Дождик вышел погулять» и «Море волнуется»)

       

       

Логопедическое занятие

Тема: «Волшебница вода»

Цель: знакомить детей с системой круговорота воды в природе.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Стимулировать речевое общение детей.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: мультимедийная презентация «Круговорот воды в природе», капельки воды из самоклеящейся плёнки, сюжетная картина «Вода нужна всем».

Ход занятия:

Воспитатель-логопед. Ребята, посмотрите, к нам пришла волшебная капелька ( показывает детям капельку, вырезанную из бумаги). Как вы думаете, откуда она и как она могла у нас оказаться?

Дети предлагают разные варианты: Эта капелька из крана, дождевая капля, капля росы, капля из моря и т.д

Воспитатель-логопед. Эта волшебная капелька проделала огромный путь, прежде чем оказаться у нас. Вы хотите узнать об её путешествии? ( предлагает рассмотреть презентацию «Круговорот воды в природе» на экране, комментирует её содержание).

Воспитатель-логопед. Вода есть в разных водоёмах: в ручьях, реках, озёрах, морях и океанах. Постепенно вода испаряется, превращается в пар и поднимается в воздух. Пар в небе собирается в облака. Пара в облаке становится очень много, облако превращается в тучу. Когда пар остыл и превратился в воду, из туч начинает идти дождь. Дождевые капли на земле превращаются в лужи и ручьи. Вода впитывается в землю и под землёй двигается в сторону рек и озёр. Водоёмы пополняются водой, которая начинает испаряться и подниматься в воздух. Круговорот воды в природе происходит постоянно.

(Дети по цепочке рассказывают об этапах круговорота воды в природе с опорой на схему.)

Беседа о значении воды в жизни природы и людей.

Воспитатель-логопед предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать о значении воды в жизни природы и людей.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Цели: упражнять в образовании приставочных глаголов.

Дети рассматривают сюжетные картинки. Образовывают приставочные глаголы, а затем составляют предложения по картинкам.

- Мальчик воду в стакан наливает.

- Из стакана в стакан воду переливает.

- Девочка воду в раковину выливает.

- Шофёр в машину воду заливает.

- Мама цветы поливает.

Дети. Вода нужна растениям, животным и людям. Никто не может жить без воды;

В воде живут рыбы и морские животные;

Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток;

Моет всех тоже вода;

Вода нужна для стирки и уборки;

Вода необходима для приготовления еды;

Вода - это дорога. По воде на кораблях можно путешествовать и перевозить грузы;

Вода нужна в батареях для отопления.

Воспитатель-логопед раздаёт детям капельки, вырезанные из самоклеящейся плёнки, и предлагает разместить эти капельки в групповой комнате, в тех местах, где используется вода. (В уголке природы, возле растений и аквариума, возле мойки, на батарее, возле крана для умывания, возле унитаза в туалете и т.д. )

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

Цели: закрепить знания детей о воде. Развивать умение отгадывать загадки. Активизировать словарь детей по теме «Волшебница вода».

- Между небом и землёй - Меня никто не видит, но всякий

Летит губочка с водой. слышит. А спутницу мою всяк

Небо губку поджимает, но никто не слышит.

Губка землю орошает. (Гром и молния)

(Туча)

- Не человечьими руками

Жемчужный разноцветный мост

Из вод построен над водами.

Чудесный вид, огромный рост.

(Радуга)

- Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, хлеб)

- Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

- Зимой скрываюсь, - Бежит бычок,

Весной появляюсь, Золотой рожок,

Летом веселюсь, Бежит, журчит.

Осенью спать ложусь. (Ручей)

(Река)

- Не море, не земля, - Посреди поля лежит зеркало,

Корабли не плавают Стекло голубое, рама зелёная

И ходить нельзя. (Озеро)

(Болото)

- Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

- Белый, как снег, дуется как мех. (Пена)

- Заря – зарница, - День и ночь кричит, а голос не устанет

Красная девица, (Водопад)

По полю ходила,

Слёзы обронила.(Роса)

- Без рук, без топорища – выстроен мостище. (Лёд на реке)

- Текло, текло и легло под стекло. (Лёд на реке)

- В новой стене, в круглом окне

Днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)

- Я как песчинка мал - Выросло, повыросло,

И землю покрываю; Из бороды повылезало,

Я из воды рождён Солнышко встало,

И сам её рождаю; Ничего не стало.

Как пух лежу в полях (Сосулька)

И как алмаз блещу

При солнечных лучах. (Снег)

Физминутка «Дождик»

Первая капля упала: «Кап!» движение правой рукой сверху вниз

Вторая побежала; «Кап!» движение левой рукой сверху вниз

Капельки «Кап – кап» - запели поочерёдное движение правой и левой рукой

Намочили лица

Мы их вытирали имитация вытирания лица руками

Туфли, посмотрите, дети показывают руками на обувь

Мокрыми стали.

Мы плечами поведём энергичные движения плечами

И все капельки стряхнём

От дождя убежим бег на месте

Под кусточком посидим. приседают, «прячутся от дождя»

Беседа о бережном отношении к воде.

Воспитатель-логопед. Если внимательно рассмотреть глобус, то можно заметить, что голубого цвета на нём намного больше, чем других цветов. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты. Воды на земле очень много, но значит ли это, что воду не нужно беречь? Воду нужно расходовать экономно, потому что уже сейчас в некоторых районах земного шара людям не хватает чистой воды.

А что значит «бережно относится к воде»?

Дети: Не загрязнять реки и озёра.

Убирать мусор с берегов реки после отдыха.

Охранять морских животных и рыб.

Закрывать кран, чтобы вода зря не текла, когда ей никто не пользуется.

Воспитатель-логопед. Правильно, ребята, и даже есть такая пословица.

Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.  Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе....

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе « День рождения друга, дедушки Дуба»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром. Развитие связной речи, обогащение словаря детей....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР

Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР

Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности «Весенняя сказка»

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности«Весенняя сказка»...