«Виды нарушений звукопроизношения и коррекция недостатков произношения»
консультация по логопедии (старшая группа)

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ( с ), ( з ), (ц ), шипящих (ш), ( ж), ( ч ), сонорных ( р ), ( л ).

Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения (в пределах одного слова):

  • Отсутствие звука;
  • Искажение звука;
  • Замена звука;
  • Смешение звуков.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова или в конце.

При искажении звука вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например:

  • Вместо звука ( р ) произносится велярный (р), образующийся при колебании разных участков мягкого неба, увулярный (р), при образовании которого вибрирует маленький язычок (продолжение мягкого неба);
  • Вместо звука (с) произносится межзубный (с) (кончик языка не опускается вниз за нижние резцы, а располагается между верхними и нижними резцами);
  • Вместо звука (л) произносится двугубный (л) (происходит сближение или смыкание обеих губ).

Звук может заменяться другим звуком звуки. Замены могут быть самыми разнообразными.

Смешение звуков – это недостаток речи, который выражается в том, что ребенок, умея произносить те или иные, путает их в речи(например, вместо шапка произносит « сапка» и тут же вместо санки произносит «шанки»; смешение звуков – признак незаконченности процесса овладения системой фонем; нормально этот процесс полностью завершится у ребенка к годам 4 – 5, когда все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Коррекция недостатков произношения

К четырем годам ребенок должен произносить все звуки в соответствии с фонетической нормой русского языка .Однако некоторые дети к 4 годам не могут правильно произносить все звуки речи, так как их артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Коррекцию неправильно произносимых звуков необходимо начинать в возрасте 4 лет. Недостатки произношения звуков могут повлечь за собой нарушения устного речевого общения и письма детей, поэтому очень важно устранить имеющиеся недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте .В этот период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, она гибка и податлива, следовательно, все виды нарушений звукопроизношения будут преодолеваться легче и быстрее.

Недостаток в произношении лишь единичных звуков часто легко поддается исправлению, родители сами могут помочь ребенку. Для этого необходимо:

  • Пробуждать интерес ребенка к звуковой стороне речи;
  • Приучать прислушиваться к речевым звукам и выделять их в простых словах;
  • Предлагать ребенку сравнивать на слух правильное неправильное произнесение слов;
  • Поддерживать стремление ребенка более четко произносить слова и предложения;
  •  Целенаправленно развивать у детей слуховое внимание, привычку вслушиваться а речь окружающих и сравнивать ее с собственной речью.

Если ребенок не произносит какой – либо звук изолированно, то необходимо заняться постановкой этого звука. Для этого следует прежде всего:

  • Обратить внимание самого ребенка на недостаток его произношения;
  • Показать образцы правильного произношения звука;
  • Сосредоточить внимание на положении органов речи( при этом полезно пользоваться зеркалом);
  • Продемонстрировать различия (артикуляционные, акустические) правильного и неправильного произношения.

Не рекомендуется одновременно исправлять произношение нескольких звуков. Кроме того, очень важна последовательность исправления неправильно произносимых звуков. Работа над постановкой звуков требует корректного и бережного обращения с ребенком .Хорошее настроение ребенка – залог успешной работы. Взрослые должны быть очень терпеливыми – ведь у детей не все сразу получается. Нужно хвалить ребенка при каждом положительном результате, следует заинтересовать его различными игровыми заданиями и не порицать в тех случаях, когда постановка звука затягивается на длительное время. Чаще одобряйте ребенка, тогда ему будет легче и интереснее, он не будет быстро уставать и не потеряет желания заниматься. Радуйтесь вместе с ним его достижениям.

Литература: Кондратенко. И. Ю. 2Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М.: Айрис – пресс, 2014. – 64 с.: ил.+ вклейка 16с.- (Популярная Логопедия)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logopunkt.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультационный пункт

Консультация для родителей на тему:

«Виды нарушений звукопроизношения и коррекция недостатков произношения»

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ( с ), ( з ), (ц ), шипящих (ш), ( ж), ( ч ), сонорных ( р ), ( л ).

Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения (в пределах одного слова):

  • Отсутствие звука;
  • Искажение звука;
  • Замена звука;
  • Смешение звуков.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова или в конце.

При искажении звука вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например:

  • Вместо звука ( р ) произносится велярный (р), образующийся при колебании разных участков мягкого неба, увулярный (р), при образовании которого вибрирует маленький язычок (продолжение мягкого неба);
  • Вместо звука (с) произносится межзубный (с) (кончик языка не опускается вниз за нижние резцы, а располагается между верхними и нижними резцами);
  • Вместо звука (л) произносится двугубный (л) (происходит сближение или смыкание обеих губ).

Звук может заменяться другим звуком звуки. Замены могут быть самыми разнообразными.

Смешение звуков – это недостаток речи, который выражается в том, что ребенок, умея произносить те или иные, путает их в речи(например, вместо шапка произносит « сапка» и тут же вместо санки произносит «шанки»; смешение звуков – признак незаконченности процесса овладения системой фонем; нормально этот процесс полностью завершится у ребенка к годам 4 – 5, когда все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Коррекция недостатков произношения

К четырем годам ребенок должен произносить все звуки в соответствии с фонетической нормой русского языка .Однако некоторые дети к 4 годам не могут правильно произносить все звуки речи, так как их артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Коррекцию неправильно произносимых звуков необходимо начинать в возрасте 4 лет. Недостатки произношения звуков могут повлечь за собой нарушения устного речевого общения и письма детей, поэтому очень важно устранить имеющиеся недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте .В этот период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, она гибка и податлива, следовательно, все виды нарушений звукопроизношения будут преодолеваться легче и быстрее.

Недостаток в произношении лишь единичных звуков часто легко поддается исправлению, родители сами могут помочь ребенку. Для этого необходимо:

  • Пробуждать интерес ребенка к звуковой стороне речи;
  • Приучать прислушиваться к речевым звукам и выделять их в простых словах;
  • Предлагать ребенку сравнивать на слух правильное неправильное произнесение слов;
  • Поддерживать стремление ребенка более четко произносить слова и предложения;
  •  Целенаправленно развивать у детей слуховое внимание, привычку вслушиваться а речь окружающих и сравнивать ее с собственной речью.

Если ребенок не произносит какой – либо звук изолированно, то необходимо заняться постановкой этого звука. Для этого следует прежде всего:

  • Обратить внимание самого ребенка на недостаток его произношения;
  • Показать образцы правильного произношения звука;
  • Сосредоточить внимание на положении органов речи( при этом полезно пользоваться зеркалом);
  • Продемонстрировать различия (артикуляционные, акустические) правильного и неправильного произношения.

Не рекомендуется одновременно исправлять произношение нескольких звуков. Кроме того, очень важна последовательность исправления неправильно произносимых звуков. Работа над постановкой звуков требует корректного и бережного обращения с ребенком .Хорошее настроение ребенка – залог успешной работы. Взрослые должны быть очень терпеливыми – ведь у детей не все сразу получается. Нужно хвалить ребенка при каждом положительном результате, следует заинтересовать его различными игровыми заданиями и не порицать в тех случаях, когда постановка звука затягивается на длительное время. Чаще одобряйте ребенка, тогда ему будет легче и интереснее, он не будет быстро уставать и не потеряет желания заниматься. Радуйтесь вместе с ним его достижениям.

Литература: Кондратенко. И. Ю. 2Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М.: Айрис – пресс, 2014. – 64 с.: ил.+ вклейка 16с.- (Популярная Логопедия)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция недостатков произношения

Консультация для родителей...

Доклад-презентация для родительского собрания "Основные виды нарушений звукопроизношения и причины вызвавшие их"

Доклад и презентация для родительского собрания в средней логопедической группе...

«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»

В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения....

Виды нарушений звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах....

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»

      Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...