Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по произведению К.Д. Ушинского «Птицы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Тонкоглас Татьяна Георгиевна

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по произведению К.Д. Ушинского «Птицы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_kopiya.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №25 г. Белгорода

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с  тяжелыми нарушениями речи по произведению К.Д. Ушинского «Птицы».

 

 

                                        Подготовила: Тонкоглас Татьяна Георгиевна,

                                      учитель-логопед МБДОУ д/с №25 г. Белгорода

Белгород, 2023 г

          Тема: «Перелётные птицы»

Цель: Содействовать ознакомлению детей с перелётными птицами.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: активизация и актуализация словаря по лексической теме: «Перелётные птицы». Совершенствование грамматического строя речи: согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки). Подбор и согласование качественных  прилагательных с существительными. Автоматизация правильного произношения в свободной речи раннее поставленных звуков.
  2. Коррекционно-развивающие: развитие связной речи,  развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления. Развитие памяти, артикуляционной и общей моторики.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятию. Формировать навык сотрудничества, коллективизма, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру (птицам) на примере произведения К.Д. Ушинского «Птицы».

Пособия и материалы: изображение (фото) перелетных птиц, игрушка скворец. Индивидуальные зеркала. Макет или  картинка кормушки (отдельные детали кормушки). Картинки с изображением солнышка (весёлое, удивлённое, грустное). Фрагмент мелодии (Птицы поющие весной).

Литература:

Рабочая программа логопеда для детей компенсирующей группы с НОДА с ТНР.  

К.Д. Ушинский рассказ «Птицы».

                              План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть
  1. Сообщение темы и цели занятия.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Подгрупповая работа.
  1.  Физ. минутка.
  2. Практическая часть (задания)
  3. Итог занятия.
  4. Рефлексия.

                                 Ход занятия

  1. Организационный  момент.

Звучит музыка. Логопед приветствует детей.

Логопед: Дети, послушайте музыку.

Далее в музыке слышится пение птиц. Музыка заканчивается.

Логопед: Дети, что вы услышали в этой музыке?

Дети: Пение птиц.

Логопед: Ребята, а в какое время года мы чаще всего слышим пение птиц?

Дети: Весной.

Логопед: А почему весной мы слышим, как поют птицы?

Дети: Весной набухают почки. Весной ярко светит солнце. Весной просыпаются насекомые. Весной появляются первые цветы. Весной к нам прилетают  птицы.

Логопед: Совершенно верно, весной к нам прилетают перелётные птицы.

II. Основная часть

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Логопед: Кто назовёт тему нашего занятия?

        Дети: Птицы

Логопед: О ком мы сегодня будем говорить?

Дети: «О  птицах».

Логопед: Сегодня на занятии мы познакомимся с перелётными птицами, узнаем каких птиц относят к ним. Какую пользу они приносят людям. Посчитаем их и научимся составлять предложения о птицах.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Сначала выполним артикуляционную гимнастику по теме «Птицы»

Упражнения для языка:

«Голодные птенчики». Широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Собрать слюну и проглотить.

«Птенчики кушают». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта,  удерживать под счет (удержать 5-7 секунд).

Логопед: Кто прилетает к нам весной?

Дети: Перелётные птицы.

Логопед: Почему их так называют? Эти птицы улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращаются  к нам.

Логопед: Ребята, сегодня у нас непростое занятие, нам нужно сделать что-то хорошее для птиц. Собрать предмет из частей. За каждую часть нужно выполнить одно задание. Всего пять заданий.  Если вы выполните все задания правильно, вы сможете собрать этот предмет. И мы поможем птицам.

  1.  Подгрупповая работа. Отгадывание загадок с показом картинок

Задание 1.

 Дети делятся на две команды. На столах у каждой команды по 6 картинок с изображением птиц. Логопед читает загадки, а каждая команда оставляет только те картинки с изображением птиц, о которых была загадка. Остальные перевернуть.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

                                        Кукушка

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной

Соловей

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Грач

Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее?

Лебедь

Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Ласточка

Этот старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

К болоту

Аист

Логопед: Это всё перелётные птицы. Давайте ещё раз назовем их. Это – кукушка, соловей, грач, лебедь, ласточка,  аист. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц.

Дети: Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать.

Логопед: Чем покрыто тело птиц?

Дети: Оно покрыто перьями.

Логопед: Молодцы, вы выполнили это  задание, получите первую часть предмета.

  1. Задание 2. Игра «Скажи наоборот».  (Показ картинки)

Журавль большой, а соловей…маленький.

Лебедь белый, а грач…. черный.

У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое.

Логопед: Молодцы, вы выполнили это  задание, получите вторую часть предмета.

III. Физ. минутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

  1. Практическая часть.

Задание 3. Игра «Сосчитай птиц»

Одна ласточка, две ласточки; одна утка, две утки, пять уток;  одна кукушка, две кукушки, пять кукушек; одна птица, две птицы, пять птиц; один аист, два аиста, пять аистов; один гусь, два гуся, пять гусей; одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

Логопед: Молодцы, вы выполнили это  задание, получите третью  часть предмета.

Задание 4. Игра «Подбери слово-признак. Птица какая?»

  Называние слов- признаков по цвету:

Логопед: грач какой?

Дети: черный.

Логопед:  лебедь какой?

Дети: белый.

Логопед: кукушка какая?

Дети: серая.

Логопед: Молодцы, вы выполнили это  задание, получите четвёртую  часть предмета.

Последнее задание. Константин Ушинский «Птицы»

Логопед: Ребята, а какую пользу приносят птицы? Давайте узнаем из рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Птицы»

Чтение рассказа К. Ушинского «Птицы».

       В одной хорошенькой малороссийской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом.

Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив.

Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались.

Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою.

Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.

Беседа о прочитанном

Логопед: Дети, почему нужно беречь птиц?

Дети: Птицы поедают вредных насекомых. Если насекомых будет много, то не будет урожая фруктов и овощей.

Логопед: Как можно помочь птицам?

Дети: Не обижать птиц. Делать кормушки. Кормить птиц.

Логопед: Молодцы, вы выполнили последнее задание и получаете последнюю часть картинки. Теперь соберите её. Что у вас получилось?

Дети: Кормушка.

Логопед: Ребята, а для кого  люди изготовляют кормушки?

Дети: Кормушки делают для птиц. Это домик для птиц. В него люди кладут корм: крупу, семечки.

  1.  Итог занятия

Давайте вспомним, о чем мы говорили на нашем сегодняшнем занятии? Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

  1.  Рефлексия. Картинки с изображением солнышка.

Логопед: Дети, у вас на столе «Солнышко». Три разных изображения. Если у  вас отличное настроение, вам всё было понятно на занятии, покажите радостное солнышко. Если что-то было непонятно, то серьёзное солнышко (удивлённое). А если настроение у вас плохое и всё было непонятно, то грустное солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...