Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии: диагностика, программа раннего вмешательства
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)

Шкурина Елена Валерьевна

Основной формой воздействия на маленького ребёнка являются организованные игры, ведущая роль в которых принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала и проводиться на занятиях как учителем - логопедом (индивидуальных и групповых) так и воспитателем, а также педагогом-психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию или родителями. 

Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии важна и отличается неповторимым своеобразием.
И, несмотря на то, что у малышей отсутствует не только мотив учебной деятельности, направленной на приобретение определенных знаний, но и осознанные, произвольные действия, необходимые для усвоения первых знаний и умений, которые происходят на основе непроизвольного запоминания дети раннего возраста обладают высоким уровнем обучаемости. 

Ссылки на выступление: 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии: диагностика, программа раннего вмешательства»

   Слайд 1

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Тема моего выступления: «Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии: диагностика, программа раннего вмешательства».

Слайд 2

Период раннего детства (от рождения и до 3 лет) в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Даже минимальные отклонения в развитии, возникающие в этот период, в дальнейшем приводят к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой функциям. Следует отметить, что этот период является наиболее эффективным периодом для компенсаторных возможностей в психофизическом развитии малыша.

 Слайд 3

Согласно современным научным представлениям, нарушение речевого развития у детей - одна из форм сложного когнитивного дефекта, включающего избирательное расстройство речевой функции, а также отклонения неречевых функций и процессов. Своевременная логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию безречевого ребёнка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребёнка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребёнка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.  

Слайд 4

Одним из наиболее приоритетных направлений коррекционной педагогики в настоящее время признано оказание комплексной помощи детям раннего возраста. Эта проблема всегда являлась широко обсуждаемой, так как именно в раннем возрасте, нередко начинают формироваться различные аномалии развития. Система ранней помощи ребёнку включает в себя консультации специалистов и родителей. Причём родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребёнка в норме и возможные патологии.

Диагностическая работа логопедов, дефектологов, психологов требует чрезвычайной профессиональной корректности и внимания, чтобы избежать, с одной стороны, гипердиагностики, и, с другой стороны, не пропустить, вовремя выявить и скорректировать ранние признаки особенностей развития.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с детским неврологом. Ведь существует много различных причин, которые влияют на нарушение речевого развития. А, следовательно, способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются. Такие дети (группы риска) наблюдаются в детской поликлинике у невролога, для родителей проводятся консультативные беседы.

Слайд 5

Что необходимо выполнить в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом? 

С комплексом диагностических мер, Вы можете познакомиться на слайде.

Слайд 6

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к неврологу и, или психиатру, логопеду, психологу. Может потребоваться специализированные обследования. (ЭЭГ, измерить внутричерепное давление, доплеровское обследование, которое позволяет определить скорость и объём кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а также оценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системы ребёнка, его психическое развитие. Детям с ЗПРР как правило необходимо медикаментозное лечение и занятия, которые необходимо начинать как можно раньше.

Слайд 7

Если ребёнок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только десятком лепетных слов, процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер. К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, некоторые родители не используют возможности воспользоваться организованной ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребёнку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее.

Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Чем раньше обратить внимание на уровень развития речи ребёнка, чем раньше оказать ему помощь, тем эффективнее она будет. И в этом в первую очередь должны заинтересованы родители.

Слайд 8

Программа раннего вмешательства опирается на методы коррекционной работы.

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога или логопеда 1-2 раза в неделю, если родители готовы в полном объёме выполнять рекомендации специалиста дома.

Слайд 9

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объёмом и содержанием материала, но и специфическими приёмами проведения занятий. И специалисты, и родители должны хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д.

Слайд 10

В работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

1. Ребёнок познает мир с помощью взрослого человека, путём подражания. Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребёнок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребёнок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

2. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребёнка. Такого эмоционального подъёма можно достичь только в игре.

3. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

4. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Материал для игр с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации.

5. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги и родители склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. Материал должен быть доступен для маленького ребёнка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию.

Слайд 11

6. Необходимо контролировать длительность игры. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать игру таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию.

7. Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима чёткая структура: каждая игра имеет начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени. Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала.

8. Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда игра состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались с малоподвижными, так как смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у детей, и у взрослых.

9. Гибкость. Игры следует подбирать и использовать с учётом возраста детей, их возможностей и интересов. Отдельные части игры можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего раза или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

10. Перенос знаний. Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время игр, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребёнка.

11. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их чаще.

Таким образом, комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии важна и отличается неповторимым своеобразием. Суть заключается в том, что у малышей отсутствует не только мотив учебной деятельности, направленной на приобретение определенных знаний, но и осознанные, произвольные действия, необходимые для усвоения первых знаний и умений, которые происходят на основе непроизвольного запоминания. И, несмотря ни на что, ребёнок раннего возраста обладает высоким уровнем обучаемости. Занятия с детьми данного возраста носят игровой характер, и имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления.

Слайд 19

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ в системе комплексной помощи детям раннего возраста

Необходимым условием адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада  является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского ...

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

Реферат по дисциплине: Воспитание и обучение детей раннего возраста "Проблема диагностики психического развития в педагогике раннего возраста"

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможно...

Консультативная помощь. "Психологическая помощь родителям детей раннего возраста с нарушением слуха"

Психологическая помощь родителям детей раннего возраста  с нарушением слуха Психологическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проб...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...

Доклад на тему «Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии»

 Период раннего детства (от рождения и до 3 лет) в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, р...