«Вечерние коррекционные пятиминутки-эффективное средство автоматизации звуков у детей с ТНР»
материал по логопедии (подготовительная группа)

Кравченко Светлана Викторовна

Совместная работа логопеда и воспитателей по автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_pyatiminutki.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

«Вечерние коррекционные пятиминутки – эффективное средство автоматизации звуков у детей с ТНР»

Развитие речи, автоматизация поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя - логопеда и воспитателей группы.

Грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие у воспитателей достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно. Кроме того, следует учитывать, что воспитатели работают по всем разделам программы дошкольного образования и часто испытывают трудности при планировании, организации и проведении коррекционных занятий с детьми. Вот почему так важна координация работы учителя-логопеда и воспитателя.

Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи  между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В силу специфики работы ДОУ общеразвивающего вида воспитатели лишены специализированного времени для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Поэтому мною был возвращен метод, ранее применяемый в логопедической группе – вечерние «коррекционные  пятиминутки».

Цель пятиминуток: содействие  развитию артикуляционной моторики и автоматизации поставленных логопедом звуков.

Рекомендации по таким занятиям  соотносятся с общепринятым алгоритмом работы по автоматизации звуков: чёткое произнесение изолированного звука, затем - звук в слоге, словах, в предложении, в связной речи.

Технология  проведения коррекционной пятиминутки.

           В рамках взаимодействия специалистов ДОУ, учитель-логопед рекомендует воспитателям включать в свою вечернюю  индивидуальную работу занятия с  детьми, испытывающими на данном учебном этапе наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, занятия направлены на автоматизацию и дифференциацию звуков. Они носят название «коррекционная пятиминутка» и включают в себя индивидуальные занятия или занятия с малой группой по заданию учителя-логопеда.   Состав детей и содержание «коррекционной пятиминутки» вносятся в «Тетрадь коррекционных пятиминуток».

Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционной пятиминутки» логопед прописывает в тетради  необходимый материал и упражнения по автоматизации звуков.

Индивидуально воспитатель занимается 5-10 минут, затем дети меняются местами.

Особого рассмотрения заслуживают вопросы, связанные с коррекцией недостатков звукопроизношения у воспитанников с ТНР. Как правило, у таких детей встречаются тяжёлые нарушения речи, дефекты носят стойкий характер. А работа над звуком – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени, системы в занятиях и неоднократного повторения. Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных речевых стереотипов (новых звуков) в индивидуальной форме работы с детьми проводит учитель-логопед. Позже, на этапе автоматизации звука в словах, фразе и тексте подключается к работе и воспитатель.

Объединение 2 детей по сходным проблемам на пятиминутки позволяет проведение специальных игр, нацеленных на развитие навыков дифференциации звуков на слух и в собственной речи детей, умений осуществлять элементарный анализ звучащей речи. Эти игры тоже прописывает логопед в тетради коррекционных пятиминуток.

Значимую помощь в реализации коррекционного воздействия воспитатель может получить от педагогического коллектива ДОУ. Согласование подходов как к общему, так и к речевому воспитанию детей при организации музыкально-ритмических, физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий, выработка единого речевого пространства по отношению к детям с ТНР – эти и другие вопросы становятся основой для содержательного взаимодействия всех специалистов, участвующих в коррекционно-образовательной программе.

Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия является искренняя заинтересованность педагогов в его результатах, желание помочь ребёнку, постоянная готовность оказать ему необходимую поддержку в случаях затруднений. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости, но и одновременно – от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребёнка к предлагаемой педагогической помощи и мотивация к её принятию.

Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения».

Опыт работы по использованию интерактивных игр и игровых приемов на этапе автоматизации поставленных звуков....

Технологическая карта подгруппового коррекционно - логопедического занятия. ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах с сочетанием согласных – ТР, - ДР»

Цели: автоматизация звука [Р] в слогах и словах с сочетанием согласных – ТР, - ДР.1.Коррекционно - образовательные:  - закрепить слуховой и моторный образ звука [Р];- автоматизировать произ...

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом ихдоминантной модальности».  Анно...

Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...

Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по автоматизации звука [Р] с использованием интеллект-карты. «Карта для тигренка».

ull; Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.•Учить правильно произносить звук [Р] в словах, предложениях....