Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие по весеннему лесу".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

Конспект  содержит методические  разработки по реалиизации  модуля речевое развитие детей старшего дошкольного  возраста с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12» Г. ПЛАСТА

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО  ВЕСЕННЕМУ  ЛЕСУ».

Составила:

воспитатель

 высшей категории

Сагдиева О.А.

г. Пласт

Конспект НОД по развитию связной речи с применением мнемотехники в старшей логопедической группе с детьми с ТНР

«Путешествие по весеннему лесу».

Программное содержание:

1. Коррекционно-образовательные: систематизировать представления детей  о весне, весенних явлениях в природе, зимней одежде, систематизировать знание пословиц о зиме, зимних явлениях в природе. Расширять и активизировать  активный словарный запас  детей по лексической теме «Зима».

2. Коррекционно-развивающие: Способствовать развитию монологической, грамматически правильной речи с помощью мнемотаблиц; развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в словесные образы (перекодирование информации); совершенствовать умение давать ответ полным предложением; закреплять умение подбирать слова антонимы; закреплять умение подбирать однокоренные слова; развивать умение пользоваться мнемотаблицами при выразительном рассказывании стихотворений о зиме, исполнении песни «Белые снежинки», составлении описательных рассказов; развивать у дошкольников длительный плавный выдох, силу голоса;  развивать артикуляционный аппарат, развивать мелкую моторику с помощью координации речи с движением;  развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память и внимание, воображение.

3. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать чувство гордости к родной речи, бережное отношение и любовь к  природе.

4. Техническое обеспечение и оборудование:

мультимедиа-проектор, ноутбук,  разрезные  пословицы, презентация, массажёры су джок, снежинки,

5. Предварительная работа:

1. Проведение НОД «Зимушка-зима», «Зимние забавы», «Зимние виды спорта»,     проведение бесед о зиме, зимних забавах, зимней одежде, зимних приметах;

2. Составление описательных рассказов  с опорой на мнемотаблицы, рассказывание наизусть стихотворений и исполнение песни о зиме с опорой на мнемотаблицу;

3.Работа с мнемодорожками по загадкам и пословицам по теме «Зима»;

4.Проведение дидактических игр по зимней тематике.
    6. Интеграция образовательных областей.

  1.    Речевое развитие: выразительное рассказывание стихотворений о зиме наизусть с опорой на мнемотаблицы С.Есенин  «Поёт, зима, аукает», «Белая берёза», К.Суриков «Белый снег пушистый», Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором», С.Маршак «Февраль»; составление предложений о зиме с опорой на мнемотаблицы; д/и «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Составь пословицу о зиме»,  «Подбери родственные слова», ТРИЗ  «Зима хорошо или плохо» - составление рассуждений о зиме, зимних явлениях; учить образованию имён существительных (однокоренных слов), учить подбирать антонимы- имена существительные с противоположным значением, учить детей подбирать  имена прилагательные, характеризующие зиму. Развитие речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, проговаривания чистоговорок на зимнюю тематику; развитие силы дыхания с помощью дыхательной гимнастики. Развитие грамматически правильной связной речи с помощью составления полных предложений и описательных рассказов о зиме и зимних явлениях в природе, о зимних забавах.
  2. Социально-коммуникативное развитие и познавательное развитие: коммуникативная игра- приветствие «Здравствуйте, друзья», дидактические речевые  игры: «Доскажи словечко», «Назови приметы зимы», игра по ТРИЗ «Зима -  хорошо или плохо».
  3. Художественно-эстетическое развитие: музыкальное сопровождение, исполнение видео-ритмопластики «Зимняя прогулка», исполнение песни «Белые снежинки».
  4. Физическое развитие: здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика с су джок-массажёром, дыхательная гимнастика со снежинками, игры малой подвижности «Здравствуйте, друзья», «По сугробам мы идём», видео-ритмопластика  «Зимняя прогулка».

Ход:

Дети входят в зал. Стоят в круге.

Воспитатель: Здравствуйте, поприветствуем друг друга.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем, здравствуйте друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!!!

Доброе утро!!!

В: Дети, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.  Согласны?  Дети: Да.

 В: Но прежде чем отправиться в путь нам надо потренироваться.

Выполняется артикуляционная гимнастика.

Однажды проснулся Язычок, выглянул в окошко (рот широко открыть, вытянуть язык вперёд, упражнение «Иголочка»). На улице было холодно, и Язычок спрятался в свой домик (убрать язык вглубь рта, рот не закрывать, повторить 3-4 раза). Посмотрел Язычок в окно, а на улице бело! Справа – снег, слева – снег! Справа - сугроб, слева – сугроб! (выполнять упражнение «Часики», поочерёдное движение языка вправо-влево). А сверху падает снежок! (выполнять упражнение «Качели»: движение языком вверх – вниз). Взял Язычок лопату (выполнять упражнение «Лопатка» («Блинчик»), широкий язык спокойно положить на нижнюю губу) и пошёл чистить дорожку. Потом Язычок увидел, что снег лежит на крыше, и решил её почистить (выполнять упражнение «Маляр»), а потом смахнул снежок с забора

(выполнить упражнение «Чистим зубки», сначала верхние, затем – нижние). Пошел Язычок дальше и увидел лошадку, которая катала ребят в санях (выполнять упражнение «Лошадка»). Язычок покатался вместе с ними. Потом Лошадка привезла Язычка в лес. Язычок услышал громкий стук: ДДД-ДДД-ДДД. Это был дятел. Молодцы, размялись, к путешествию готовы!

В: Чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу,  нам надо одеться потеплее.

Самомассаж пальчиковая гимнастика  с мячиком массажёром  су джок «Зима».

Прекрасная зима,
На улице морозно.
Оденусь поскорей
И потеплей как можно!
Гладим мячиком правую ладошку от запястья до кончиков пальцев

 Надену рукавички,
Мне их связала мама.
И шапку меховую
Я натяну упрямо.
Гладим мячиком левую ладошку от запястья до кончиков пальцев

Надену шубку тёплую,

Чтоб не замёрзнуть мне,

И валенки на ножки      

Чтоб  быстро бегать мне . Катаем мячик в центре ладошки по кругу

В: Вот мы и готовы к нашему путешествию. В путь!

Видео ритмопластика.

   Дети находятся на зимней лесной поляне. Декорации снега и деревьев.

В: Посмотрите, как красиво вокруг. Какое это время года? 

Д: Зима.

В: Как вы догадались, что это зима?

Д: Снег лежит кругом, на деревьях лежит снег, земля покрыта снегом.

В: Подберите признаки, обозначающие зиму. Ответьте на вопрос, какая зима?

Д: Снежная, вьюжная, лютая, ледяная, холодная, морозная, студёная, тёплая, бесснежная, суровая, пушистая, серебристая, белая, блестящая, искрящаяся, хрустящая, трескучая.

В: вспомним названия зимних месяцев.

Д: декабрь, январь, февраль.

В: расскажите пословицы о  зимних месяцах.

Д: Пословицы о зиме и зимних месяцах: декабрь - год кончает, зиму начинает;  в декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты; январь – году начало, зиме середина; Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?

В: Какой сейчас зимний месяц?

Д: февраль.

В: расскажем стихотворение С.Я.Маршака «Февраль» с помощью мнемотаблицы.

Дети рассказывают стихотворение.

В: Молодцы, ребята. Я предлагаю вам подняться на  снежную гору по ступеням из родственных однокоренных слов. Образовывать эти слова мы будем из слов – снежков с  помощью игры «Доскажи словечко». На дворе горой, а в избе водой (снег).

Мы будем подбирать родственные слова к слову снег.

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые... (снежинки.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее…  (снегопад.)

Словно в белый пуховик

Нарядился.  (снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —  (снегурка.)

На деревьях, посмотри —

С красной грудкой…  (снегири).

Коля вынес… ( снегокат),

Будет он катать ребят.                                            

У него ведь быстрый ход,                                             

Вот промчался… (снегоход).                                       

Прячутся цветы

Под снегом, это ведь..  (подснежники).

Дед Мороз пришёл на праздник

С внучкой со … (Снегурочкой).

Какие вы знает еще родственные слова к слову снег?

Белоснежка,  белоснежный,  бесснежный,  заснеженность,  заснеженный,  заснежить, снегозащита, снегозащитный, снегокат, снеголавинный, снеголом, снегомер, снегонакопление, снегоочиститель, снегоочистительный, снегоочистка,  снегопад, снегопадный, снегопах, снегопахание, снегоуборка, снегоуборочный, снегурочка,  снежинка, снежок,  снежочек.

В: Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, как  много снега вокруг. Я предлагаю поиграть со снежинками.

Дыхательная гимнастика  «Снежинки».

Как подул Дед Мороз

В воздухе морозном       Дуем вокруг себя с поворотом головы.

Полетели, закружились

Ледяные звёзды.               Держим снежинку и дуем на неё.

Кружатся снежинки в воздухе морозном,

Падают на землю кружевные звёзды.   Опускаем снежинку.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай снежинка,

Подожди немножко!      Кладём снежинку на ладошку и сдуваем её с ладони.

В: Молодцы, ребята. Предлагаю поиграть в речевую  игру «Что наделала зима?» (образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»).

Воспитатель: Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Физ.минутка  «Зимушка-зима».

В: Словесная игра «Составь пословицу о зиме». Сегодня была сильная вьюга, пословицы  о зиме рассыпались. Ребята, помогите мне их правильно составить. На столах разложены слова, из которых надо составить пословицы.

В: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны и правильно составили пословицы о зиме.

В: Молодцы. Какие пословицы о зиме вы еще знаете?

• Зимой солнце светит, но не греет. 

• Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.

• В зимней шубке и морозы шутка.

• Зимой солнце сквозь слёзы смеётся.

• Береги нос в большой мороз.

• Мороз не велик, а стоять не велит.

  • Зима не лето, в шубу одета.
  • Зима без снега – лето без хлеба.

В: Следующее испытание:

Расскажи стихотворение о зиме по мнемотаблице.

1.К. Суриков «Белый снег пушистый».

2.С.А.Есенин.

Поёт зима-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

3.Н.А. Некрасов.

Не ветер бушует над бором,

4. С.А. Есенин.

Белая берёза.

В: молодцы, ребята. Справились и с этим заданием. Предлагаю нашим глазкам немного отдохнуть.

Зрительная гимнастика.

Мы снежинку увидали, Дети берут снежинку в руку.

 Со снежинкою играли. Вытянуть снежинку вперёд перед собой,

                                         сфокусировать на ней взгляд.

 Снежинки вправо полетели, отвести снежинку вправо, проследить движение  

                                               взглядом.  Дети вправо посмотрели

Снежинки влево полетели, Отвести её влево, проследить взглядом. Дети влево  

                                             посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал И на землю опускал… Дети смотрят вверх и вниз. Поднимать снежинки вверх и опускать вниз 

Всё! На землю улеглись. Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол. 

Глазки закрываем, Закрыть ладошками глаза 

Глазки отдыхают. Дети складывают снежинки.

Предлагаю вам закрепить признаки зимы и поиграть в игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать. Зимой ночь длинная, а день (короткий). Летом ветер теплый, а зимой – (холодный). Летом дни жаркие, а зимой — (холодные). Летом небо светлое, а зимой - (темное). Летом день длинный, а зимой - (короткий). Летом солнце светит ярко, а зимой — (тускло). Весной лед на реке тонкий, а зимой — (толстый). Снег мягкий, а лед — (твердый). Одни сосульки длинные, а другие — (короткие).

В: Зима – это хорошо или плохо? (технология ТРИЗ).

В: Назовите, пожалуйста, хорошие стороны зимы (можно кататься на санках, коньках, ледянках, играть в хоккей, в снежки, Новый год и т. д.).

В: Назовите, пожалуйста, плохие стороны зимы (когда сильные морозы, нельзя гулять, дни короткие, солнце не греет, гололёд, можно заболеть, если плохо одеваться и т.д.)

Молодцы, ребята. Следующее задание –

Чистоговорка «Зима»:

Ма-ма-ма – пришла снежная  зима (маршируют)

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег ( имитируют падение снега)

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки (Бросаются снежками)

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы (имитируют движение санок)

Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз (пальцами щиплют щёки себе)

Составь рассказ о зиме по мнемотаблице.

Дети составляют связный рассказ о зиме по мнемотаблице или полные предложения.

В: Попрощаемся с зимним лесом  и  споём песенку о зиме. Поможет нам мнемотаблица.  

Дети исполняют песню И. Шаферана «Белые снежинки».

В: Молодцы, ребята, сейчас нам надо отправляться обратно в группу.

Под музыкальное сопровождение дети идут по импровизированным сугробам.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег хлопком в ладоши,

Руки в стороны по швам,

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

Проложи себе дорогу.

В: Молодцы, ребята, вам понравилось наше лесное путешествие. Да. Какие задания вам понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""

Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...

Конспект НОД по познавательному, социально-коммуникативному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Цветик - семицветик".

Конспект НОД по познавательному, социально-коммуникативному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дома в нашем городе»

Цель: Уточнить, насколько дети различают здания по их функциональной принадлежности....

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...

Конспект родительского собрания для родителей старшей группы по теме «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;Формироват...