Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников с отклонением в речевом развитии.
консультация по логопедии (старшая группа)

Мельникова Нина Сергеевна

В настоящее время проблема воспитание детей дошкольного возвраста с отклонением в речевом развитии становится все актуальней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников с отклонением в речевом развитии.

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений. 

   Согласно данным психологов и физиологов у  детей дошкольного  возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Дети неправильно держат карандаш, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются не ровными, разного размера, пишутся на нерабочей строке, расстояние между ними  не выдерживается, линии «дрожащими», нажим не равномерный.  Все это говорит о том, что графический навык у ребенка не сформирован.    

  Однако  письмо служит одним из базовых навыков, т. к. на нем практически строится  дальнейшее обучение в школе. Поэтому подготовка руки к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

    Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Уровень развития мелкой моторики руки  один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.  Развитие интеллекта идет параллельно с развитием   все более тонких движений пальцев. Эти движения у ребенка развиваются постепенно в течении всего дошкольного периода:  1, 5 – 2г – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия. В 3г появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу). 3-4г – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). В 5-6лет появляется способность обводить клетки. 6-7лет – готовность к развитию графо – моторных навыков.

  Тренировка пальцев оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому  импульсы движения пальцев передаются в речевые центры, что и активизирует речь, а это в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Коррекционно-развивающую деятельность по развитию графических навыков необходимо начинать как можно раньше  c развития движений руки.

Цель: Сформировать графические навыки у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Задачи:

  • Сформировать у ребенка навык правильно держать карандаш;
  • Научить ориентироваться на листе бумаги,
  • Знать основные термины, пользоваться ими при выполнении задания;
  • Соблюдать гигиенические правила письма

Рисование, лепка, аппликация, разные виды ручного труда – вот эффективные приемы подготовки руки ребёнка к письму. Упражнения на начальном этапе, на первый взгляд, далеки от письменных, но приближают ребёнка к дальнейшим успехам по выработке аккуратного и красивого почерка.

   В системе упражнений, готовящих детей к письму,   следующие виды работ:

- упражнения для развития мелкой моторики рук  особенно результативны упражнения типа «разматывание и наматывание ниток», так как именно эти упражнения дают возможность побыстрее «раскрепостить» руку ребёнка; 

- игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками)

  Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее   действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

- штриховка композиций и предметов, нарисованных или

составленных при помощи трафаретов и шаблонов.

 - пальчиковые игры и упражнения при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Включение в любое занятие пальчиковых игр вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, сосредотачивать внимание на одном виде деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие графических навыков письма у дошкольников"

Вашему вниманию представлен проект "Развитие графических навыков и умениу дошкольниковПоступление в школу – событие в жизни     ребенка. Современная...

Выступление на родительском собрании «Развитие графических навыков письма у дошкольников. Работа с клеткой».

Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определён...

«Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»

В материале уделяется большое внимание применению игровой технологии для развития мелкой моторики рук, направленное на обеспечение речевого развития детей дошкольного возраста....

Презентация "Графический диктант как средство развития ориентировки в пространстве и мелкой моторики у дошкольников"

Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников....