Мастер-класс для родителе "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
статья по логопедии (старшая группа)

Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики, которая помогает выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков у детей в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Артикуляционная гимнастика дома»

Цель: познакомить с родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика». Показать и научит родителей как правильно выполнять артикуляционные упражнения дома с детьми.

План проведения:

  • Теоретическая часть: понятие «Артикуляционная гимнастика», ее значение и рекомендации по проведению.
  • Практическая часть: выполнение артикуляционных упражнений.
  • Рекомендации логопеда.                                                                

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на логопедическом мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

 Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил грамотно и красиво. В первую очередь  красивая речь характеризуется правильным произношением звуков родного языка.

Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Произношение звуков родной речи – это сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

 Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

При проведении артикуляционной гимнастики:

  • Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  • Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  • Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.) в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  • Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений.
  • Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз.
  • Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи. Желательно проводить гимнастику в игровой форме.
  • После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  • Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  • Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор упражнений и качество выполнения.
  • Движения должны быть плавными и легкими, без толчков, подергиваний и других сопутствующих движений органов.
  • Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  • Переход (переключение)к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало.

Артикуляционную гимнастику необходимо начинать с упражнений для губ.

Упражнения для губ

  • «Заборчик».  Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
              Зубы ровно мы смыкаем

          И заборчик получаем

2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

          Мои губы – трубочка

         Превратились в дудочку.

3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам  растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я , видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

1. Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

 (выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
                          На губу язык клади,

                          Пя-пя-пя произноси.

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
                      Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
                      Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
                     Раз, два, три, четыре, пять!  Язык можно убирать.

3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
                   Язык широкий положи, его края приподними.

4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
                   Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
                   Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
                   Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.

Динамические упражнения для языка

                                 (выработка координации и точности движений)
1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого  к уголкам рта.
                  Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
                 Словно маятник часов покачаться он готов.

2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
                  На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
                  Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

                   Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
                   Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
                         Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
                         Я копытцем постучу!  Цок-цок-цок.
                         Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.

7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
                           Красить потолок пора,
                           Пригласили маляра.
                          Ниже челюсть опускаем,
                          Язык к нёбу поднимаем.
                         Проведём вперёд – назад –

                         Наш маляр работе рад.

8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
                          Ох и вкусное варенье!
                         Жаль осталось на губе.
                         Язычок я подниму
                         И остатки оближу.

. Заключение:

- Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас желание проводить дома с ребёнком артикуляционную гимнастику?  Раздаются листочки с названием артикуляционного упражнения и предлагается приготовить видео выполнения данного упражнения с ребенком дома. Благодарю вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи . Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер -класс для родителей "Использование фитболов в домашних условиях"

В последнее время возрастает роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности. В этой связи появляются ...

Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторПрокопьева Анна АлексеевнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияВысшаяНазв...

Мастер – класс по теме: «Использование игр в домашних условиях со старшими дошкольниками»

Совместное  мероприятие  педагоги – дети – родители.В рамках проекта «Игра».      Мастер – класс по теме: «Использование игр...

Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"

Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"...

Мастер-класс для родителей “Создание мультфильмов в домашних условиях с применением конструктора LEGO”

Мастер-класс повышает компетентность родителей в вопросах развития и образования детей дошкольного возраста через расширение представлений об обучающих возможностях LEGO – конструктора и ИКТ в совмест...