Разработка и использование системы учебно-тренировочных упражнений на занятиях учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОНР в разделе «подготовка к обучению грамоте» на основе сервисной программы «конструктор урока»
компьютерная программа по логопедии (подготовительная группа)

Прыгунова Лариса Владимировна

Программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» Автор Виктор Иванович Варченко, представляют собой компьютерную технологию, направленную на практическое закрепление, знаний, и навыков полученных в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Его основным элементом является компьютерная игра. Дидактический материал 11 игр, входящих в состав компьютерного практикума, имеет объем в 570 упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

  

Тема: Разработка и использование системы учебно-тренировочных упражнений на занятиях учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОНР в разделе «подготовка к обучению грамоте» на основе сервисной программы «конструктор урока»                      ПМК «Учимся с Логошей»

     

                           Подготовила: учитель-логопед

                                                ГБДОУ «Детский сад №3» компенсирующего вида

                          Прыгунова

                                               Лариса Владимировна

г. Дзержинск Нижегородская область

2023г.

        Смена концепции образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи в ДОУ.  В период, когда процесс воспитания из бытового превратился в научно-обоснованный, перед  ДОУ возникла проблема поиска новых путей, методов и технологий, с помощью которых можно осуществить воспитание и обучение нестандартной личности.

       В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным.

      Компьютерные средства представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.

Применять компьютерные технологии можно в разных формах обучения: на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях, при коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, грамматического строя и связной речи. Специализированные компьютерные программы позволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Закреплять знания и умения, полученные в ходе усвоения детьми программы воспитания и обучения. Оказывать помощь не только в развитии речи, но и индивидуальных психофизических качеств детей дошкольного возраста, таких как зрительно-моторная координация, внимание, зрительная память, мышление.    

        Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным. На нем ребенок не только работает на компьютере, но и выполняет дыхательные и артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз. Занятие   представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребенка, и включает в себя 3 основных этапа:

Подготовительный.

 Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребенка к использованию компьютерных упражнений в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Ребенок вводится в проблемную ситуацию.

Основной.

Решаются поставленные коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям занятия. Состоит из двух частей: учебной и развивающей.

Заключительный.

 Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребенком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения (физические и дыхательные упражнения).  

       Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Непроизвольное внимание детей данного возраста мало, поэтому максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более:

для детей 5 лет I-II групп здоровья - 10 минут в день;

для детей 6 лет I-II групп здоровья - 15минут в день;  

Программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» Автор Виктор Иванович Варченко, представляют собой компьютерную технологию, направленную на практическое закрепление, знаний, и навыков полученных в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Его основным элементом является компьютерная игра. Дидактический материал 11 игр, входящих в состав компьютерного практикума, имеет объем в 570 упражнений.

ПМК «Учимся с Логошей» в коррекционной работе я применяю давно, с 2011 года в основном на индивидуальных и подгрупповых занятиях. И только с появлением СМАРТ доски я смогла использовать его на фронтальных занятиях в полной мере.

     На основе сервисной программы «конструктор урока» ПМК «Учимся с Логошей», я создала тридцать четыре мультимедийные папки, используя сервисную программу «конструктор урока» как некую матрицу, в которую вкладывала упражнения по подготовке к обучению элементам грамоты на основе принципа от простого к сложному. Мультимедийная папка это электронный формат содержания учебного материала для образовательной деятельности, выстроенный в соответствии с целями и задачами конкретного занятия. Представляет собой набор игр и упражнений на основе ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийные папки архивированы на флеш носителе, компьютере и ноутбуке. Выбирая нужную папку с левой стороны экрана – на правой стороне поля появляется набор уже сформированных игр и упражнений в той последовательности, которую я задала. Дополнительным преимуществом является то, что я могу изменить длительность проведения основной части занятия. Это безусловно экономит время в ходе занятия.

       Перспективное планирование учебно-тренировочных игр упражнений ПМК «Учимся с Логошей» по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР можно посмотреть в приложении.

Выводы:

        Как показал опыт, использование системы учебно-тренировочных упражнений созданных с помощью «конструктора урока»  программно-методического комплекса Виктора Ивановича Варченко «Учимся с Логошей»  способствует решению образовательных и коррекционно-развивающих задач, которые вы видите на экране. Использование Конструктора урока позволяет учителю – логопеду сэкономить значительное время для подготовки программы занятия, собирать на своем компьютере статистические данные о результатах проведения урока, работать с компьютерной сетью, обходясь без специальных знаний файловой системы компьютера.                    

        Таким образом, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его. Компьютерные занятия должны проводиться в соответствии с общим планом образовательной программы, взаимно обогащая друг друга, обеспечивая дальнейшее развитие традиционной игровой среды.

Приложение

Перспективное планирование учебно-тренировочных игр упражнений ПМК «Учимся с Логошей» по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР

Месяц

Неделя

Учитель-логопед

сентябрь

3

Общее представление о человеке.

Строение тела человека. Звук У. Звук и буква У

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква У»

4

Сельскохозяйственный труд осенью. Хлеб.

Звук  А. Звук и буква А

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква А»

Октябрь

1

Золотая осень. Перелетные птицы.  

Звуки У – А. Звук и буква И

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква И»

2

Огород. Овощи.

Звуки П-ПЬ, буква П. Звуки К – КЬ, буква К

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква П»

3

Фрукты. Сад - огород.  

Звуки Т – ТЬ, буква Т Звуки К –Т

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Т»

4

Лиственные и хвойные деревья.  

Звуки П – Т – К. Звук и буква О

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква О»

5

Грибы, ягоды.  

Звуки Х – ХЬ, буква Х. Звуки К - Х

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Х»

Ноябрь

1

Одежда, обувь, головные уборы.

Звук и буква Ы. Звуки А – У – И – О - Ы

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ы»

2

Посуда. Продукты питания.

Звуки М – МЬ, буква М. Звуки Н – НЬ, буква Н

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква М»

3

Ранняя и поздняя осень.

Звуки М - Н.Звук и буква Б

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Н»

4

Я и моя семья. (День матери – 27 ноября).

Звуки Б – БЬ. Звуки П - Б

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Б»

Декабрь

1

Квартира, мебель.

Звук и буква С. Звуки С - СЬ

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква С»

2

Зима. Зимние месяцы.

Звук и буква З. Звуки З - ЗЬ

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква З»

3

Зимующие птицы.

Звуки С - З СЬ – ЗЬ. Звуки В – ВЬ, буква В

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква В»

4

Новый год.

Звуки Д – ДЬ, буква Д. Звуки Т - Д ТЬ - ДЬ

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Д»

Январь

2

Зимние забавы и развлечения.

Звуки Г – ГЬ, буква Г. Звуки Г - К

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Г»

3

Домашние животные средней полосы России,

 Севера и Юга. Звук и буква Э. Звук и буква Й

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Э»

4

Дикие животные наших лесов.

Буква Е. Буква Е

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Буква Е»

Февраль

1

Животные жарких стран.

Буква Я. Буква Я

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Буква Я»

2

Животные северных стран.

 Звук и буква Ш Звуки Ш - С

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ш»

3

Стройка, строительные профессии, орудия труда.Буква Ё. Буква Ё

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Буква Ё»

4

Защитники Отечества. Военные профессии.

Звук и буква Ж. Звуки Ж - З

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ж»

Март

1

8 Марта. Женские профессии.

Звуки Ж – Ш. Звуки Ж – Ш – С - З

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква У»

2

Пресноводные, морские и аквариумные рыбы.

Звук и буква Л. Звуки Л - ЛЬ

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Л»

3

Ранняя весна. Первые весенние цветы.

Звук и буква Ц. Звуки Ц - С

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ц»

4

Перелетные птицы весной.

Буква Ю. Буква Ю

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Буква Ю»

Апрель

1

Наш город, улица, адрес.

Звуки Р – РЬ, буква Р. Звуки Р - Л

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Р»

2

Транспорт. Профессии на транспорте.

Звук и буква Ч. Звуки Ч - ТЬ

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ч»

3

Космос.

Звуки Ф – ФЬ, буква Ф. Звуки Ф - В

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ф»

4

Школа. Школьные принадлежности.

Звук и буква Щ. Звуки Щ - Ч

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Щ»

Май

1

Поздняя весна. Буква Ъ.

Мягкие и твердые согласные

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Буква Ъ»

2

Цветы и травы. Глухие и звонкие согласные. Закрепление

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква У»

3

Насекомые.Закрепление. Развитие навыков

 звуко-буквенного анализа и чтения

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Развитие навыков

 звуко-буквенного анализа и чтения»

4

Лето.

Закрепление. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и чтения

ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Развитие навыков

 звуко-буквенного анализа и чтения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Звуки Л и Л*», «Буква Л» (подготовка к обучение грамоте)

Знакомство детей с новой буквой и звуком. В НОД используется интерактивная доска, для презентации и игр....

Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»

Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгруппо...