Памятка для родителей "Как развивать речь малышей дома"
консультация по логопедии (младшая группа)

Машихина Надежда Ивановна

Памятка для родителей "Как развивать речь малышей дома"

Скачать:


Предварительный просмотр:

П А М Я Т К А

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ МАЛЫШЕЙ ДОМА

Потешки в режимных моментах как эмоциональное взаимодействие между взрослым и ребенком

Просыпаемся с потешкой.

Глазки открываются,

Глазки просыпаются.

Потягушки-ножки,

Потягушки-пяточки,

Ручки и ладошки.

Дай-ка локоточек

Мама поцелует!

Просыпайся, доча!

Как тебя люблю я!

Изучение частей тела при умывании.

Закатаем рукава,

Открываем кран – вода.

Моем глазки, моем щечки.

Моем ушки и ладошки!

(Выполнять действия по ходу стиха)

Раз, два, три, Раз, два, три.

А над ручками как тучки,

Пузыри! Пузыри! (Поднять руки вверх)

Одевание на прогулку.

Дай маме ручку, дай другую.

На ножки надень носочки,      

На голову шапочку.

Вот так надень!

Потешка для кормления.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

Запоминание названий и звукоподражаний знакомых игрушек

Игра «Где хрюша?»

Знакомая ребенку игрушка, например поросенок, лежит в комнате на одном месте, что бы ребенок хорошо ее видел.  Когда взрослый проходит мимо игрушки, говорит ребенку: «Где хрюша,  Хрю, хрю, хрюша? Вот хрюша!» Игрушку обязательно обыграть вместе с ребенком. Дать хрюше попить, погладить игрушку, или завязать ей ленточку.

Далее, когда ребенок будет находить, показывать или озвучивать одну игрушку, можно показывать и играть с другой игрушкой.

Игра «Где куколка – ля –ля?»

Проходя мимо куклы,  говорите ребенку: «Где куколка – ля – ля? Вот куколка – ля – ля.  Позовем ее: ля –ля, ля – ля, куколка! У куколки глазки, носик, ротик.  А вот ручки.  Куколка – ля – ля.  Вот какая! Куколка может песенку спеть: ля-ля, ля-ля, ля-ля!»

В другой раз, проходя мимо куклы, спросите ребенка: «Где куколка – ля –ля? Вот куколка – ля –ля!» обыграйте эти же действия, или другие (дайте куколке попить, наденьте на нее шляпу и т. д.)

После того как ребенок узнает две игрушки, можно поиграть с ними вместе.

Игра «Где хрюша, а где куколка?»

Вам понадобится куколка, всегда сидящая на одном и том же месте, поросенок и прозрачный платок. Спросите ребенка: «Где куколка – ля –ля?», побуждая найти взглядом игрушку. «Вот куколка – ля –ля!» Закройте ее прозрачным платком, сказав: «Ой! Нет куколки, спряталась», Сдерните платочек и радуясь вместе с ребенком, воскликните: «Ах! Вот куколка – ля – ля!

Затем так же поиграйте с хрюшей. В конце игры вновь задайте вопрос ребенку: Где куколка – ля – ля, где хрюша – хрю,хрю.»

Ежедневно играя, вы научите ребенка находить две игрушки, стоящие на одном и том же месте, а так же вызвать у ребенка звукоподражания.

Аналогично можно играть и с другими уже знакомыми ребенку предметами. 

Запоминание названий (и звукоподражаний) незнакомых игрушек,

предметов, в режимных моментах

Режимные моменты – действия, повторяющиеся каждый день в одно и то же время (просыпаться, умываться, одеваться на прогулку, завтрак, обед, ужин и т.д.)

  • Спрятать игрушку, название которой  ребенок не знает в карман куртки, в ботинок. Когда ребенок одевается на прогулку, эмоционально обратить на нее внимание: «Ой, что это? Это самолёт! Смотри, самолет летит, УУУ! Где самолет? Во самолет, УУУ!»
  • Наклеить на полотенце наклейку. Когда ребенок ее найдет, спросить: «Ой, что это? Это петушок! Петушок кричит ку-ка-ре-ку! Где петушок? Вот петушок, ку-ка-ре-ку!»
  • Когда ребенок кушает, неожиданно из – под стола достать, например,  лягушку. «Ой, смотри, кто пришел в гости? Это лягушка, ква-ква лягушка! Лягушка хочет кушать. Давай ее покормим». Аналогично можно играть с разными незнакомыми ребенку предметами.
  • На прогулке показывать ребенку животных, птиц, транспорт и озвучивать их.

-Смотри, собака бежит  – гав-гав, собака.

-Смотри, ворона летит – кар – кар, ворона.

-Смотри, машина едет – би – би, машина и т. д

Звукоподражания

1) Вначале работаем над гласными. - Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. - Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!».. - Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков. - Ребенок плачет: «Уа! Уа!». - Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

3)  Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определенный смысл.

- Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.

- Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.

- Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.

- Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперед-назад ребром ладони или игрушечной пилой.

- Поет комар: «З-з-з». Жук жужжит: «Ж-ж-ж» Указательным пальцем рисуем в воздухе круги

- Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.

- Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ежики.

4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.  

- Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей): собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.

- Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!

- Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.

 - Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.

- Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Развиваем самостоятельность малыша"

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается....

Памятка для родителей на тему:Как развивать речь ребёнка дома?"

Памятка для родителей на тему:Как развивать речь ребёнка дома?"...

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....