Речевая карта для обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР (нужное подчеркнуть)
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Балацкая Жанна Александровна

Речевая карта для обучающихся  старшего дошкольного возраста с ТНР разработана с целью комплексного обследования детей с речевыми нарушениями и экономии времени учителя-логопеда на ее заполнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ребенка старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Дата поступления в группу______________________________

Заключение ТПМПК__________________________________________________________________

Анамнестические сведения (характер протекание беременности, родов, раннее физическое и речевое развитие) см. в анкете*

1.Неречевые психические процессы: воспроизведение ритма да/нет, дифференциация звучащих игрушек да/нет, называние цвета и формы да/нет/не все, складывание картинок из частей да/нет.

2. Моторная сфера: общая и мелкая моторика: двигательно неловок, медлителен; ограничен обьем активных движений; пробы Хэда выполняет/не выполняет; мелкая моторика рук развита/ недостаточно развита; ведущая рука правая/левая_____________________________________ 

 Артикуляционная моторика, мимическая мускулатура движения выполняются правильно, чётко, чёткость негрубо нарушена, грубо нарушена, темп быстрый, замедленный, резко замедленный, наличие саливации, сопутствующая симптоматика.________________________________________________                                                                                                  

3. Понимание обращенной речи: требуется многократное повторение инструкций/правильно выполняет действия по речевой инструкции. Понимает различные формы словоизменения (ед. и мн. число сущ-х, глаголов, сущ.-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголы с различными приставками, предложно-падежные конструкции) да/нет/не все_____________________________

4. Фонетическая  стороны речи: Строение артикуляционного аппарата, состояние артикуляционной моторики, мимическая мускулатура: анатомическое строение без аномалий/ особенности строения (губы тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов; зубы мелкие, редкие, частые, двойной ряд зубов, прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, перекрёстный, норма; язык массивный, маленький, вялый, укороченная подьязычная уздечка, твёрдое нёбо высокое, узкое, готическое, расщелина; мягкое небо подвижное/неподвижное, расщелина, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).

Обьем движений языка достаточный/неполный, гипертонус, гипотонус, тонус нормальный, повышенная салевация, точность выполнения артикуляционных упражнений сохранна/нарушена.

Исследование звукопроизношения

Звуки

Учебный год

Глас-ные

С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Ш, Ж, Ч, Щ

Л, ЛЬ

Р, РЬ

Й

П, Б, М

К, Г, Х

Т, Д, Н

Ф, В

Начало года

Изолировано

В потоке речи

Конец года

Изолировано

В потоке речи

Слоговая структура слова: грубо нарушена, недостаточно сформированна, сохранна; переставляет, пропускает или наращивает слоги, допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных, трудности в отраженном воспроизведении фраз, типа «Мальчики слепили снеговика. Вероника едет на велосипеде. В аквариуме плавают рыбки».

Состояние дыхательной функции: свободное, поверхностное, неритмичное.

Темпо-ритмическая и интонационно- мелодическая сторона речи: темп нормальный, замедленный, ускоренный; ритм нормальный, растянутый, скандированный; модуляция нормальная/слабая, отсутствует; голос звонкий, тихий, затухающий; тембр голоса нормальный, глухой, хриплый.

Общее звучание речи: четкая, невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих, выразительная (невыразительная), затруднения в использовании интонации, в выделении логического ударения, паузации, отмечается итерация, назализация, заикание.

5. Фонематическое восприятие сформировано/ не сформировано; дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (смешиваемых в произношении) нарушена, (указать, какие звуки и по каким признакам смешиваются); при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками допускает единичные ошибки; затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков. Фонематический анализ сформирован (называет первый гласный в слове, последний согласный в слове)/ не сформирован.

6. Состояние активного словаря: Самостоятельно называет существительные по темам: «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт». Называет с помощью картинок. Неправильно называет предметы. Называет/ не называет части тела и части предметов (по картинкам).Словарь соответствует возрасту, недостаточен, резко ограничен. Обобщает предметы/не обобщает.        

        Предикативный словарь: резко ограничен, недостаточен, соответствует возрасту.  (Как передвигаются птицы? Как передвигаются рыбы? Как передвигается змея? Как передвигается лягушка? Как передвигается человек? Кошка мяукает. А собака что делает? А как подает голос корова? А как подает голос петух? ______________________________________________________________

   Атрибутивный словарь: резко ограничен, недостаточен, соответствует возрасту. (Назвать цвета, какой предмет по форме)______________________________________________________________

Соотношение активного и пассивного словаря: пассивный словарь значительно шире активного, активный словарь практически равен пассивному.                 

7. Грамматический строй речи: (согласование прил-х с сущ.-ми ед. числа; употребление сущ.-х в им. падеже ед.-го и множ.-го числа; образование сущ.-х множ. числа в родительном падеже «Много чего?»; употребление предложно-падежных конструкций; употребление числительных 2 и 5 с существительными; употребление сущ.-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детенышей животных; образование приставочных глаголов) сформирован, недостаточно сформирован, не сформирован.

Конструирование предложения: все предложения составлены самостоятельно и верно; помощь в виде уточняющих вопросов; в составленных ребенком предложениях отмечаются замены слов, нарушение порядка, искажение смысла; не справляется, помощь не использует._____________________________

_______________________________________________________________________________________

8. Состояние связной речи.

Пересказ текста: выделяет действующих лиц; понимает события, описанные в тексте; дает адекватную оценку поступкам персонажей/ требуется небольшая помощь в виде уточняющих вопросов при формулировании главной мысли / действующих лиц выделяет с помощью уточняющих вопросов/отмечается искажение смысла, неадекватные ответы, отказ от деятельности.      

Составление рассказа по картинке: рассказ составляет самостоятельно, сохранены все смысловые звенья, соблюдена последовательность, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, используются разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка; свои ошибки замечает и исправляет их без помощи взрослого/ рассказ составлен  в основном самостоятельно; при исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих  вопросов; отдельные звенья пропущены; связность повествования нарушена; отмечаются продолжительные паузы; лексический запас бедный, проявляются аграмматизмы/ имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, изображенных на картинке, неадекватные ответы/ отказ от деятельности.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок: серию раскладывает самостоятельно, без ошибок; рассказ составляет самостоятельно; рассказ соответствует изображенной ситуации; сохранены все смысловые звенья,  соблюдена последовательность, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, используются разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка; свои ошибки замечает и исправляет их без помощи взрослого/   рассказ составлен  в основном самостоятельно; серию раскладывает с ошибками, при исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих  вопросов;   контекстных подсказок; отдельные звенья пропущены; связность повествования нарушена; отмечаются продолжительные паузы;  лексический запас бедный, отмечаются замены слов, проявляются аграмматизмы; при раскладывании серии действует импульсивно, нуждается в помощи/ не раскрывает  временные и причинно-следственные связи между событиями, смысловые звенья пропущены имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, изображенных на картинке, неадекватные ответы/ отказ от деятельности.

Особенности речи:  Склонность к эхолалии, наличие речевых штамов (речь пустая, не содержательная).

Логопедическое заключение на начало учебного года:

_____________________________________________________________________________________

                                                                     

Логопедическое заключение на конец учебного года:

______________________________________________________________________________________

Учитель- логопед: Балацкая Ж.А. Дата заполнения речевой карты_____________________________

______________________________________________________________________________________             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста (с 3-до 5 лет) (для логопункта МДОУ)

Речевая карта  ребенка младшего дошкольного возраста (с 3-до 5 лет) (для логопункта МДОУ)...

Речевая карта ребенка старшего дошкольного возраста (с 5-до 7 лет) (для логопункта МДОУ)

Речевая карта  ребенка старшего дошкольного возраста (с 5-до 7 лет) (для логопункта МДОУ)...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит" Все что нужно знать родителям о речевых нарушениях у детей дошкольного возраста

В материале консультации рассматриваются самые распространенные речевые проблемы детей. Ознакомившись с материалом родители смогут выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как можно ее р...

Развёрнутая речевая карта для детей дошкольного возраста.

Развёрнутая речевая карта учителя-логопеда  для детей дошкольного возраста...

Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста, с представленными в ней целью и задачами занятия....

Речевая карта безречевого ребёнка дошкольного возраста

Речевая карта предназначена для диагностики неговорящих детей дошкольного возраста. Данная карта включает в себя наглядный материал для упрощения и ускорения логопедической работы, а также поделе...

Диагностическая (речевая) карта ребенка старшего дошкольного возраста

Методический материал ориентирован на детей старшего дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии....