"Шесть правил для успешного развития речи и интеллекта ребенка"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Жилинская Анна Сергеевна

Общаясь сегодня с детьми старшего дошкольного возраста, мы замечаем, что многим из них сложно высказывать свое мнение, обосновывать свою точку зрения, рассуждать и убеждать, они не научены высказываться развернуто. Мы предполагаем, что происходит это из-за нехватки общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому свою образовательную деятельность мы планируем с учетом мнения детей, проводим занятия, на которых взрослый готов познавать мир непосредственно вместе с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_pravil.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Шесть правил для успешного развития речи и интеллекта ребенка

Общаясь сегодня с детьми старшего дошкольного возраста, мы замечаем, что многим из них сложно высказывать свое мнение, обосновывать свою точку зрения, рассуждать и убеждать, они не научены высказываться развернуто. Мы предполагаем, что происходит это из-за нехватки общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому свою образовательную деятельность мы планируем с учетом мнения детей, проводим занятия, на которых взрослый готов познавать мир непосредственно вместе с ребенком.

Мы определили шесть основных правил для успешного развития речи и интеллекта ребенка, способствующие стимуляции к аргументации своей точки зрения.

Правило № 1: будьте на равных

Мы, взрослые, должны давать поводы для поиска ребенком собственных решений и быть рядом, не осуждая.

Примеры игр и упражнений, способствующих формированию толерантных взаимоотношений: «Угадай, кто я», «Так бывает или нет?» («Небылицы»), «Кто кого запутает?», «Кем я буду через 10 лет», «Горячий стул» и др.

Игра «Ошибка»

Цели: развивать внимание детей к речевым сообщениям, умение толерантно относиться к ошибочным суждениям и доброжелательно их исправлять, выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Ход игры

Педагог: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: “Да, вы правы, Татьяна Владимировна” или “Я согласен с вами, Татьяна Владимировна”».

Примеры суждений

Карлсон жил в маленьком домике у леса.

Пятница идет после среды.

Буратино — один из жителей Цветочного города.

Мыть руки вредно для здоровья.

Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

Если на деревьях есть листья, то это лето.

Игра «Да и нет»

Цели: знакомить детей с вопросом как формой получения информации, знаний; активизировать речевую поисковую активность дошкольников.

Материал: 7—8 предметов различного назначения (игрушки, предметы быта, овощи, одежда).

Ход игры

Предметы раскладывают на столе. Педагог говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только “да” или “нет”. Все поняли?» Детям дается время для обдумывания. Затем педагог начинает задавать вопросы: «Этот предмет нужен в хозяйстве? Его едят? Его надевают на тело? Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с...? Он круглый? Он коричневый?» и т. п. Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета — к его расположению — к выяснению внешних признаков, лишь затем назвать отгадку. Потом меняются ролями. Педагог: «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы». Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

Вариант игры

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Затем меняются.

Рекомендации

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность педагога с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством таких игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям. В результате систематической, последовательной, кропотливой работы дети будут пользоваться диалогической речью, для того чтобы перейти к монологической. Таким образом они смогут в будущем аргументировать свои мысли и желания.

Правило № 2: не давайте детям готовые решения

Не давайте быстрых ответов — особенно если понимаете, что ребенок рано или поздно сможет найти ответ сам. Позволяем учиться на ошибках.

Дидактические игры, способствующие развитию интеллектуальных умений: «Это и хорошо, и плохо», «Найди ошибку», «Что лишнее?», «Чье звено скорее соберет предметы?», «Ищем клад» и др.

Игра «Хорошо — плохо»

Цель — знакомство детей с общепринятыми нормами поведения, правилами безопасности и личной гигиены.

Ход игры

Важнейшим фактором развития эмоционально-чувственной сферы ребенка является сама жизнь, взаимоотношения с окружающим миром. Именно поэтому в этой игре предлагаются 18 ситуаций из жизни, которые знакомы детям и доступны для их понимания. Ситуации должны быть подобраны так, что ребенку было легко давать им положительную или отрицательную оценку. Несомненно, оценивая поведение изображенных детей, дошкольники усваивают нормы поведения. Кроме того, игра тренирует внимание, мышление (ребенку нужно наблюдать и анализировать поведение человека по мимике и пантомимике), развивает речь. В игре принимают участие от 1 до 6 человек и ведущий.

Игра «Что лишнее?»

Цели: развивать мышление и внимание детей, умение классифицировать предметы по одному признаку.

Материал: набор дидактических карточек, на каждой — 4 разных изображения (живые и неживые предметы: 3 классифицируются по одному признаку и 1 «лишний»).

Ход игры

Ребенку предлагается любая из карточек. Рассмотрев картинки, он должен выделить один «лишний», который не подходит под единую классификацию, и объяснить свой выбор.

Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.

Рекомендации

Следует способствовать формированию самостоятельного поиска ответов на вопросы, развитию наблюдательности, мыслительных операций (умения анализировать, обобщать, делать выводы), воображения (что могло быть до и после), речи детей, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Правило № 3: просите аргументировать ответ

Важно не просто стимулировать появление у ребенка полных, развернутых ответов, а способствовать появлению ответов, содержащих собственную точку зрения. Необходимо научить ребенка не бояться ошибиться при поиске правильного решения вопроса или проблемы.

Примеры игр и упражнений «Развиваем аргументацию»: «Найди лишнее слово», «Не очень» («Оптимисты и скептики»), «Третий — лишний», «Рассуждалки», «Похлопаем — потопаем», «Общее и особенное» (сравнения), «Учимся находить причину событий», «Почему это произошло?».

Упражнение «Расскажи, чем отличается»

Перед ребенком (детьми) ставится задача — выбрать из группы предметов один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных, и аргументировать этот выбор (объяснить, в чем суть отличия). Объяснение должно быть максимально полным и четким.

Пример

Три предмета всегда холодные: снег, мороженое, сосулька, а чашка с чаем, от которой поднимается пар, — горячая. Поэтому чашка чая здесь лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам.

Муравейник, нора, скворечник, дупло.

Снежинка, мороженое, горячий чай, сосулька, снеговик.

Велосипед, коньки, санки, лыжи, снегопад.

Расческа, зубная щетка, бант, мочалка, зубная паста.

Курица, сосиска, сыр, колбаса, ветчина.

Ложка, вилка, нож, ножницы, половник.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель — учить детей на основании двух суждений делать самостоятельное умозаключение и аргументировать свой ответ.

Пример

Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит, она растет.

Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит...

На улице очень холодно. Сережа не взял варежки. Значит...

Все лекарства продаются в аптеке. Бабушке нужен аспирин. Значит...

Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит...

Одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит...

Рекомендации

Для успешного овладения ребенком аргументативными умениями, в первую очередь, следует создать ему необходимую почву для личностного и познавательного развития.

Правило № 4: развивайте творческое начало

Ребенку важно давать возможность для свободного творчества, так он учится принимать решения, искать креативные варианты, выходить за рамки стандартных решений. Прожитый в творчестве опыт усваивается человеком гораздо лучше, чем теория или чужие рассказы. Кроме того, творческая деятельность повышает уверенность ребенка в своих силах. Творчество — это и есть выражение своего видения мира.

Игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей: «Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук), «Волшебные кляксы», «Слова-ассоциации», «Неоконченный рисунок» и др.

Игра «Что на что похоже?»

3—4 человека («отгадчики») выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. «Отгадчики» заходят и ведущий начинает: «То, что я загадал, похоже на...» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку. Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых «отгадчиков» и предлагает следующий предмет для ассоциации.

Упражнение «О чем рассказала музыка»

Звучит классическая музыка. Детям предлагают закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Игра «Камешки на берегу»

В игре может участвовать вся группа, но лучше проводить ее с подгруппами из 5—7 человек. Для игры нужна большая картинка с изображением морского берега и несколько камешков разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком). Педагог показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник, и за несколько минут все на своем пути превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого или на что он похож».

Камешки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко. Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур, но тогда взрослый должен помочь детям найти разные варианты ответов.

Рекомендации

Развивая творческие способности, мы одновременно развиваем в ребенке такие психические свойства, как мышление, воображение, беглость, точность и оригинальность восприятия образов. Первичным процессом психического развития дошкольников является восприятие: именно через чувство ощущается весь набор свойств различных предметов, явлений, происходящих в мире. Во время различных событий дошкольники учатся исследовать предметы и явления: смотреть, делить части, сравнивать форму, цвет, размер с сенсорными стандартами и на этой основе определять соответствующие характеристики предметов и явлений.

Правило № 5: формируйте критическое мышление

Критическое мышление — особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Дошкольный возраст считается самым благоприятным для развития данного вида мышления, но развивать его никогда не поздно.

Формы организации взаимодействия, направленные на формирование критического мышления у дошкольников:

  • индивидуальная, при которой каждый участник должен справиться с заданием самостоятельно;
  • парная, при которой задание выполняется в паре;
  • подгрупповая, когда задание выполняется в подгруппах;
  • фронтальная, характеризующаяся одновременным выполнением задания всеми участниками.

Методы формирования критического мышления у дошкольников: «Синквейн», «Дебаты», «Вдвоем», «Цепочка», «Синтез мыслей».

Игры и упражнения, способствующие формированию у дошкольников критического мышления: «Противоположность», «Додумки», «Кто кем (чем) будет?», «Полезно — вредно», «Кто кем был?» (игра «наоборот»), «Третий — лишний», «Отгадай предмет по его частям» и др.

Игра «Картинки-загадки»

Из группы детей выбирают ведущего, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. У воспитателя находится большая коробка, в которой лежат небольшие картинки с изображениями различных предметов.

Ведущий подходит к воспитателю и берет одну из картинок, не показывая ее при этом остальным детям. Ребенок описывает нарисованный предмет. Дети предлагают свои версии того, что это может быть. Следующим ведущим становится тот, кто первым дал правильный ответ.

Упражнение «Очевидное — невероятное»

Воспитатель задает детям два абсолютно разных предмета и предлагает найти между ними схожие черты. Например, что общего между ежиком и молоком?

Рекомендации

Стремитесь к расширению кругозора ребенка, учите его задавать вопросы, придумывать разные варианты развития событий. Тренируйте логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений.

Критическое мышление — это навык, который принесет ребенку пользу в разных сферах жизни. Важно, чтобы вы помогли ему с раннего возраста сформировать этот навык. Когда вы были маленькими, родители учили вас смотреть по сторонам, прежде чем переходить дорогу. Так же и вы должны научить ребенка проверять информацию и принимать решения, основываясь на фактах.

Правило № 6: работайте с речью

Для формирования у детей понимания значимости аргументации в процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками мы используем беседы, коммуникативные ситуации, решение проблемных ситуаций, словесные дидактические игры и другие формы. Например: «Как себя вести во время разговора», «Секреты устной речи», «Из-за одного слова да вечная ссора».

Мы обогащали речь детей этикетными формулами и выражениями, языковыми средствами связи, необходимыми для выражения согласия/несогласия в аргументации (правильно, конечно, верно, неправильно, ты прав, ты не прав, я согласен, я не согласен, с тобой нельзя согласиться, я уверен, я думаю... что это так, мне кажется, я думаю и др.).

Рекомендуем использовать упражнения на:

  • выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в соответствии с сюжетом и объяснение своих действий;
  • выделение изображенных на картинке нелогичных ситуаций с объяснением, бывает или не бывает это в действительности;
  • классификацию картинок по родам (видам), содержанию в играх «Убери лишнее» и аргументацию своих действий;
  • составление высказываний-рассуждений на заданную тему («Почему я люблю осень», «Для чего мы учимся», «Кого можно назвать другом» и др.).

В практике нашего детского сада мы используем такую форму, как «объяснялки», когда ребенок должен проговорить, объяснить наиболее распространенные поговорки и пословицы (например, «утереть нос», «не на шутку рассердился», «протянуть руку помощи», «Каждой вещи — свое место»).

Игры, способствующие развитию речи

«Докажи»

Цель — формировать у дошкольников умение выдвигать предположения и обосновывать собственную точку зрения (умение подбирать аргументы к тезису).

Ход игры

Один из играющих выбирает из набора (не менее 20 шт.) любую предметную картинку. Никому не показывая, рассматривает ее, переворачивает изображением вниз и задает участникам игры вопрос: «На что это похоже?» Каждый играющий предлагает свой вариант ответа. После того как будут заслушаны все ответы, ведущий показывает картинку и предлагает защитить свои предположения.

Например, детям предлагалась картинка с изображением книги. Один ребенок сказал, что изображенный на картинке предмет похож на огурец; второй — на дверь и т. п. В качестве доказательства выступила следующая аргументация: «Как в огурце много зернышек, так и в книге много страниц»; «Дверь можно открыть и книгу тоже».

Необходимо побуждать детей к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов путем постановки проблемных вопросов, требующих рассуждения и аргументации. Например: «Почему у птиц клюв разной формы?», «Можно ли хвоинки назвать листочками?»

«Пойми меня»

Цель — развивать умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Ход игры

Ребенку показывают красивую коробочку, в которой спрятаны изображения каких-то предметов. Взрослый достает себе карточку и дает ребенку, так, чтобы изображения не было видно. После примера взрослого ребенку предлагается словесно описать полученный предмет так, чтоб можно было догадаться, изображение какого предмета ему досталось.

Игра проводится несколько раз.

Игровые упражнения на развитие связной речи

«Если бы...»

Цель — развивать связную речь, воображение, высшие формы мышления — синтез, анализ, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры

Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником, то...», «Если бы я стал невидимым...», «Если весна не наступит никогда...»

«Сделай предложение большим»

Цель — развивать умение строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Ход игры

Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Дети идут... (Куда? Зачем?)». Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы...» Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Задания для развития интонационной выразительности речи дошкольника

  1. Произнести предложение с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
  2. Произнести фразу с различной эмоциональной окраской (весело, грустно, испуганно, торжественно, ласково, сердечно).
  3. Рассказать стихотворение, используя эмоциональную окраску речи, исходя из содержания текста, делая смысловые ударения в нужных местах.
  4. Сказать фразу торопясь, а потом очень медленно, нараспев.
  5. Рассказать стихотворение громко, тихо, шепотом. Начать говорить тихо, а закончить — громко и наоборот.
  6. Тренировать речевое дыхание — учить детей вдыхать перед произношением фразы и распределять выдох на все предложение, без прерывания. Начинать надо с коротких фраз, постепенно их увеличивая.

В значительной степени на развитие речи ребенка влияет языковая среда, в которой он воспитывается. Постоянное разучивание новых стихотворений и выразительное их рассказывание помогут развить связную монологическую речь дошкольника. Выбирайте те приемы, которые понравятся вам и ребенку больше всего.

Рекомендации

Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться постепенно, последовательно, в условиях систематического обучения в разных видах деятельности. Проведенная работа будет способствовать тому, что дети станут активнее высказывать свое мнение, обосновывать его, работать в малых группах, оценивая других, при обсуждении проблемных ситуаций, участвовать в «детском совете». В речи детей появятся сложноподчиненные предложения.

В заключение хочется особо отметить, что формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться постепенно, последовательно, через систему соответствующих условий.

  1. Необходимо постоянно обновлять среду, дополняя ее новыми материалами, а также поддерживать детскую инициативу.
  2. Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста будет протекать эффективно при использовании различных форм и методов ситуационного моделирования.
  3. Необходимо учить детей взаимодействовать друг с другом, правильно аргументировать свой тезис, принимать собственные решения.
  4. Очень важно обеспечить сотрудничество педагогов и родителей.

Литература

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  3. Бизикова О. А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста. — Изд-во Нижневартовского гос. университета, 2013.
  4. Ельцова О. М. Риторика для дошкольников: программа и метод. рекомендации для воспитателей дошк. образовательных учреждений. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук как условие успешного развития речи ребенка

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, тулов...

Консультация." Как взаимосвязаны между собой речь и интеллект ребенка."

В материале рассказывается о том, как непосредственно связан интеллект и речь ребенка....

Развитие речи и интеллекта ребенка через пальчиковую гимнастику

Так всем известные, еще от наших родителей, игры «Сорока – ворона», «Ладушки-Ладушки», «Коза рогатая» носят не только развлекательный характер, но так же помо...

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА.

Рекомендации для родителей и воспитателей для развития межполушарных связей. Подобраны игры и упражнения по годам обучения ребенка....

Консультация для родителей в виде презентации по теме: "Условия успешного развития речи и интеллекта ребенка"

Цель: С помощью речевых игр стимулировать познавательную и речевую активность детей....

Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...