Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: "ЗВУК".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект занятия по формированию представлений о понятии "звук" на примерах речевых и неречевых звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk.konspekt_zan._1.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Тема: "ЗВУК".

Цель: формировать представления о понятии "звук".

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- формировать слуховое внимание и восприятие на неречевых и речевых звуках.

Коррекционно - развивающие:

- развивать фонематические процессы;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать дыхание, голос.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга;

- воспитывать внимательное отношение к своему здоровью.

Оборудование: музыкальные инструменты (бубен, трещётка. колокольчики, ложки деревянные), бумага, полиэтиленовый пакет , коробка, мешок.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся, называя имя соседа слева и передавая ему хорошее настроение.

(здороваются)

2. Развитие дыхания и активизация работы головного мозга.

Чтобы настроение было ещё лучше, сделаем дыхательную гимнастику:"Насос"- носом вдох, и медленный выдох ртом (3 раза). Насос трудится долго и коротко, пробуем делать быстрый вдох и резкий быстрый выдох ( 5раз).

Молодцы. Теперь нам надо сесть на свои места. На ходу поиграем с коленями. Делаем перекрёстные движения: правая ладонь встречается с левым коленом и наоборот. (дети садятся)

3. Основная часть.

  • Введение в тему.

- Посмотрите, ребята, кто прискакал к нам в гости? (заяц)

Прискакала зайчиха и передала письмо для вас. Послушайте, что написано на листе.

В одной сказаочной стране жила - была зайчиха. У неё были длинные уши, которыми она любила слушать, как звучат разные звуки. Зайчиха прислушивалась к разным звукам и запоминала их и теперь хочет, чтобы и вы их послушали.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

  • Развитие памяти и слухового внимания.

Зайчиха передала мешочек с предметами, издающие звуки. Посмотрите и назовите эти предметы, а так же послушайте, какие они издают звуки.

(логопед показывает предметы, дети называют и запоминают издающий этим предметом звук)

Звуковая игра. Необходимо закрыть глаза и послушать звук. Потом назвать, какой предмет звучал.

(Предметы из мешочка лежат на столе. Подходит один ребёнок, и

производит звук любым предметом )

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал.

А чем вы слышали?(ушами)

Уши - это важный орган нашего тела. Что необходимо делать, чтобы сохранить слух и не причинять вред? ( Нельзя кричять громко друг другу на близком расстоянии, змкрывать уши в холодную погоду и вовремя их мыть)

Сейчас мы слушали звуки неречевые.

Зайчиха предлагает нам представить себя в лесу, рядом с болотом.

Физкультминутка

(выполняют движения в соответствии с текстом)

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Снова правой ногой,

Снова левой ногой.

Вот тогда придёшь домой. (топают на месте).

Ребята, шаги тоже относятся к неречевым звукам.

Зайчила в конверт положила картинку. Посмотрите, кто здесь изображён (павлин). У павлина хвост большой и красивый. Когда павлин хвост раскрывает , то еле слышен звук. Он тоже относится к неречевым звукам.

Хвост у павлина раскрывается постепенно и мы это можем показать.

Пальчиковая гимнастика:

пальцы сжаты в кулаки и по одному вытягиваются вверх, затем в обратном порядке сгибаются в кулак.

(Скорость раскрытия и складывания постепенно увеличивается.)

- В лесу мы можем услышать много разных неречевых звуков, каких например? (шум ветра, хруст сломанной ветки, звук летящей птицы)

Представьте, как вдалеке струится маленький ручеёк:"С-с-с"; комарик пищит тоненьким голоском:"З-з-з"; медленно ползёт змейка, шурша :"Ш-ш-ш".

Сейчас мы передали звучание ручейка, комарика, змейки.Звуки, которые мы произносим - речевые. Звуки речи соединяются и получаются слоги, затем слова.

Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Где-то собаки рычали: р-р-р.

В стойле коровы мычали: му-му-му.

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.

Мимо машины трещали: тр-тр-тр.

- Однажды на лесной полянке собрались звери и запели:

Лиса: "А-а-а"

Волк: "У-у-у"

Белочка: "И-и-и"

Ёжик: "Э-э-э"

Медведь: "Ы-ы-ы"

Повторите песенку зверей громким (тихим, обычным, тоненьким, грубым) голосом.

- Что помогает нам произносить звуки? (Губы, зубы, язык)

(Артикуляционная гимнастика перед зеркалом: заборчик, дудочка, качели, часики, лопатка).

- Рот тоже, как и уши требует заботы. Как мы будем о нём заботиться?

( чистить зубы, полоскать рот после еды, не кусать очень твёрдые предметы)

Игра "Кто как голос подаёт?( педагог включает запись голосов птиц и животных, дети называют чей голос слышали)

4. Итог занятия.

Зайчихе очень понравилось на занятии и она обязательно ещё придёт к нам в гости.

А мы сейчас вспомним:

- Что могут издавать предметы вокруг нас? (разные звуки)

- Чем мы слышим?(ушами)

- Чем произносим звуки?( ртом,.. )

- Какие бывают звуки? (речевые и неречевые)

  • Оценка работы детей.

Список использованной литературы.

1. Виноградова Е.А. Конспекты логопедических занятий: обучение грамоте детей с недоразвитием речи / Елена Виноградова. - Изд. 3 - е - Ростов н/Д : Феникс, 2022. - 205с. - (Библиотека логопеда).

2. Гомзяк О.С. говорим Правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. - М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. -128 с. - (Учебно - методический комплект "Компексный подход к преодолению ОНР у дошкольников").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...

Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Незнайка покупает посуду».

Цель:Коррекционное-образовательные цели:-расширить и углубить представления детей о посуде закрепить навык четкого произношения звука [с]-закрепление четкой артикуляции и характеристики звука [с]...