КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .
план-конспект занятия по логопедии

Роттер Марина Александровна

Образовательная область: речевое развитие.

Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»

Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 лет

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуками «Н», «Нь», учить детей характеризовать звуки с опорой на акустические и артикуляционные признаки, научить давать их сравнительную характеристику.

Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; умение делить слова на слоги;  упражнять в звуковом анализе слогов и слов.

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками в спонтанной речи.

Оборудование: звуковые схемы,мнемодорожки, магниты, фишки , буква Н,  мяч, предметные картинки с изображением предметов, содержащих в названии звуки Н, Нь и без данных звуков,  наборное полотно, индивидуальные карточки для звукового анализа слов, цветные карандаши, фишки 3-х цветов, мешочек, материал для выкладывания букв (ленточки, веревки, кегли, гимнастические палки и пр.).                                                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.partal_11.23.docx522.23 КБ

Предварительный просмотр:

КООД  по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей

старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.

Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»

Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 лет

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуками «Н», «Нь», учить детей характеризовать звуки с опорой на акустические и артикуляционные признаки, научить давать их сравнительную характеристику.

Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; умение делить слова на слоги;  упражнять в звуковом анализе слогов и слов.

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками в спонтанной речи.

Оборудование: звуковые схемы, мнемодорожки, магниты, фишки , буква Н,  мяч, предметные картинки с изображением предметов, содержащих в названии звуки Н, Нь и без данных звуков,  наборное полотно, индивидуальные карточки для звукового анализа слов, цветные карандаши, фишки 3-х цветов, мешочек, материал для выкладывания букв (ленточки, веревки, кегли, гимнастические палки и пр.).                                                                                                                

    Ход  коррекционной организованной образовательной деятельности (КООД):

  1. Организационный  момент.  

-Приветствие детей

Встанем в круг  все мы дружно.

Поздороваться нам нужно.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!          

-Игра  с  мячом  «Назови  слово наоборот»  (подбор слов-антонимов).

- Мяч бросай   и слово   называй:

Высоко - … низко                    верхний - … нижний                     направо -  … налево

Вылить - … налить                   земля - ….   небо                           конец - …   начало

Снять - …   надеть                    вперед - … назад                          старый - …  новый

- С  каких   звуков   начинаются    ваши слова?                  (Со звуков  Н, Нь ).

- Догадались,  о каких звуках мы сегодня будем говорить?

2.   Звуки  Н – Нь.

Характеристика звуков.       Логопед предлагает  детям вспомнить, что мы знаем о звуке Н.

Звук Н - согласный, т.к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); твердый (обозначаем фишкой синего цвета).

Звук Нь – мягкий брат твердого звука Н,  согласный, т.к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); мягкий (обозначаем фишкой зеленого  цвета).

C:\Users\Marina\Desktop\самообразование21-22\Н,Нь\рисунок 1.jpg- Игра «Ёлочки-цветочки» (упражнение детей в определении  позиции и положения   звука в слове).

Демонстрационные схемы  с указанными позициями  твердого  и мягкого звуков на столе у каждого ребёнка. Логопед произносит слова, содержащие звуки «Н» и «Нь» Дети выбирают соответствующей схему и поднимают ее.

C:\Users\Marina\Desktop\самообразование21-22\Н,Нь\рисунок2.jpg- Игра «Весёлые кубики » 

(звуковой анализ и синтез  слогов). 

Логопед предлагает детям предлагается выполнить звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов с гласными «А», «О», «У», «И», «Ы»- схематические изображения данных звуков представлены на разноцветных кубиках.

Игра «Забавные фишки»  (звуковой анализ слов). 

Логопед предлагает детям предлагается выполнить звуковой анализ слов  НОТА,  КОНЬ.  Дети выполняют задание индивидуально в карточках. Параллельно   выкладывается схема слов   из напольных звуковых фишек.

-  Игра «Грустные книги».  

Логопед : - Ребята, к нам в гости пришел Незнайка и принес нам в подарок книги  синего цвета  и зеленого цвета. Но книги совсем без картинок. Грустные книги, смотреть  совсем  не интересно.  Как мы  можем раскрасить книги?

Дети:  -  Можем разместить в  книги картинки. (Если дети затрудняются с ответом, логопед помогает наводящими вопросами).

Логопед:  - Действительно, мы можем в книги поместить картинки. Но какие картинки разместим  в синюю книгу, а какие  - в зеленую?

Дети:  - В книгу синего цвета – картинки с предметами, в названии которых есть звук Н, в книгу зеленого цвета – картинки со звуком Нь.

Из предложенных картинок, которые размещены на магнитной доске, дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки «Н» – «Нь» и размещают в соответствующие книги. Все вместе проверяют правильность выбора.

-  Буква Н. На доску вывешивается буква Н. Совместно с логопедом детям анализируют, из каких элементов состоит буква (из палочек), из скольких палочек состоит буква (их трех палочек).

- Упражнение «Выложи букву»

Логопед предлагает детям выполнить задание: выложить букву «Н» из определенного материала (ленточки, веревки, элементы разрезного квадрата  и пр.).

-Анализ буквы. Дети рассматривают получившиеся буквы, анализируют  правильность.

- Итог  занятия.  Логопед спрашивает у детей, во что играли, какая игра понравилась им больше, что запомнилось. Благодарит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Составление описательного рассказа «Моя Родина – Россия» с использованием мнемотаблицы.Программное содержание: Формировать умение детей составлять рассказ с опорой на мнемокарт...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...