Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Отдых у моря».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Александра Лубенцова

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе   для детей с общим недоразвитием речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otdyh_u_morya.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 30 «Лукоморье»

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи

в подготовительной группе

 для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Отдых у моря».

Подготовила:                                                                                          

                                                                                    учитель-логопед    высшей категории

МБДОУ

                        компенсирующего вида                                                                                                                                                  №30 «Лукоморье»

Лубенцова Александра Владимировна

г. Геленджик  2023г.

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Отдых у моря».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Лето».

Задачи: Коррекционно-образовательные.

  • закреплять представления о лете и его приметах. Уточнять, расширять словарь по теме «Лето», «Ягоды», «Цветы».
  • совершенствовать грамматический строй речи: согласование числительных с существительными, употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласование прилагательных с существительными в роде, в числе и в падеже, образование и употребление относительных прилагательных от существительных,  
  • совершенствовать умение составлять рассказ по сюжетной картинке с опорой на пиктограммы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Лексический минимум:

Существительные: лето, жара, песок, море, отпуск, июнь, июль, август; футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание.

Прилагательные: яркое, теплое, горячее, ласковое, голубое, высокое, светлое, мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая, сытые, веселые, радостные, проворные, голубая, прозрачная, теплая, приятная.

Глаголы: отдыхать, плавать, загорать, кататься, лепить.

Оборудование: мультимедийная доска, массажный мяч среднего размера, картинки для игры «Четвертый лишний» в виде презентации, пиктограммы для составления рассказа, магнитная доска, картинка-пазл «Отдых у моря».

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за изменениями в природе, физкультминутки «Море».

Предварительная работа:

  • Чтение стихотворений, чтение художественных произведений: «Четыре желания» Ушинского К.Д., «Летний вечер» Жуковского В.А., беседы о лете, рассматривание иллюстраций.
  • Художественное творчество детей по теме «Лето».

Прогнозируемые результаты:

  • Умение строить связные высказывания о лете и летнем отдыхе в соответствии с лексическим минимумом по данной теме.
  • Умение анализировать материал занятия, оперировать имеющимися знаниями и умениями для поиска решения поставленной задачи.
  • Наличие положительного эмоционального отклика на материал занятия.

Ход занятия:

Содержание этапа

Обратная связь

на высказывания детей

1.Мотивационно-побудительный этап (3 мин.)

а) Организация приветствия.

Цель: Эмоциональная поддержка детей, создание атмосферы комфорта

Логопед: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг. Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

б) Создание проблемной ситуации.

Цель: Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Логопед: Ребята, сегодня утром я нашла у себя на столе вот эти три части пазла.

Как вы думаете, что могло быть изображено на этой картинке?

Логопед: А вы бы хотели собрать части и увидеть всю картинку?

Тогда давайте попробуем вспомнить все что мы знаем о лете и летнем отдыхе.

Дети стоят в кругу.

Варианты ответов.

Если дети затрудняются:

- Какое время года может быть изображено здесь?

2.Расширение имеющихся представлений (7- 10 мин).

Цель: Актуализация имеющихся знаний. Усвоение, расширение определенного объема знаний и представлений

Упражнение «Цепочка слов».

Логопед: Вы уже знаете игру «Цепочка        слов». Придумаем цепочку летних слов.

Дети стоят друг за другом, поочерёдно придумывают слова, называя свое слово и предыдущие.

(солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, река.)

Упражнение «Подбери признаки».

Логопед: Лето прекрасное время года.

А какое солнце летом?

Небо?

Трава?

Птицы?

Вода в море?

Логопед. Молодцы, вы подобрали много красивых слов! И получили часть пазла!

Перебрасывая мяч, дети называют слова- признаки.

Дети: яркое, теплое, горячее, ласковое.

Дети: голубое, высокое, светлое

Дети: мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая ...,

Дети: сытые, веселые, радостные, проворные...,

Дети: голубая, прозрачная, теплая, приятная…

Игра: «Назови, что бывает летом?»

Логопед: На доске выставлены карточки – подсказки(пиктограммы), я предлагаю вам назвать, что бывает летом?

Логопед: Отлично, вы очень догадливы! И снова получили часть пазла!

Дети: Летом становится жарко;

идут тёплые дожди, иногда бывают грозы;

можно увидеть радугу;

летние дни самые длинные, а ночи короткие;

на лугах цветут цветы, поспевают ягоды;

порхают бабочки, летают стрекозы;

 у птиц появляются птенцы;

взрослые и дети приезжают отдыхать на море.

Игра: «Что лишнее?»

Логопед. Внимательно рассмотрите картинки на экране, и скажите, какая из них лишняя, объяснить почему?

Логопед: Прекрасно, вы очень внимательны! Вот еще одна часть пазла!

Дети выбирают и объясняют.

3.Динамическая пауза (1 мин).

Цель: Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

(Дети вместе с логопедом становятся в круг и произносят текст, сопровождая его движениями)

К морю быстро мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре–вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:

Вместе–раз, это брасс. Одной, другой–это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег гурьбой и отправились домой.

4.Практическая работа (12 мин.).

Цель: Овладение способами действий, применение знаний, навыков и умений

Составление сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Логопед: Ребята, слушайте внимательно, подскажите, как закончить предложение.

1.Летом люди носят солнечные очки, потому что …

2.Дети будут купаться в море, потому что (взяли)…

3.Девочки надели панамки, чтобы…

4.Дети взяли мяч, потому что (идут)...

Логопед: Спасибо, за ваши ответы!

А теперь соберем вместе соберем картинку.

Дети отвечают.

Дети собирают пазл «На пляже».

Беседа по картинке

 Логопед: А сейчас посмотрите внимательно на свою картинку. Скажите, как можно её назвать?

Логопед: Почему вы так думаете? Вам нравится эта картина?

Логопед: Какое время года на картине?

Логопед: Куда пришли дети?

Логопед: Как одеты дети?

Логопед: Что они делают?

Можно ли ходить купаться одним, без взрослых?

Логопед: Какое настроение у ребят?

Дети: Лето. Летнее купание. Отдых на пляже. Летний день. Отпуск.

Дети: Лето.

Дети: Дети и взрослые пришли на берег моря.

Дети: Они надели шорты, сарафаны, купальники и плавки.

Дети: Малыши строили замок из песка. Мальчики запускали воздушного змея. Девочки плавали, и играли в воде. Дети лежали на песке и загорали.  

Нет, только с родителями.

Дети: Они рады. Им весело.

Логопед: Выберите какие картинки-подсказки помогут вам составить рассказ. Будьте внимательны, не все картинки подойдут для рассказа о лете.

Логопед выставляет на магнитной доске пиктограммы.

в) Составление рассказа по картине «Отдых у моря» с помощью мнемотаблицы.

Дети:

 «Отдых у моря»

Наступило жаркое лето. Был солнечный ясный день. Обрадовались дети. Вместе с родителями они отправились на пляж. Малыши строили замок из песка. Мальчики запускали воздушного змея. Девочки плавали, и играли в воде. Дети лежали на песке и загорали.  40d4r5ut8belk7sd8

Как хорошо летом!

5.Подведение итогов. Анализ результатов (3-4мин.).

Цель: Формирование элементарных навыков самоконтроля. Активизация речевой практики.

Логопед: За что вы любите лето?

Что вам на занятии понравилось больше всего?

А что -то вызвало затруднения?

Как вы думаете, теперь вы сможете рассказать о летнем отдыхе? Для чего вам это пригодиться?

 Все занимались замечательно, старались, отвечали!

Теперь можно забрать пазл в группу и собирать его всем вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Конспект НОД в средней группе по разделу " Развитие речи" на тему :Составление рассказа по сюжетной картине "Катаемся на санках".

В конспекте дети  слушают стихи о зимних забавах , рассказывают о своих зимних развлечениях .Рассматривают сюжетную картину "Катаемся на  санках". Отвечают на вопросы по картине. Выполняют в...

Формирование грамматического строя. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме «Составление рассказа по сюжетной картине «Весна».

Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»Побуждать детей отгадывать загадки....

Тема: « Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму».

Тема: « Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму».Цели:- закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; - составить творческие рассказы; развивать словарь п...

Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе с элементами драматизации. Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму».

Занятие  ориентировано  на  детей  групп  комбинированной  направленности, но  может  использоваться  в  обычной  возрастной  группе. Исполь...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группеТема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....

План-конспект занятия с детьми старшей группы с ТНР Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность. Задачи: 1. Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием ...