Конспект по лексике-грамматике "Домашние животные и их детеныши"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гришина Людмила Михайловна

Конспект по лексике-грамматике "Домашние животные и их детеныши"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание:  

Цель:

  • закрепить в речи детей лексико-грамматические категории по теме «Домашние животные и их детеныши».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать словарь по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»;
  • систематизировать и закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах;
  • формировать грамматический строй речи: учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных, предложно-падежных конструкций (винительный, родительный, дательный падеж существительных единственного числа без предлога, творительный падеж существительных множественного числа с предлогом «С»), согласованию существительных с числительными, притяжательными прилагательными.

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать речевую деятельность детей;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, творческое воображение;
  • развивать диалогическую речь.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к домашним животным;
  • воспитывать умение действовать в команде.

Словарь:

  • существительные: лошадь, корова, овца, свинья, кошка, собака, животные, жеребенок, теленок, ягненок, поросенок, котенок, щенок;
  • прилагательные: лошадиный, коровий, овечий, свиной, кошачий, собачий;
  • глаголы: ржать, мычать, блеять, хрюкать, мяукать, лаять, скакать, искать, возить, косить, кормить, вырастать, возвращать;
  • наречия: вверх, напротив, вниз, направо, налево;
  • числительные: один, два, три, четыре, пять.

Оборудование:

  • интерактивная доска, персональный компьютер, картинный материал с изображениями домашних животных, их частей тела, макет фермы, игрушка Шустрик, магнитная доска, стол и стулья для детей, костюмы домашних животных.

Ход занятия:

Выход детей. (Музыка 1.)

  1. Приветствие (Слайд 1. Музыка 2.)

Л. Дети. Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, а если каждый улыбнется, утро доброе начнется!

Д. Доброе утро!

Л. Давайте улыбнемся друг-другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

II. Вводная часть.

Л. В начале занятия я хочу вас пригласить в театр теней. (Слайд 2. Музыка 3.)

 Логопед складывает пальцы руки, получая на экране изображение кролика. Кролик прыгает на экране. «Это мама крольчиха своих крольчат ищет. Где они?» - говорит логопед и предлагает детям сделать крольчат. После этого дети поднимают руки, приближая их к экрану, крольчата прыгают вокруг крольчихи.

Затем на экране появляется изображение силуэтов домашних животных. (Слайд 3.) Логопед, указывая на силуэты, спрашивает: «Тень кого вы видите?». Дети отвечают, полными предложениями. Затем логопед спрашивает детей, как их всех можно назвать одним словом и почему?

Л. Сегодня мы с вами в нашем воображении отправимся в гости на ферму. Закройте глаза. (Включается звук голосов домашних животных. Музыка 4.) Открывайте глаза. Вот мы с вами оказались на ферме. (Слайд 4.)

Л. Кого много на ферме? (Слайд 5.)

Д. На ферме много коров, овец и т.д. (Слайды 6, 7, 8, 9.)

Но мы сегодня с вами оказались на ферме просто так… здесь произошла необычная история, которую с вами вместе будем рассказывать.

Л. Жила-была лошадка Зорька. (Слайд 10.) И у ее детеныша жеребенка- Шустрика сегодня День рожденье. (Кликать мышкой Слайд 10.)

III. Основная часть.

1. Игра «Назови гостей» (с использованием интерактивной доски).

Л. Наступил день рождения Шустрика. Мама послала пригласительные билеты гостям. Догадайтесь, кого позвала Зорька. Догадаетесь угадав загадки: (Логопед загадывает загадки, дети отгадывают).

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
(Слайд 11.)

Гладишь — ласкается, 
Дразнишь — кусается, 
На цепи сидит, 
Дом сторожит. (Собака)
 (Слайд 11.)

С бородой, а не старик, 
С рогами, а не бык, 
Доят, а не корова, 
Лыко дерёт, 
А лаптей не плетёт. (Коза)
(Слайд 12.)

Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком. (Корова)
(Слайд 12.)

Лежит замарашка 
В щетинистой рубашке. 
Хвост крендельком, 
Нос пятачком. (Свинья)
(Слайд 13.)

Длинное ухо, 
Комочек пуха, 
Прыгает ловко, 
Любит морковку. (Кролик)
(Слайд 13.)

2. Игра «Как животные собирались на день рождения». 

Л. Стали животные собираться, наряжаться, обуваться. (Слайд 14. Музыка 5.)

Самомассаж подушечек пальцев рук. (Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, остальные прижимают подушечку снизу, разминая ее. Движения сопровождаются текстом).

Как у нашей кошки желтые сапожки.
Как у нашей свинки новые ботинки.
Вот купил себе щенок тапки на лапки.
А теленок маленький надевает валенки.
А ягненок Вовка – новые кроссовки.

3. Игра «Кто с кем?» (С использованием картинок)

Л. Конечно, домашние животные пошли на день рождения к Шустрику не одни, а со своими детенышами.

Л. С кем пришла собака?

Д. Собака пришла со щенком.

Л. С кем пришла корова?

Д. Корова пришла с теленком.

Л. С кем пришла кошка?

Д. Кошка пришла с котенком.

Л. С кем пришла свинья?

Д. Свинья пришла с поросенком.

Л. С кем пришла овца?

Д. Овца пришла с ягненком.

IV. Двигательная пауза «Цок-цок-цок». (Слайд 15. Музыка 6.)

Л. Ребята, Зорька захотела покатать вас на тележке. Выходите из-за стола.

Дети выполняют движения под музыку Е.С. Железновой «Едем-едем на лошадке!»

5. Игра «Угощение» (с использованием интерактивной доски) (Слайд 16.)

Л. Лошадка стала гостей усаживать и угощать. (С использованием интерактивной доски.)

Л. Чем угостили корову?

Д. Корову угостили сеном.

Л. Чем угостили кролика?

Д. Кролика угостили морковкой.

Л. Чем угостился жеребенок?

Д. жеребенок угостился овсом. 

Л. Чем угостили собаку?

Д. Собаку угостили косточкой.

6. Игра «Кто как голос подает?» (Слайд 17.)

Л. Животные поблагодарили за угощение и сказали «Спасибо! На своем языке. Кто как голос подает? (Проводится компьютерная игра «Кто сказал «Спасибо!»). Определите, чей голос сейчас звучит.

Д. (Музыка 7.) Овца блеет, (Музыка 8.) корова мычит, (Музыка 9.) свинья хрюкает, (Музыка 10.) собака лает, (Музыка 11.) кошка мяукает, (Музыка 12.) коза мекает.

6. Игра «Прятки». (Слайд 18.)

Л. Наелись животные и стали играть в прятки. Спрятались за забором. Чьи это уши торчат из-за забора?

Чья это голова? Чья пасть? (На столе макет фермы. Логопед  показывает из-за загона части тела животных).

Д. Это коровья, лошадиная, свиная, овечья, кошачья, собачья. 

7. Гимнастика для глаз «Шустрик скачет». (Слайд 19. Музыка 13.)

Л. Обрадовался Шустрик, что все животные нашлись, и распрыгался. Следите за Шустриком глазками.

Логопед перемещает игрушку, дети следят за ней глазами. Головы у детей неподвижны. Глаза перед собой. Рот закрыт. Движения глаз вверх – перед собой – вниз – перед собой, вправо – перед собой, влево – перед собой, по диагонали вверх – вниз, сведение глаз к центру.

8. Диалог «Кто самый главный!» (Слайд 20.)

Логопед раздаёт костюмы домашних животных. Дети надевают их.

 Логопед: Наелись, наигрались гости и завели спор о том, кто самый нужный для хозяина.

Корова сказала...

Далее говорит ребёнок, у которого на голове соответствующая маска.

Ребёнок: Я самая нужная, потому что даю молоко.

Логопед: А кот ей ответил: ...

Ребёнок: Нет, я самый нужный, потому что ловлю мышей, которые поедают хозяйские запасы.

Логопед: Но собака была с ним не согласна...

Ребёнок: Я самая нужная, потому что охраняю хозяйский двор.

Логопед: В спор вмешалась лошадь и сказала...

Ребёнок: Я перевожу для хозяина тяжёлые грузы. Поэтому я самая нужная.

Логопед: очень долго они спорили, но так и не смогли решить. Кто самый нужный?

Дети отвечают и перечисляют, кто какую пользу приносит

V. Заключительная часть.

Л. Ну вот и прошел день рождения Шустрика. Животные подарили подарок и пошли домой. Давайте посмотрим, что же подарили жеребенку Шустрику!

Открывают коробку с подарком.

Д. Это овес и молодая травка.

Л. Как думаете, рад Шустрик подарку?

Д. Конечно рад, ведь это его любимая еда!

Вот такая замечательная история произошла на ферме. Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Закройте все глаза. Раз, два, три, четыре, пять - в детском саду мы опять.

IV. Рефлексия.

Л. Дети, где мы с вами сегодня побывали?

Л. Какая там произошла история?

Л. Какие задания вам понравились больше всего?

Ответы детей.

Л. А какие задания вам показались сложными?

Ответы детей.

На этом наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект на тему " Домашние животные и их детеныши"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 лет) на тему. «Домашние животные и их детеныши». Данный материал будет полезен воспитателям пе...

Конспект НОД Тема: «Дикие животные и их детеныши»

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ....

Конспект открытого занятия «Домашние животные и их детеныши»

Цели: Продолжать учить детей различать взрослых животных и их детенышей; учить называть и сравнивать их по величине - «большой» и «маленький»; обогащать словарный запас детей; способствовать воспитани...

Примерный план – конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)

Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной деятельностипо познавательному развитиюТема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)1...

Конспект по теме "Домашние животные и их детеныши"

Обучения ребенка видам домашних животных и их питомцев...

Конспект итогового занятия «Домашние животные и их детеныши».

Конспект НОД в 1 младшей группе по окружающему миру. Тема: «Домашние животные и их детеныши»....

Конспект занятия на тему «Животные Севера, их детеныши»

Конспект занятия на тему "Животные Севера, их детеныши" содержит игры, лексические упражнения, направленные на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...