Аналитичский отчет 2022-2023 учебный год учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии

Анализ логопедической деятельности позволил выявить ее положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий учебный год. Особенно удачными считаю следующие мероприятия:

  • Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путем проведения диагностики.
  • Расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей и педагогов.

           Отрицательными моментами  считаю: низкая потребность родителей в применении логопедических знаний в воспитании и развитии своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет работы за 2022-2023 учебный год71.47 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет  2022-2023 учебный год учителя-логопеда

Сарыглар Г.В.  МБДОУ Детский сад «Ладушки»  города Анадыря

Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений у

детей дошкольного возраста по оказанию логопедической помощи

на 2022- 2023 учебный год

Цель –  выявление и коррекция имеющихся дефектов речи у детей дошкольного возраста, а также организация профилактики речевых нарушений.

Задачи:

  1. Выявить детей, имеющих речевые нарушения;
  2. Определить уровень и характер нарушений;
  3. Разработать направление и содержание помощи каждому ребенку;
  4. Осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
  5. Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  6. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
  7. Воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
  8. Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями по формированию речевого развития детей.
  9. Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Для реализации этих задач на логопедическом пункте ДОУ предусмотрена четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

  •  Своевременным обследованием детей;
  •  Рационально составленным расписанием индивидуальных и подгрупповых занятий;
  •  Планированием индивидуальной и подгрупповой работы.
  •  Оснащением логопедического пункта необходимым оборудованием и наглядными, методическими пособиями.
  •  Совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.

                               

Анализ деятельности по направлениям

I. Диагностическое направление:

       В начале учебного года было проведено логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ, целью которого являлось выявление степени сформированности основных структурных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, а так же изучение психических процессов.

      При обследовании детей дошкольного возраста были использованы дидактические материалы: О. Б. Иншаковой «Альбом для логопеда»; Е.Косинова «Логопедические тесты», «Логопедическая экспресс-диагностика» Д. А. Щукина «Логопедическая диагностика детей с РАС» а так же речевая карта Н.В. Нищевой и по И.И.Мамайчук «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка».

      Всего из общего количества воспитанников, посещающих ДОУ, в течение учебного года было обследовано 84 детей, из них нуждающихся в логопедической помощи:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 23 человек;
  • Фонетические недоразвитие речи – 18 человек;
  • ОНР III уровень – 12 человек;
  • ОНР I - II уровень – 1 человек;

       На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи и решением  от 20 сентября 2022 г., в логопедический пункт были зачислены 25 детей: 13– воспитанники подготовительной группы, 12 – дети старшей группы. В течение года были зачислены дети, которые были в очереди и  выпущены дети  «Речь в норме». Из всего количества детей, зачисленных на логопедический пункт выявлены следующие нарушения речи:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 7 человек;
  • Фонетические недоразвитие речи – 10 человек;
  • ОНР III уровень –  8 человека;
  • Дети с ОВЗ – 2 человек.

          В очередь в логопедический пункт «поставлены» 5 детей.

    По итогам логопедического обследования были заполнены речевые карты, составлены логопедические заключения, разработаны  индивидуальные планы коррекционно – развивающей работы. Сформированы подгруппы детей для коррекции нарушения речи с учётом возраста и речевого дефекта, составлена циклограмма логопедических занятий, согласованная с администрацией детского сада.

      Занятия проводились 2 раза в неделю с каждой подгруппой. Индивидуальная работа проводилась от 2 до 3-х раз в неделю, в зависимости от поставленного диагноза. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.)  была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2022 - 2023 уч. год.

      В конце января - в начале февраля был проведен мониторинг состояния речи детей, посещающих логопедический пункт, с целью выявления динамики речевого развития. С «чистой» речью было выпущено 5 ребенка. На второе полугодие было зачислено 5 детей (подготовительной и старшей группы)  с  фонетико-фонематическим недоразвитием речи. На дополнительные  логопедические занятия по заявлениям родителей в средней группы были зачислены 15 детей со второго полугодия.

       По итогам контрольной диагностики в конце учебного года (май) наблюдается значительное улучшение состояния речи детей-логопатов, занимающихся в логопедические занятия, по сравнению с началом учебного года:

  • Зачислено на логопедические занятия в течение года 30 человек.
  • Выпущено с чистой речью - 7 человек.
  • Речь близко к норме - 8
  • Выпущено со значительными улучшениями состояния речи – 2 ребенка.
  • Продолжат посещать логопедические занятия ДОУ в следующем учебном году 11 человек, в связи с тем, что логопедический пункт посещали дети, имеющие: ОНР III уровня ,ФФНР на фоне дизартрии, дислалии, а коррекционная работа с некоторыми детьми длилась 1 год (вместо 2 лет), к концу года не у всех детей исправлены дефекты речи. Всего выпускников подготовительной группы - 15, старшая группа- 2.

Выпущено

Речь в норме

7 чел.

Речь близко к норме

8 чел.

С улучшением

2

Направлено

В массовую школу

17 чел.

Оставлено на повторные занятия

11 чел

II. Коррекционно-развивающее  направление:

Коррекционно-развивающая работа с детьми, посещающими логопедические занятия ДОУ была организована с 20 сентября  2022 года по май 2023 учебного года, в соответствии ФГОС ДО. Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми  проводилась на основании предварительно проведенной диагностики, анализе речевой карты ребенка и в соответствии разработанного коррекционного плана работы на учебный год:

- 2 подгрупповые занятия к каждой группе зачисленных в неделю (продолжительность 1 занятия 25 минут);

- 2 - 3 индивидуальные занятия в неделю (продолжительность 1 занятия 15 минут);

      Планирование логопедической работы осуществлялось по программам: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»; Т. Б. Филичева, Г. А. Каше «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи».

Эффективность проведённой коррекционно-развивающей работы была отслежена в ходе диагностическом исследование. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице №1-2

Таблица № 1

Обследование речевого развития детей на начало 2022-2023 уч год

Уровень

развития

Звукопроизношение

Фонематические

процессы

Лексика

Грамматический

строй речи

Связная речь

Мелкая моторика

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий

32%

40%

30%

20%

40%

40%

Средний

40%

56%

25%

50%

28%

50%

38%

56%

30%

40%

45%

50%

Низкий

60%

22%

75%

10%

72%

20%

62%

24%

70%

20%

55%

15%

Для большей достоверности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагностики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети находившиеся на  средней уровне развития речи по окончанию обследования показатели высокие результаты. Дети, находящиеся на  низком уровне повысили результаты, и  поднялись на средний уровень развития речи. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика. Состояние  фонематических процессов дошкольников  в конце учебного года после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития фонематических процессов было 75% , в конце года число детей с низким уровнем снизилось 25%. Состояние связной речи дошкольников в конце учебного года после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года с низким уровнем развития связной речи было 70%,  в конце года число детей с низким уровнем составило 20%.

 За период с 2022-2023 год из общего числа детей старшего дошкольного возраста (25 чел), показали высокий уровень речевого развития (8 чел), положительная динамика (6 чел), продление курса (11 чел).

Эффективность коррекционной работы за 2022-2023 уч год наглядно показано в таблице №2

Таблица № 2

Диаграмма речевого развития детей на 2022 - 2023 уч.год.

                               

III. Консультативное направление:

                Взаимодействие с педагогическим коллективом ДОУ:

      В течении всего учебного года осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):

  • ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей;
  • информация списочного состава детей, зачисленных в логопедический пункт;
  • информация о режиме работы учителя - логопеда, расписании логопедических занятий

      Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы. Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с ребенком, педагоги ДОУ систематически получали информацию о специфике и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми. В течении всего года воспитателям всех возрастных групп  оказывалась консультативно- методическая помощь:

  •  «Совершенствуем внимание и память ребенка»;
  • «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»;
  •  «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»;
  • «Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов»;
  •  «Речевое дыхание и речь. В чем взаимосвязь?»;
  • «Артикуляционные упражнения с детьми»

Взаимодействие с родителями:

      В начале учебного года я посетила групповые родительские собрания, где довела до сведения родителей возрастные нормы развития речи дошкольников. «Цели и задачи коррекционной логопедической работы с детьми. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по организации занятий дома и соблюдению методических рекомендаций», «Специфика обучения и воспитания детей в логопедических занятиях.Роль семьи в предолении дефектов речи».

В течение учебного года систематически проводились индивидуальные консультации для родителей с целью оказания методической и практической помощи по вопросам логопедического воздействия на ребенка, оказание ему посильной родительской помощи и поддержки:

  • «Показ артикуляционной, пальчиковой, зрительной гимнастики»;
  • «Ведение индивидуальных тетрадей для работы с детьми и родителями»;
  • «Проведение индивидуальных консультаций с родителями»;
  • Систематический контроль за  поставленными звуками.
  •  «Наши первые успехи» (анализ результатов коррекционной работы);
  • «Красивая речь» (автоматизация звука в свободной речи ребенка);
  • Ознакомление родителей с результатами  речевого обследования детей младших групп детского сада.

        Родители имели возможность убедиться в необходимости коррекционно-развивающих занятий, и увидеть не только успехи, но и проблемы своего ребенка.

 После консультирования родителям давались соответствующие рекомендации, памятки и буклеты:

  •  «Наиболее благоприятный возраст для логопедической работы»;
  • Оформление стенда для родителей «Возрастные нормы речевого развития»;
  • «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
  • Игротека «Гимнастика для пальчиков»;
  •  «Фонематический слух - основа речи»;
  •  «Готовимся к школе»;
  • «Особенности формирования связной речи»;
  •  «Что можно делать по дороге домой?»;
  • «Наши логопедические занятия»;
  •  «Что делать в летний период?».

       Детям, посещающим логопедические занятия, еженедельно давались рекомендации для родителей в индивидуальных домашних тетрадях.

       Так же в течение всего учебного года активная работа проводилась в младших группах. Был проведён логопедический кружок раз в неделю младшей и средней группы детей  «Логоритмика. Раз – словечка, два словечка».

      Для родителей, дети которых остаются на следующий учебный год в логопедические занятия, даны рекомендации  на летний период, для закрепления результатов коррекционных занятий.

IV. Перспективы профессионального направления:

 Самообразование

Занимаюсь самообразованием по теме:

«Применение биоэнергопластики в коррекционной работы учителя-логопеда». 

Цель: развитие артикуляционного праксиса с помощью биоэнергопластики.
Задачи:
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

- развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в речевом процесс;

- развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;

- развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь.

Стараюсь регулярно повышать уровень профессионального мастерства  на специально организованных курсах повышения квалификации.

Прошла обучение:

  • Всероссийского вебинара:

- «Формы обучения и получения образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»  г.Москва декабря 2022г.

Прошла курс ГАО ДПО ЧИРОиПК

- «Современные методики коррекции нарушений психического развития у детей дошкольного возраста» г.Анадырь февраль 2023г.

  • Провела мастер-класс для родителей :

- «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

     Так же в течение всего учебного года активно развивала свой опыт работы в логопедическом кружке, которая  проводила в младших группах «Логоритмика. Раз – словечка, два словечка» в раз неделю.

Одним из результатов  работы по самообразованию – это пополнение логопедического кабинета. В этом году пополнился список методической литературы. Приобретен раздаточный и демонстрационный материал. Так же использую опыт учителей-логопедов. В течение года продолжала разрабатывать систему дидактических игр по обогащению словарного запаса детей с ОНР. Для этого включала дидактические игры в логопедические занятия, чтобы детям было легче усваивать предложенный материал

          Приобрела литературу:

  • Л. А. Комарова «Альбомы по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков»;
  • Т.А. Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики».

Анализ работы

         Запланированная работа на 2022-2023 учебный год выполнена в полном объеме. Анализ логопедической деятельности позволил выявить ее положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий учебный год. Особенно удачными считаю следующие мероприятия:

  • Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путем проведения диагностики.
  • Расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей и педагогов.

           Отрицательными моментами  считаю: низкая потребность родителей в применении логопедических знаний в воспитании и развитии своих детей.

Проанализировав проделанную работу за учебный год можно наметить пути реализации поставленных целей:

• продолжить привлечение педагогов и родителей к коррекционноразвивающей работе через разнообразные формы;

• использование новых технологий в логопедической работе, что поможет разнообразить коррекционную работу и улучшит результаты работы;

• продолжить работу по теме самообразования. Повышать собственную профессиональную квалификацию (обучение на курсах повышения квалификации для учителей-логопедов; активное участие в работе методического объединения учителей-логопедов; и т.п.)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/554240-otchet-raboty-uchitelja-logopeda-za-2022-2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проведенной коррекционно-логопедической работе за 2012-2013 учебный год учителя-логопеда.

Отчето проведенной коррекционно-логопедической работе за 2012-2013 учебный год учителя-логопеда Поляковой С.С. МБДОУ №2 «Ладушки»....

Отчет о проведенной коррекционно-логопедической работе за 2013-2014 учебный год учителя-логопеда.

Отчето проведенной коррекционно-логопедической работе за 2013-2014 учебный год учителя-логопеда Поляковой С.С. МБДОУ №2 «Ладушки»....

Отчет на конец 2021 - 2022 учебного года учителя - логопеда Доманевской Светланы Игоревны в 1 группе компенсирующей направленности (подг.)

Отчет на конец 2021 - 2022 учебного года учителя - логопеда  в 1 группе компенсирующей направленности (подг.)...

Аналитический отчет 2022-2023 гг.

Аналитический отчет педагога-психолога за 2022-2023 гг....

Аналитический отчет 2022-2023 учебный год

Аналитический отчет 2022-2023 учебный год...