Что значит "общее недоразвитие речи". Информация для родителей.
консультация по логопедии (старшая группа)

Каюшкина Оксана Владимировна

Кратко и доступно изложена информация об общем недоразвитии речи у детей, особенностях работы группы, даны советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onr_osobennosti._roditelyam.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕЕ  НЕДОРАЗВИТИЕ  РЕЧИ

  Общее недоразвитие речи рассматривается как сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон  при нормальном слухе и сохранном интеллекте. 

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребёнка (Л.С. Выготский). Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

   Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина отмечают, что у детей с ОНР страдает не только речевая, но и связанные с ней высшие психические функции (внимание, восприятие, зрительно-пространственные представления, оптико-моторные координации, память и мышление), недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук, общая моторика.

Исследователи Е.Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская, Л. В. Мелехова отмечает у детей с ОНР неточность, слабость движений органов артикуляционного аппарата, их быструю истощаемость.  Автоматизация звуков затруднена.

Трудности

Причины

Искажения, пропуски, замены звуков, смазанность речи.

 Длительность введения поставленных звуков в речь.

Особенности физического развития: трудности удержания равновесия,  координации, неточность в выполнении упражнений (физкультурных, артикуляционных, графических).

Особенности мышечного тонуса  в целом и мышц органов артикуляции (языка, губ),  последствия перенесенных заболеваний, последствия вредностей, оказанных на нервную систему в период формирования плода, во время рождения, в первый год жизни.

Недостаточность сосредоточения внимания, забывчивость, отвлекаемость. Трудность запоминания.

Медлительность или суетливость.

Капризы, плаксивость, тревожность, слабоволие или чрезмерная возбудимость, негативные поведенческие реакции.

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия, РЭП; в раннем детстве — ММД, черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания.

Эффективность коррекции зависит от комплексного подхода. Только совместными усилиями педагогов,  родителей и, во многих случаях, медицинских работников  будет достигнут желаемый  результат.

Особенности обучения в старшей группе

компенсирующей направленности

 № 2 для детей с общим недоразвитием речи

  1. Педагогический коллектив работает по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 21», целью которой является всестороннее развитие детей и коррекция общего недоразвития речи. Программа предусматривает 2 года обучения.

  1. Ежедневно  учителем-логопедом проводятся занятия: подгрупповые (групповые) и (или) индивидуальные. На логопедических занятиях осуществляется коррекционно-развивающее обучение  по направлениям:

- звукопроизношение

-  развитие лексико-грамматических средств языка

- развитие самостоятельной фразовой речи

- подготовка к овладению навыками звукового анализа и синтеза.

3. Для эффективного освоения любого речевого умения необходимо несколько повторений (например, правильного употребления в речи существительного в роде, числе, падеже или точного положения языка при произношении звука). Навык правильного произношения формируется длительно, необходимы многократные повторения.

4. Особенности работы при отсутствии звука: сначала идет процесс постановки звука, затем вызванный звук закрепляется в слогах, затем в словах, затем в словосочетаниях и коротких предложениях, на последних этапах - в текстах. Только после этого ребенок сможет легко произносить звук в разговорной речи. Поэтому  нельзя требовать от ребенка произношения звука во всех словах на начальных этапах работы!

5.  Можно и нужно: закреплять речевые умения. Исправлять ошибки в окончаниях слов, ошибки в словообразовании, в употреблении предлогов, в построении предложений и др.

Эффективность коррекции зависит от комплексного подхода. Только совместными усилиями педагогов,  родителей и, во многих случаях, медицинских работников  будет достигнут желаемый  результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи....

Преодоление грамматических ошибок у детей с общим недоразвитием речи (сообщение для родителей)

В сообщении подобраны словесные игры,которые родители могут использовать при выполнении домашних заданий в работе по формированию лексико-грамматических средств языка....

Информация для родителей «Как предупредить общее недоразвитие речи у ребенка»

Уважаемые, родители! Эта статья поможет вам узнать норму речевого развития вашего малыша, признаки речевого недоразвития, для предупреждения нарушения речи у ребенка....

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - рекомендации для родителей.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - рекомендации для родителей.Ещё десять лет назад самым распространённым речевым заключением было фонетическое нарушение речи (ФНР), которое характеризуется д...

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с недоразвитием речи. Консультация для родителей

Слоговая структура слова - это порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. По...