Игры по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
статья по логопедии

   Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования дидактических игр, способствующих развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

    С каждым годом увеличивается число детей с  тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). Поэтому представляемая практика очень актуальна.

   Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из двух этапов: подготовительный и коррекционный.

      Цель подготовительного этапа – усвоение ритмической структуры слов родного языка.

      Цель коррекционного этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов.

   На подготовительном этапе игры проводятся сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном. В основе игр подготовительного этапа лежит развитие чувства ритма. Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека

      На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

    Регулярное применение специальных дидактических игр  поможет успешному развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Н.Н.Демченко

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска,

учитель-логопед

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования дидактических игр, способствующих развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

С каждым годом увеличивается число детей с тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). Поэтому представляемая практика очень актуальна.

Цель практики – описание системы дидактических игр по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Задачи: познакомить с понятием «слоговая структура слова», с проявлениями нарушений «слоговой структуры слова», с этапами работы по преодолению нарушений ССС, а также с играми по развитию ССС на каждом этапе работы.

В представляемой практике используются словесные, наглядные, практические и игровые методы.

Слоговая структура – это взаиморасположение и связь слогов в слове.

Нарушения в воспроизведении слогового состава слова может проявляться следующим образом:

  1. Нарушение количества слогов:

- сокращение слога;

-опускание слогообразующего гласного;

-увеличение количества слогов за счёт вставки гласных;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов;

- перестановка звуков соседних слогов;

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечений согласных;

- вставки согласных в слог;

4. Уподобление слогов

5. Персеверации (циклическое повторение)

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)

#1050;онтаминации (смешение элементов слова)

Нарушения слоговой структуры слова может сохраняться достаточно долго, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. В основе коррекционной работы по развитию слоговой структуры слова лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из двух этапов: подготовительный и коррекционный.

Цель подготовительного этапа – усвоение ритмической структуры слов родного языка;

Цель коррекционного этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов.

На подготовительном этапе игры проводятся сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном. В основе игр подготовительного этапа лежит развитие чувства ритма. Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Ритм обнаруживает себя повсюду. Ритмично чередуются времена года, недели, дни и ночи, ритмично человеческое дыхание и биение сердца, мы слышим и видим его в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки… Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем. Наша речь тоже подчиняется законам ритма. Работая над развитием чувства ритма, мы создаём базу для развития слоговой структуры слова.

Рассмотрим игры по развитию ССС подготовительного этапа:

Цель группы игр подготовительного этапа: формирование умения воспроизводить заданный ритм.

Игра «Повтори так же»

Материалы: барабан, бубен, палочки, металлофон.

Ход игры: логопед задаёт ритм одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Игра: «Хлопки»

Ход игры: логопед воспроизводит ритм хлопками, ребёнок повторяет так же.

Игра: «Сосчитай правильно»

Материалы: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход игры:

Вариант 1: ребёнок стучит в барабан, бубен, в металлофон и т.д. столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2:педагог воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Игра: «Ритмические схемы»

Материалы: схемы ритмических рисунков, музыкальные инструменты.

Ход игры: педагог объясняет детям значения знаков ритмической схемы, даёт образец воспроизведения ритмического рисунка по схеме, затем дети упражняются в самостоятельном воспроизведении ритмов по схемам.

Игра: «Длинное-короткое»

Цель: формирование умения различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материалы: фишки, длинные и короткие полоски, картинки.

Ход игры:

Вариант 1: педагог произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2: ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной и короткой полоске.

На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Игры на уровне звуков:

Игра: «Звук и кубик»

Цель: формирование умения произносить столько раз заданный гласный звук, сколько точек выпало на кубике.

Материалы: кубик с разным количеством точек на каждой грани.

Игра: «Звук и хлопки»

Цель: формирование умения произносить столько раз заданный гласный звук, сколько раз педагог хлопнул в ладоши.

Игра «Узнай звук»

Цель: формирование умения определять звук речи, который педагог произнёс по беззвучной артикуляции.

Игра «Ударный звук»

Цель: формирование умения определять гласный звук речи.

Ход игры: педагог произносит серию гласных звуков, акцентируя ударением на одном гласном звуке. Ребёнок определяет ударный звук.

Игры на уровне слогов:

Игра: Пирамидка»

Цель: формирование умения произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок)

Материалы: пирамидка, кубики, камешки, бусинки.

Игра «Пальчики здороваются»

Цель: формирование умения произносить цепочку слогов с одновременным прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

Игра: «Сосчитай слоги»

Цель: формирование умения считать количество слогов, произнесённых педагогом.

Игра «Запомни и повтори»

Цель: формирование умения повторять по памяти цепочки слогов разных типов.

Игры на уровне слова:

Игра «Стаканчики»

Цель: формирование умения произносить слова по слогам, с одновременным перекатыванием теннисного мячика (лёгкого мячика, шарика) из одного стакана в другой.

Материалы: стаканчики, теннисный мячик.

Игра: «Змейки»

Цель: формирование умения проговаривать слова по слогам с одновременным накручиванием пушистой проволоки (Змейки») на каждый слог.

Материалы: пушистая проволока «Змейка».

Игра: «Музыкальное слово»

Цель: формирование умения проговаривать слова с одновременным отстукиванием ритма слова по слогам (при помощи металлофона, барабана, бубна, маракаса)

Материалы: металлофон, бубен, барабан, маракасы.

Игра: «Сосчитай, не ошибись»

Цель: формирование умения проговаривать слова по слогам с одновременным выкладыванием колец пирамидки, кубиков, камешков.

Материалы: пирамидка, кубики, камешки.

Игра: Исправь ошибки»

Цель: формирование умения различать правильно звучащее слово и неправильно звучащее слово.

Ход игры: педагог произносит слово неправильно, а ребёнок (дети) исправляет ошибку и произносит это слово правильно. (Вариант: педагог показывает картинку, называя изображённый предмет неправильно, а ребёнок проговаривает это же слово правильно).

Вышеперечисленную систему дидактических игр целесообразно применять на протяжении длительного времени. Для каждого ребёнка свой индивидуальный период работы. Для кого-то это учебный год, а для кого-то и 2 и 3 учебных года. Имея опыт работы с детьми с речевыми нарушениями в группах компенсирующей направленности, могу сказать, что при регулярной системной работе с применением вышеперечисленных дидактических игр, слоговая структура слова улучшается, и дети начинают более понятно проговаривать слова.

Обобщив всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что регулярное применение перечисленных дидактических игр, а также подобных перечисленным играм, поможет успешному развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Список литературы:

#1063;етверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2010.

#1040;гранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс,2001

#1041;ольшакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера,2007.

#1058;каченко Т.А.Коппекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д,2001.

#1060;иличева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада. Москва: 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры с...

Презентация "Обследование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

На материалах А.К. Марковой (используется 14 классов слов с учетом сложности)...

Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

При подготовке ребенка  с ТНР к школе необходимо  поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...

Игры на развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов....

Специфика нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Речевой акт-это лингвистический и философский термин, относящийся к любому действию, которое включает в себя произнесение слов. Не существует четких грамматических правил для речевого акта; все, ...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на тему: «Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»     Содержание1.     Актуальность темы·...

Методические рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Работа по развитию слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста строится комплексно и поэтапно. Она включает работу не только по развитию слоговой структуры слова, но и развитие кинетическог...