Круглый стол «Учимся красиво говорить, играя».
учебно-методический материал по логопедии

Башмакова Татьяна Викторовна

Речь является одной из главных потребностей и функций человека.  Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. 

Игровые технологии в процессе развития речи детей позволяют более эффективно организовывать работу по данному направлению, развивать интерес детей на всех этапах формирования звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_zkr_i_lgk.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Учимся красиво говорить, играя».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы рассмотрим игровые приемы развития звуковой культуры речи и лексико-грамматических категорий.

Речь является одной из главных потребностей и функций человека.  Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Слайд 1

Основными направлениями развития речи по ФОП являются:

1) Формирование словаря;

2) Звуковая культура речи;

3) Грамматический строй речи;

4) Связная речь;

5) Интерес к художественной литературе;

6) Подготовка детей к обучению грамоте (со второй младшей группы).

Слайд 2

Планируемые результаты по развитию речи на этапе завершения освоения Федеральной образовательной программы (к концу дошкольного возраста):

ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;


ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев.

Всегда ли ребенок достигает этих планируемых результатов?

В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Но, как правило, этого не происходит.

Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. По данным ежегодного логопедического обследования в нашем детском саду 60-70% воспитанников подготовительных групп имеют  речевые нарушения.

Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста ведут к отставанию психического развития, ограниченности мышления, трудностям в дальнейшем овладении чтением и письмом. Решающую роль в формировании правильного произношения играет своевременно начатое обучение, или воспитание звуковой культуры речи.

Слайд 3

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи, интонационные и двигательные (мимика, жесты) средства выразительности.

Слайд 4

Содержание образовательной деятельности по развитию ЗКР (по ФОП):

- от 2 лет до 3 лет: педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В слово произношении ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи.

Слайд 5

- от 3 лет до 4 лет: педагог продолжает развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук, формирует правильное речевое дыхание, слуховое внимание, моторику речевого аппарата, совершенствует умение детей воспроизводить ритм стихотворения.

Слайд 6

- от 4 лет до5 лет: педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

Слайд 7

- от 5 лет до 6 лет: педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л], [л'], [р], [р']); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; формирует умение использовать средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).

Слайд 8

- от 6 лет до 7 лет: педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; проводит работу по исправлению имеющихся нарушений в звукопроизношении.

Слайд 10

Работу по формированию звуковой культуры  речи нужно вести в следующих направлениях:

- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе идет формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции (посредством артикуляционной гимнастики, проводимой систематически в игровой форме – Сказки Веселого язычка);

- развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, ритмический слух).

Давайте вспомним, какие звуки чаще всего нарушаются в произношении?

(Свистящие, шипящие, сонорные)

К свистящим относятся ….

К шипящим…

К сонорам…

Слайды 11-18

Для автоматизации звуков (что такое автоматизация?) подбираются игры определенного содержания, это могут быть настольно-печатные игры, подвижные и словесные дидактические игры, интерактивные игры. На заключительном этапе автоматизации можно включать стихотворения на заданный звук, песенки, загадки, чистоговорки, логоритмические упражнения и другие формы совместной деятельности.

Необходимо соблюдать последовательность:

- автоматизация изолированного звука,

- автоматизация звука в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.

Игры на автоматизацию можно включать в режимные моменты в виде пальчиковой гимнастики, подвижных игр и т.д.

«П/и «Цветы и пчелки»

Цель: Автоматизация звука Ж.

Описание игры: часть участников – пчелки, другая часть – цветы. Пока играет музыка, все участники легким бегом перемещаются по залу врассыпную, руки на поясе. Музыка останавливается, цветы присаживаются на колено, а пчелки летают между цветами, машут крыльями и жужжат. Потом меняются ролями.

Слайды19-25

На этапе автоматизации звуков можно использовать приемы нейростимуляции, результат при этом буде заметно выше, ведь мы знаем, что чем больше анализаторов задействовано в процессе, тем прочнее будет усвоение материала.

Слайд 26

Упражнение «Пальчики здороваются» (со слогами ША, ШИ, ШУ, ШЕ и др.)

Следующий этап –дифференциация звуков. (Что такое дифференциация?)

Дифференциация звуков - различение звуков, схожих по каким-либо признакам (свистящие-шипящие, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие и т.п.). Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи может заменять их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и будет писать. В школе могут возникнуть нарушения процессов чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу овладеть фонетико-фонематической стороной речи. 

          Давайте вкратце рассмотрим задачи по формированию лексико-грамматических категорий.

Слайд 27

Грамматический строй (по ФОП ДО):

- от 2лет до 3 лет: формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3 - 4 слов;

- от 3 лет до 4 лет: продолжать формировать у детей умения согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами, использовать в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; существительных в форме множественного числа в родительном падеже; составлять предложения с однородными членами. Закреплять у детей умения образовывать повелительную форму глаголов, использовать приставочный способ для образования глаголов, знакомить детей с образованием звукоподражательных глаголов. Совершенствовать у детей умение пользоваться в речи разными способами словообразования;

 Слайд 28

- от 4 лет до5 лет: продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах; правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных; употреблять формы повелительного наклонения глаголов; использовать простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около); правильно образовывать названия предметов посуды;

Слайд 29

- от 5 лет до 6 лет: совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро); образовывать по образцу однокоренные слова (кот-котенок-котище), образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значении слов;

познакомить с разными способами образования слов. Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью.

- от 6 лет до 7 лет: закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных. Совершенствовать умение детей образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.

Слайды  30-31

Давайте рассмотрим интерактивные игры логопедического портала «Мерсибо»:

Неречевой слух: «Загадки звуков»,

                              «Домашние животные».

Фонематический слух: «Правильный банан»,

                                        «Паровозики».

Грамматика: «Дискотека»,

                       «Рюкзак туриста».

Звукопроизношение: «Корзинка Красной шапочки»,

                                    «Сумка Санты»,

                                    «Вернисаж».

Игровые технологии в процессе развития речи детей позволяют более эффективно организовывать работу по данному направлению, развивать интерес детей на всех этапах формирования звуковой культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная коррекционно-образовательная программа по коррекции звукопрпоизношения "Учимся красиво говорить"

Дополнительная коррекционно-образовательная программа по коррекции звукопроизношения !Учимся красиво говорить"...

Практикум для родителей с детьми "Учимся красиво говорить"

Участие родителей в образовательной деятельности, семинарах-практикумах,игровых конференциях наилучшим образом помогает им понять то, как необходимо организовать занятия с детьми в домашних условиях, ...

Буклет "Шпаргалка для любящих родителей. Я учусь красиво говорить"

Рекомендации родителям для преодоления речевых нарушений. Содержит информацию по проведению артикуляционной, дыхательной, пальчиковой , кинезиологической гимнастики....

1 Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Учусь красиво говорить»

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.     Дополнительная образо...

Круглый стол «Учимся играя».

Игра для детей и родителей подготовительной группы  «Счастливый случай»                                ...

Рабочая программа кружка "Учимся красиво говорить"

Данная рабочая программа представляет собой кружковую работу учителя-логопеда с со старшими дошкольниками по развитию связной речи...