КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КВЕСТ-ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Панарина Галина Ивановна

·         Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов;

·         Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

·         Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания,

выразительности речи, внимания, памяти;

·         Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

·         Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КВЕСТ-ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

 

ЦЕЛИ НОД:

         Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

         Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»,

      «Социализация».                

 

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ  ЗАДАЧИ:

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ” 

         Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов;

         Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

         Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания,

выразительности речи, внимания, памяти;

         Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

         Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”

         Совершенствование навыков и умений работать со схемой;

         Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;

         Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”

         Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза,

 гимнастика для глаз)

         Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;

         Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “СОЦИАЛИЗАЦИЯ”

         Воспитание культуры межличностных отношений.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

         Наглядный  (пособия, картинки);

         Словесный (совместная речевая деятельность); 

         Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);

         Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

 

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов,  деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ:

Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В.Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, Галкина И.А. «Электронные физминутки для глаз», Железнова Е. «Пальчиковые игры».

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:  - музыкальный зал

 

КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ: - 10 человек

                                                        

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Организационный момент:

 

Дети  под музыку заходят в музыкальный зал, встают полукругом.

 

Логопед: - Ребята  посмотрите,  сколько у нас гостей.

                    Давайте поздороваемся.

Дети: - Здравствуйте!

 

Создание эмоционального положительного фона.

Логопед: В круг скорее становись,
                    Крепко за руки держись:
                    Подари улыбку-смайлик,
                    Пусть улыбка, как журавлик,
                    Полетит в сердца друзей…
                    Или стаей журавлей!
                    Будь же добрым, не скупись,
                    Щедро людям улыбнись.
                    От улыбки, всем известно,
                    Станет хмурый день прелестным!

                 

Дети присаживаются на стульчики.

(Звучит шум ветра)

Введение в тему занятия:

Логопед: - Ребята, что это за звук?

Дети: - Ветер.

Логопед: -  Он все усиливается!

                     Что это он принес?

                     Письмо! Давайте прочитаем!

 

- “Помогите!  На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил  все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить!  Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».

Королева Правильной речи.

Логопед: - Здесь приложена карта!

                   Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи?

Дети: - Да!

Логопед: - Тогда в путь! Но сначала, нужно подготовить наши язычки.

 

Дети берут зеркала.

(Артикуляционная гимнастика)

 

Логопед: - Раз – окошечко открыли.

                   Два – мы дудочку купили.

                   Три – в улыбке наши губки.

                   На четыре чистим зубки.

                   Пять – мы моем потолок.

                   Шесть – лошадка «скок да скок».

                   Семь – варенье очень любим.

                   Восемь – горку делать будем.

                   Девять – дружно мы болтаем.

                   Десять – ротик закрываем.

 

Логопед: - Вот наши язычки подготовлены к путешествию.

                    Но, чтобы узнать на чём мы с вами отправимся в путь

                    отгадайте загадку:

 

                    На суше он родился

                    А на волнах морских сгодился.

 

Дети: - Корабль.

Логопед: - Я буду вашим капитаном. Приглашаю вас на корабль.

 

(Логопкд надевает капитанскую фуражку, дети садятся на корабль)

 

Логопед: - Мы отправляемся в плавание. И вот уже наш корабль  плывет по   волнам.                   

                       Но на море полный штиль и  корабль плывет не очень быстро.   

                       Ребята, а как можно помочь нашему кораблю плыть быстрее?

 

Дети: - Сделать ветерок.

Логопед   Помоги нам, ветерок,

и дети:      Паруса надуй, дружок!

 

Дыхательная гимнастика

 

Логопед: - Ребята, давайте встанем в круг.

                   И сделаем дыхательную гимнастику.

                   По волнам корабль плывёт.

                   Ты вдохни, надуй живот.

                   А теперь ты выдыхай

                   И кораблик подгоняй.

 

Дети делают вдох и выдох по 3 раза. - воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются; - выдох должен быть длительным, плавным; - ребенок не должен надувать щеки;

Логопед: - Молодцы ребята! Вы очень старались, и у вас получился сильный

                   ветер.

 

Дети садятся на стульчики.

 

Логопед: - Мы приплыли с вами на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил    

                   свои  Пиратские загадки.  Нужно правильно отгадать все загадки и мы 

                   получим  первую букву.

 

Логопед: - И вот первая загадка:

                   По волнам гуляет зонтик,

                   Если встретите - не троньте!

                   Вот так чудо,

                   Вот так диво!

                   Зонтик жжётся, как крапива.

 

Дети: - Медуза.

Логопед: - Что мы можем рассказать о медузе?

 

1 ребенок: Это морское хищное животное - медуза.

               Медуза состоит из тела и щупалец.

               Медуза имеет желто-оранжевую окраску.

               Тело медузы имеет форму зонтика.

 

2 ребенок: Тело медузы светится в темноте.

               Медуза ядовита.

               Яд в ее щупальцах может вызвать у человека смертельный ожог.

 

Логопед: - Молодцы! Но, вот ещё одна загадка:

                    Восемь рук иль восемь ног.

                    Кто же это?

Дети: - Осьминог.

 

Логопед: - Давайте, расскажем, что мы знаем о осьминоге?

 

3 ребенок:  Это морское хищное животное - осьминог.

                     Осьминог состоит из тела и восьми конечностей.

                     Осьминог меняет окраску в зависимости от грунта.

 

4 ребенок:  Тело осьминога не имеет костей и может принимать любую форму.

           Осьминоги могут не только плавать, но и ходить по морскому дну.   

 

5 ребенок:  Единственная твердая часть тела осьминога – это роговые челюсти,  

                     похожие на клюв. Своим клювом осьминоги могут разбить даже  

                     крепкие панцири крабов и раков.

 

Логопед: - Замечательно!  А вот и последняя загадка:

                    Передние ласты, а задние лапы!

                    Есть панцирь овальный. Подобие шляпы.

                    Другого жилья, кроме моря  не зная.

                    Потомству даст жизнь, на песок выползая.

 

Дети: - Морская черепаха.

 

Логопед: - Расскажите, нам о морской черепахе?

 

6 ребенок: Это морское животное – морская черепаха.

         Черепаха состоит из головы, тела-панциря и ласт.

       

7 ребенок: Черепаха имеет коричневую окраску.

                    Тело черепахи имеет круглую форму.

 

8 ребенок:  Различают травоядных и хищных черепах.

           Рождаются черепахи на суше из яиц.

 

Логопед: - Мы правильно отгадали загадки, да ещё и рассказали, что мы знаем о  

                   этих морских животных. И вот наша первая буква.

 

(на экране появляется первая буква – З).

Дети получают букву З. (Выставляется на фланелеграфе)

 

Логопед: - Поплывём дальше. Но, что я вижу! Это же крабы.

 

Физкультминутка «Ветер»

(Дети выходят в центр зала и становятся в круг)

Ветер дует, задувает,         Дети дуют.
Пальму в стороны качает,
    Раскачиваем руками в разные стороны, (крона пальмы).

Ветер дует, задувает,         Дети дуют.
Пальму в стороны качает.
  Раскачиваем руками в разные стороны, (крона пальмы).
А под пальмой краб сидит
   Дети присаживаются на корточки.
И клешнями шевелит.
    Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит  Дети присаживаются на корточки.
И клешнями шевелит.  
Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Чайка над водой летает
   Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы. сжаты,   разведены в стороны (крылья); «машем» ими в воздухе.
И за рыбками ныряет.  Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.
Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы. сжаты,   разведены в стороны (крылья); «машем» ими в воздухе.
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
  Дети присаживаются на корточки.   
И клешнями шевелит.
   Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит  
Дети присаживаются на корточки
И клешнями шевелит. 
Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Под водой на глубине
    Поднимают руки вверх.

Крокодил лежит на дне   И разводят их в стороны и обратно.     

Под водой на глубине   Поднимают руки вверх.
Крокодил лежит на дне. 
 И разводят их в стороны и обратно.     
А под пальмой краб сидит    
 Дети присаживаются на корточки

И клешнями шевелит.   Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит
     Дети присаживаются на корточки

И клешнями шевелит.    Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

 

Логопед: - Молодцы! Ну, снова в путь!

 

Дети садятся на стульчики.

 

Логопед: - Следующий остров - ОСТРОВ ЧИСТОГОВОРОК.

                       Я буду читать чистоговорки,  ваша задача повторить их правильно и    

                    чётко проговаривая звуки.

РА – РЯ - РА — начинается игра.

РИ – РЫ - РИ – чисто говори

ЛИ – ЛЫ - ЛИ - в море корабли

ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала

УРЬ - УР - УРЬ - не боимся бурь.

ШО – СО - ШО - у меня все хорошо.

ЖУ – ЗУ - ЖУ - я со звуками дружу.

ЩУ – СЮ - ЩУ – я звуки отыщу.

БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.

РЫ – ЛЫ - РЫ — наступил конец игры.

 

Логопед: - Молодцы! Мы выполнили это задание и получили  вторую букву!

 

(на экране появляется буква – У).

Дети получают букву У. (Выставляется на фланелеграфе)

 

 

Логопед: - А теперь ребята отдохнём: посидим на берегу, на песочке, поиграем с  

                   камушками. Чтобы чётко говорить,  нужно с пальцами дружить.

 

Пальчикова гимнастика с мячиком су-джок.

(Дети выходят в центр зала и становятся в круг)

 

Дети: Я мячом круги катаю,
           Взад-вперед его гоняю.
           Им поглажу я ладошку,
           А потом сожму немножко.
           Каждым пальцем мяч прижму
           И другой рукой начну.
           А теперь последний трюк-
           Мяч летает между рук.

                                    движения соответствуют тексту

 

Дети садятся на стульчики.

 

Логопед: - Поплыли дальше.  Впереди ОСТРОВ  НЕПРАВИЛЬНЫХ   

                 ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения.

                 Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать   

                 количество слов в предложении:

 

КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.

ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.

СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.

Логопед: - Назовите предложение. Сколько слов в предложении?

                   Назовите первое слово, второе,  третье…

 

Дети выполняют задание.

 

Логопед: - Молодцы!  Мы выполнили задание и за это получаем третью букву.

 

(на экране появляется буква – В).

Дети получают букву В (выставляется на фланелеграфе).

 

 

Логопед: - Но, нам нужно найти сундук, а для

                   этого  мы потренируем наши глазки.

 

«Электронная физминутка для глаз» И. А. Галкина 

 

Логопед: - Наше путешествие продолжается. Впереди ОСТРОВ      

                    ИЗМЕНЯЕМЫХ СЛОВ.                  

                  - Ну-ка, дети, не зевайте!
                   Слово быстро изменяйте!

         На берегу росла сосна – а рядом с нею … (сосны)
Горит прекрасная звезда – а рядом с нею … 
(звезды)
Стал красным-красным помидор – а рядом … 
(помидоры)
Вот гном один, вот гном второй – а вместе это … 
(гномы).

Логопед: - Молодцы! Вы справились! И мы получаем четвёртую букву.

(на экране появляется буква – К).

Дети получают букву К (выставляется на фланелеграфе)

 

Логопед: - Мы выполнили все задания. Нужно найти сундук (карта). Он находится

                   на  побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега.

                   - Наш корабль причалил к берегу.

                   - Что это?

Дети: - Сундук.

 

Логопед: - Но как его открыть? Ребята, нам нужно распределить картинки,

                   которые начинаются с гласного звука в красную коробочку,

                   а с согласного звука в синею.

Логопед: - Скажите, какие звуки мы называем гласными?

 

9 ребенок: Воздух свободно идёт через рот

                    Нет препятствий разных.

                    Голос участвует, голос поёт.

                    Звук получается ГЛАСНЫЙ.

 

Логопед: - Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

 

Логопед: - От гласных звуков зависит громкость, внятность и красота

                    нашей речи.

                 - Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

 

10 ребенок: А СОГЛАСНЫЕ … согласны

                     Шелестеть, рычать, скрипеть,

                     Даже фыркать и хрипеть

                     Но не хочется им петь.

 

Дидактическая игра «Собери картинки в свои коробочки»

 

(Дети распределяют картинки,

сундук открывается звуки рассыпаются из сундука)

 

Ребят встречает Королева острова Правильной речи.

 

Логопед: - Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи.

 

Королева: - Ребята! А у меня тоже есть зеркало, но оно волшебное и я видела,

                      как вы преодолевали трудности, которые встречались у вас на пути.        

                      Вас не напугали трудные задания Злого Пирата,  вы нашли и открыли  

                      сундук. Освободили звуки, и теперь жители нашего острова могут   

                      говорить. И в награду примите от меня и жителей нашего острова это  

                      сладкое угощение. Ну, а мне пора на мой остров. До свидания!

 

Королева острова Правильной речи уходит.

 

Рефлексия.

Логопед: - Заканчивается  и  наше путешествие. Нам пора в детский сад.

                    Вы  оказались смелыми и отважными моряками.

                    - А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

                    - Какое задание показалось для вас самым трудным?

                    - Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду.

                   - Я благодарю вас за это путешествие. Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие на остров знаний».

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия....

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы на тему: «Путешествие на остров правильной речи»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ : ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ...

Конспект по речевому развитию детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР Тема:«Путешествие на остров Правильной речи»

по речевому развитию детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР Тема:«Путешествие на остров Правильной речи»Закрепление навыков произношения. Развитие речевого слуха и слухового вн...

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей старшей - подготовительной к школе группы «Квест- игра Путешествие за секретами здоровья»

Подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства, подвести к пониманию того, как нужно заботиться о здоровье. Закреплять культурно-гигиенические навыки, разви...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. «Квест-игра «В поисках осеннего наряда.»

Цель: Закрепить и обобщить пройденный материал. Задачи:1.Систематизировать знания детей по экологии;2. Развивать познавательный интерес к миру природы;3. Развивать творческие способности, смекалк...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе квест-игра «Слушай, думай, играй - правильно отвечай»

В конспекте по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Слушай, думай, играй - правильно отвечай» познакомите детей со звуком Щ....