Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
консультация по логопедии

Миротворцева Ольга Сергеевна

Как воспитатель может помочь ребёнку в усвоении навыков правильного звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»

Подготовила учитель-логопед

Миротворцева О.С.

г. Москва

2023 г.

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо учиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Усвоение звуковой стороны языка детьми дошкольного возраста:

Возраст

Звуки

0-2 года

А О Э П Б М

2-3 года

И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

3-4 года

С З Ц

4-5 лет

Ш Ж Ч Щ

5-6 лет

Л Р

Для формирования правильного произношения звуков важно:

  • Развивать артикуляционный аппарат;
  • Речевое дыхание;
  • Фонематический слух

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.

I этап – до 3-х лет – Необходимо упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!, «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Используются методические приёмы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек. Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и тд.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Волшебный мешочек», использование различных потешек и тд.

II этап – от 3 до 5 лет. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающихся на определенный звук.

Методические приёмы:

  • Артикуляционные упражнения: «Качели», «Горка», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Иголочка».
  • Дыхательные упражнения: «Забей ворота гол», «Вертушка», «Футбол».
  • Развитие громкости голоса: «Ветер в лесу», «Собака и щенок»
  • Упражнения для развития фонематического слуха: «Топни – хлопни», «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку».
  • Развитие речевого слуха: загадки, потешки, стихи, скороговорки, словесные игры и тд

III этап – от 5 до 7 лет – Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Методические приёмы: речевой образец дидактической игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.

        Исследователями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для подготовки к школе, для формирования полноценной личности, а в дальнейшем и выбора профессии.

        Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в произношении затрудняют контакт со сверстниками и взрослыми; часто у детей с дефектами в произношении наблюдается задержка в психическом развитии.

Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребенка в школу. Одной из причин неуспеваемости детей по русскому языку в начальной школе является недостаточное четкое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, назвать их последовательность, указать слова, начинающимися на заданный звук. Дети с плохим фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками грамотного письма.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и грамматическом оформлении и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей.

Воспитатели проводят занятия по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений у детей.

Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду.

Используемая литература

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
  2. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  3. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Ювента», 2003.
  4. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин Киселева Э.

Консультация для воспитателей на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитаниюу детей навыков правильного произношения звуков».Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин...

Консультация логопеда для педагогов ДОУ «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»

    Своевременное развитие речи у детей перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или ино...

Консультация для воспитателей на тему: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»

Консультация для воспитателей на тему:«Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»...

Консультация для педагогов Тема «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Задача воспитателя — развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать в глубь рта и т. д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т. д.), регуляцию движений н...

Семинар для педагогов МБДОУ на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Консультация для педагогов на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе ...

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения"

    Своевременное развитие речи у детей перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степ...