«Информационно-компьютерные и другие технологии, используемые при обучении грамоте детей с нарушением речи»
консультация по логопедии

Жданова Наталья Викторовна

Для реализации коррекционных задач и повышения мотивации детей к образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационно-компьютерные и другие технологии, используемые при обучении грамоте детей с нарушением речи» 

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений речи у дошкольников. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов компьютерных технологий предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность  логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач и повышения мотивации детей к образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Компьютерные технологии (Л.Р. Лизунова) предоставляют широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, способствует совместной координированной работе моторного, слухового и зрительного анализаторов. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет предоставить информацию в привлекательной, красочной и динамичной форме, что учитывает психическое развитие дошкольников (хорошо развито непроизвольное внимание). Обучающий материал, по мнению И.Б. Козина, представленный в данном контексте предъявляется ярко, интересно и доступно для ребенка, что вызывает интерес, развивает произвольное внимание, ускоряет запоминание содержания, делает его осмысленным и долговременным. Именно поэтому необходимо в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, использовать специализированные и адаптированные компьютерные технологии, способствующие диагностике, развитию, коррекции речи .

«Круги Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов

В настоящее время этот метод, основанный на морфологическом анализе, используется педагогами для создания развивающих игр и головоломок для детей дошкольного возраста.

Круги Луллия можно изготовить самостоятельно:

1 ) вырезанные из картона кружочки делятся на нужное количество секторов, серединка вырезается.

Круги нанизываются на стержень (например, от пирамидки, или на палочку, карандаш, гайку), а сверху по размеру сектора прикрепляется стрелка или контур. К секторам прикрепляются изображения, знаки и символы, относящиеся к данной теме.

Изготовленное таким образом пособие удобно использовать в индивидуальной работе или в работе с небольшой группой детей (2-4 человека).

Круги «Луллия» представляют детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секциями на каждом. Для детей 4 – 5 лет – можно использовать два – три круга с 4-6 секторами. Дети 6 – 7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами.

Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая круги, подбирает нужное сочетание секторов, объясняет сочетание картинок, которые попадают в рамку.

 Классификация игр по обучению грамоте с кругами Луллия.

Обучение грамоте строится по единому алгоритму, который отражает иерархию (обобщенную модель) русского языка – от звука к слогу, от слога к слову, от слова к предложению, от предложения к тексту.

В соответствии с этим алгоритмом игры с кругами Луллия можно классифицировать следующим образом:

1 игры на развитие звуко- буквенного анализа;

2.игры со словами (составление слов из слогов, деление слов на слоги, постановка ударения;

3.игры с предложениями (знакомство со словарным составом предложения, составление распространенных предложений, развитие связной речи).

Картотека игр

Буква и звук

Игра «Вставь пропущенную букву» 

Оборудование: 1 круг- слова с пропущенной буквой

2 круг- предметные картинки

3 круг- пропущенные буквы

Описание: Дети читают слова, подбирают букву к слову и соответствующую картинку

Игра «Букварик» 

Цель: развитие звукового анализа слов и связи звука с буквой.

Оборудование: 1 круг- слова

2 круг- модели звуков

3 круг- буквы

Описание: дети объединяют слово с его первой буквой

Игра «Звуковой анализ» 

Цель: закрепить характеристику разных звуков.

Оборудование: 1 круг- слова.

2 круг- модели звуков.

Описание: дети, раскручивая круги, произносят звуки в слове, которые соответствуют изображенному символу, тем самым практикуясь в звуковом анализе.

Усложнение: определить место звука в слове, назвать, какой звук по счету

Суть технологии «говорящая стена» в условиях дошкольной

 образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал. Для этого на стене изображается сюжет, крепятся кармашки, ковровое полотно, магнитные полки, ленточки, тематические картинки.

«Умный пол» – это напольная проекция, которая создана для движения ребенка и детской игры через взаимодействие с изображенными на полу макетами или схемами. Попадая на территорию проекции, ребенок своими движениями выполняет игровые действия и решает образовательные задачи. Использование речевых игр в работе с дошкольниками интереснее проводить с помощью «умного пола». Наиболее эффективным методом подготовки к обучению грамоте детей являются игровые технологии, в частности – «умный пол». С его помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.      

Кроме того, грамотное комбинирование традиционного обучения с работой с «интерактивным полом» способно дать прекрасные результаты. (ориентировка в пространстве)

Еще одна технология -популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином БлумомПриём называется «Кубик Блума».

Данный прием больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребёнка.

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю»«Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

• Назови.

• Почему.

• Объясни.

• Предложи.

• Придумай.

• Поделись.

2. Формулируется тема ОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один ребёнок бросает кубикВыпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например, «Назови звук, который обозначает данная буква» «Назови первый звук в слове». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: Почему этот звук согласный?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Объясни, как посчитать слоги в слове?

Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи слова, которые начинаются на тот же звук

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай предложение с этим словом.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Поделись, что ты запомнил из сегодняшнего занятия, что не понял?

Применение

«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.

Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.

Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Можно назвать грани фигуры так:

Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает все таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи.

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи (песочная терапия)...

«Обучение грамоте детей с нарушением речи в подготовительной комбинированной группе».

Чистое произношение ребёнка не всегда является   показателем сформированности фонематического  восприятия.Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...

Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...

Роль занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушением речи

Недоразвитие речи и особенности деятельности являются серьёзным препятствием в овладении грамотой и начальных этапах обучения.    Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание д...

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи

Конспекты занятий, развлечений, выступлений...

Развивающие игры при обучении грамоте детей с нарушениями речи

Представлены игры и пособия, используемые на занятиях по обучению грамоте с детьми с нарушениями речи...