Дидактический материал по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР подготовительной группы.
картотека по логопедии

Васильева Наталья Александровна

умение анализировать, рассуждать; формировать интерес к миру вещей, которые нас окружают

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_po_leksicheskoy_teme.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР подготовительной группы.

Дидактическое упражнение «Найди слово»

Цель: развивать умение анализировать, рассуждать; формировать интерес к миру вещей, которые нас окружают.

Воспитатель предлагает детям определить, от каких слов произошло название предметов посуды: соусница, салатница, сахарница, супница, масленка, солонка, перечница, молочник, конфетница, селедочница.

Найти картинку с изображением названной посуды и рассказать, что в ней хранится и почему она имеет такую форму.

 

Дидактическое упражнение «Определи последовательность событий»

Цель: развивать логическое мышление, воображение, умение строить сложноподчиненной предложение; формировать культуру еды, чистоплотность.

Воспитатель предлагает детям закончить начатое им предложение, предложив, какое событие может произойти вследствие первого. Ребенок отвечает, повторяя часть предложения, сказанного воспитателем. Обсуждаются и принимаются разные варианты ответов.

- Если к обеду не раздать ложки, то…

 - Если на плиту поставить кастрюлю с картошкой и не включить газ, то…

 - Если в стакан налить молока до краев, то…

 - Если после еды не мыть посуду, то …

- Если фарфоровая ложка упадет на пол, то…

- Если бы не было кухонной посуды, то …

Если к обеду на стол вместо столовой посуды подать кухонную, то…

 

Дидактическая игра «Какая бывает посуда»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ложка из серебра - серебряная ложка, чашка из стекла - стеклянная чашка, нож из стали - ... кувшин из глины - ... тарелка из картона – …Чашка из фарфора –… Блюдце из пластмассы –…Стакан из стекла –…Стакан из пластика –…Стаканчик из картона –…Сковородка из чугуна –…Солонка из дерева –…Хлебница из металла -…

 

Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти»

Цель: согласование числительных с существительными.

Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек...

Слова: поднос, половник, солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, чашка, кружка, стакан, кастрюля, чайник.

 

Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Тарелка - тарелочка, ложка - ложечка, блюдце – блюдечко.

Слова: поднос, солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, чашка, кружка, стакан, кастрюля, чайник, сковорода.

 

Дидактическое упражнение «Один – много»

Цель: употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Например: одна вилка - много вилок, один стакан - много стаканов, одна чашка - много чашек и т.д. Слова: поднос, солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, чашка, кружка, стакан, кастрюля, чайник, сковорода.

 

Дидактическая игра «Угадай предмет по детали»

Цель: развивать умение анализировать и синтезировать, представлять целостный образ предмета ,развивать воображение, зрительное восприятие, формировать интерес к играм – загадкам.

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображена деталь предмета посуды. По ней ребенок должен отгадать сам предмет, назвать его, дорисовать (при сложности дифференциации сложности задания лучше дать шаблоны). Предметы посуды можно разрисовать и устроить выставку, на которой каждый ребенок расскажет о том, как он разукрасил свой предмет, какими деталями разрисовал отдельные части.

 

Дидактическое упражнение «Определи действие»

Цель: развивать глагольный словарь, воспитывать терпеливость, выдержку в процессе совместной со сверстниками деятельности.

Воспитатель предлагает закончить предложение, назвав подходящее по смыслу действие. Упражнение можно провести с мячом. Воспитатель бросает мяч и проговаривает предложение, а ребенок ловит мяч и называет действие.

Вилкой макароны … (накалывают)

Ребром вилки котлету можно … (отломить)

Большой ложкой суп …(едят)

Ножом от блина кусочек …(отрезают)

Сыр ножом тонкими ломтиками …(нарезают)

Морковь на терке … (трут)

Мясо перцем из перечницы …(перчат)

Из солонки в салат соль …(насыпают)

В кастрюле щи …(варят)

Сковороду после приготовления пищи … (моют, чистят)

 

Малоподвижная игра «Да и нет»

Цель: развивать внимание, быстроту мышления, память; формировать интерес к совместным со сверстниками играм, честность при оценке их действий.

Воспитатель высказывает суждение о приготовлении того или иного блюда в кастрюле или сковороде, а дети, если согласны, поднимают руки вверх и говорят «да», а если не согласны, говорят «нет» и не поднимают рук.

Варианты: в кастрюле можно… ( варить суп, жарить картошку, варить борщ, печь блины, тушить овощи, варить компот, печь пироги, варить кисель, жарить сырники, варить кашу); в сковороде можно…( жарить котлеты, варить суп, жарить рыбу, варить компот, тушить овощи, варить кисель, печь блины, жарить сырники, варить кашу, жарить пирожки, варить борщ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по лексической теме: Посуда.

Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые и подвижные  игры, рассказы по лексической теме....

Дидактический материал к лексической теме "Посуда"

В материале содержатся дидактиеские игры, , стихотворения, конспект занятия по развитию речи, загадки, художественная литература, физминутки по лексической теме "Посуда"...

Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...

Дидактический материал по лексической теме "Посуда"

Дидактический материал по лексической теме «Посуда» Подготовила:   воспитатель Владимирская А.Н. Дидактические игры.  Игра «Магазин»Дети &la...

Подборка материала по лексической теме «Посуда»

Подборка материала по лексической теме «Посуда»            ....

Дидактический материал по лексической теме "Посуда" в детском саду

Дидактический материал по лексической теме "Посуда" в детском саду...

Дидактические материалы по лексической теме "Посуда" 1

Дидактическая игра по работе над падежными окончаниями по теме «Посуда»...