Методическая разработка НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Шавкунова И.В.

Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Воспитатель Шавкунова И.В., ГБДОУ д/с №33

        

Тема: Зима. Приметы зимы.

Цель: Расширить и активизировать словарь по  теме «Зима».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепление представлений и зиме и её приметах;
  • активизация, уточнение и расширение словаря;
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи: согласование существительных с числительными 2 и 5; образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • учить подбирать слова-признаки;
  • совершенствовать навык построения разных типов предложения (с использованием союза «а»);
  • совершенствовать навык деления слова на части.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие внимания и памяти: умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развивать координацию речи с движением;

Воспитательные:

  • Воспитывать навык  сотрудничества, взаимопомощи;
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: Изображение саней, карточки с загадками, конверты с заданиями, изображение зимнего дерева и птиц на нем, презентация «Загадки о зиме»

Предварительная работа : наблюдение за сезонными изменениями в природе,  разучивание текста для динамической паузы, работа над загадками.

Программное содержание:

Методы: словесный, наглядный.

Приёмы:

Формы и виды работы: игровая и коммуникативная.

Планируемые результаты:

  • дети усвоили необходимые знания о зиме;
  • дети умеют согласовывать существительные с числительными 2 и 5;
  • дети умеют образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • дети умеют строить предложения с союзом «а».

Ход занятия.

Организационный момент.

Мы с вами  не так давно были на экскурсии в каком городе?  (Наукоград )

И знаем, что там много интересных улиц и площадей.

Тогда вы пожелали еще побывать на экскурсии.

Сегодня  мы это и сделаем. Поедем на экскурсию в чудесный зимний город.

Беседа о времени года Зиме.

Ребята, какое сейчас время года? (Зима).

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сейчас?(О Зиме)

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-Зимушку встречай и скорее отвечай!

  • День какой? (Короткий)
  • А ночь какая? (Длинная)
  • Что всегда зимой бывает? (Снег)
  • Кто на ветках не поёт? (Птицы)
  • Почему же снег идёт? (Мороз)
  • И у деревьев голый вид (Облетели листья)
  • До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук)
  • Чем покрылась река? (Льдом)
  • И какие облака ? (Снежные, тяжелые)
  • Как люди одеваются? (В теплую одежду)
  • Как дети развлекаются? (Санки, коньки, лыжи…)

Всё знаете. Молодцы!

Можем смело отправляться на экскурсию.

Поедем  в санях . (На доске рисунок  саней)  

 Путешествие «Снежный путь»

Потеплее оденьтесь. (Дети перечисляют зимнюю одежду)

Приобретайте билеты на экскурсию. Стоимость билета – одно «зимнее» слово.

 Садитесь поудобнее. Мы отправляемся в поездку.

Основная  часть.

Вот и первая улица в нашей экскурсии. Называется она «Загадочная».

Интересно, почему она называется так?

Для нас здесь и конверт. Заглянем в него. В нем загадки.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)

Дел у меня немало — я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …
(зима)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(мороз)

Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то ….
Зима

У нас под самой крышей Белый гвоздь растет,
Но как солнышко взойдет,
Гвоздь растает, упадет.
(Сосулька)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз — два уголька,
Там, где нос, — морковка,
А в руках — метелка,
Кто он, наш Егорка?
(Снеговик)

Улица  «Ласковая» следующая в нашем путешествии.

Как вы думаете, почему она так называется? (Нужно сказать ласковое слово)

Вот и опять для нас конверт.

Здесь нам дают задание назвать слова ласково.

Я буду называть слово, а вы будете говорить мне о нём ласково.

Снег – снежок.

Мороз – …

Ветер – …

Холод – …

Зима – …

Сосулька  – …

Горка – …

 Санки – …

Вот и следующая улица .

Улица «Зимняя Красивая»

Посмотрим, что же мы должны сделать на этой улице?

Д/игра «Назови как можно больше красивых слов»

Дети отвечают на вопрос: какой, какая, какое?

Снег какой? (Белый, серебристый, блестящий, сверкающий…)

День какой? (Солнечный, снежный, морозный, ветреный…)

Погода какая ? (Пасмурная, холодная , снежная…)

Ветер какой? (Сильный, холодный…)

А теперь мы пришли на улицу «Внимательная».

Вот для вас картинки.

Посмотрите на них внимательно. Найдите отличия.

(Дети рассматривают картинки, находят отличия и отвечают.

Н-р: На этой картинке у снеговика есть нос-морковка, а на этой нет.)

( как вариант. На снежинках с обратной стороны картинки. Дети выбирают понравившуюся снежинку, на обратной стороне которой рисунки с отличиями)

А вот Снеговик приглашает нас свернуть на небольшую улицу.

 И называется она «Улица Снеговика»

Снеговик хочет, чтобы мы поговорили о нём.

Д/Игра «Закончи предложение»

Мы решили слепить … (снеговика).

Приделали нос-морковку нашему … (снеговику).

Мы играли со …(снеговиком).

Мы показали соседям нашего …(снеговика).

Мы рассказали друзьям о …(снеговике).

Нам пора подвигаться, чтобы не замёрзли.

Динамическая пауза (Координация речи с движением)

 

 «Снеговик»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

 Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

 Еще немного подвигаемся

Д/Игра «Спрячь слоги в ладошки»

Буду я сейчас водить.

Слова вслух произносить.

Слово нужно повторить

И на части разделить!

Слова для игры:  Зима, метелица, снег, сосулька, лёд, снеговик.

Продолжаем нашу экскурсию.

Улица «Памятная».

 Посмотрите на таблицу. Нам предлагают вспомнить стихотворение, которое мы учили.

Дети по мнемотаблице вспоминают и произносят стихотворение.

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдёт,

Мы встречаем Новый год!  (Декабрь)

«Улица «Зимняя Буквенная».

Как понять название этой улицы?

Вот мешочек лежит для нас. В нем что-то есть.

Опускайте руку в мешочек и определяйте, что попало вам в руку. ( В мешочке объемные буквы).

Но название «Зимняя Буквенная» говорит о том, что нужно придумать «зимнее» слово на эту букву и составить с ним предложение.

(Дети определяют  букву вслепую. Называют  «зимнее» слово на эту букву.

 Составляют с ним предложение)

Улица «Счётная»

Вот так улица. Что же нам здесь нужно сделать? (Что-то сосчитать).

(На доске изображение зимнего дерева. На дереве сидят птицы, на которых изображены цифры от 1 до5. Дети должны взять птицу и сказать «На дереве сидят три синички.

На дереве сидит один воробей…)

Заключительная часть.

Вот и подошла к концу наша экскурсия по этому чудесному зимнему городу.

Нам пора возвращаться домой.

  • На каких улицах нам удалось побывать сегодня?
  • Какая улица была самой интересной?
  • Расскажете дома о нашей экскурсии?
  • В какую игру хотели бы поиграть дома?
  • На память об этой экскурсии я дарю вам раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности "Весенние приметы"

Данная непосредсвенно-образовательная деятельность помогает сформировать у детей конкетные представления о марте, как месяце пробуждения природы. Развивает умение замечать нарастающие изменения в нежи...

Методическая разработка НОД по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"

Методическая разработка НОД  по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"...

Методическая разработка "Перспективное планирование лексических тем в работе воспитателя логопедической группы".

В группе для детей с общим недоразвитием речи вся работа воспитателя осуществляется в рамках лексических тем. Предлагаем один из вариантов планирования лексической работы....

Методическая разработка. НОД по лексической теме "Новый год" для детей подготовительного возраста.

Материал, подобранный мной, будет актуален логопедам и воспитателям подготовительных групп. Позволит разнообразить работу, заинтересовать детей, развивать в детях любознательность, активность и рассуд...

Методическая разработка НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы"

Материал будет интересен учителям-логопедам, воспитателям и родителям....

Методическая разработка НОД по лексической теме "Зима. "

Методическая разработка НОД  по лексической  теме "Зима. "...

Методическая разработка. Конспект открытого занятия. Речевая группа. "Зима. Зимующие птицы"

Методическая разработка. Конспект открытого занятия. Речевая группа. "Зима. Зимующие птицы"...