Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте» в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.
консультация по логопедии

Хохлова Елена Юрьевна

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем общего образования. Одним из важных направлений работы воспитателя в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте.

    Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 села Кухаривка

муниципального образования Ейский район

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте» в контексте реализации

ФОП ДО и ФАОП ДО.

Подготовила: учитель-логопед

Хохлова Елена Юрьевна

2023г

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте»

в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.

Задачи:

- активизировать знания педагогов о звуках и буквах;

- уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;

- тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;

- закреплять навык звукового анализа слова;

- закреплять навык развития связной речи;

Ход семинара-практикума:

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем общего образования. Одним из важных направлений работы воспитателя в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте.

    Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.

Прежде чем начать говорить о звуковой культуре речи и о подготовке к обучению грамоте, давайте обратимся к Федеральной образовательной программе (ФОП) дошкольного образования

      В разделе «Речевое развитие» говорится, что образовательная область «Речевое развитие» предусматривает:

  • владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха;
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса;
  • развитие грамматически правильной речи
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • развитие интереса к фольклору и художественной литературе, развитие навыков слушания и понимания произведений различных жанров, развитие образности речи и словесного творчества;
  • формирование предпосылок к обучению грамоте.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает:

1. Пропедевтическая работа с младшими дошкольниками по введению в грамоту.

2. Работа по развитию фонематической стороны речи с детьми и овладение основами грамоты (охватывает четыре возрастных группы – вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную).

 Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный...». Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

- определение количества звуков в слове,

- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),

- определение места звука в слове.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

- сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

- умение работать со схемой слова, предложения.

Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) .Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ]. А согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.

2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками. Запомните, что

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Коллеги, давайте поиграем в игру «Посели в домики».  Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Коллеги поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

4. Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА, так, как вы на занятиях будете играть с ребятами.

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.

Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.

Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.

Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ… В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Работа с предложением.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов

Составление предложений по графической схеме

Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Составление графической схемы предложения

Заключение

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»

Педагогам предлагаются печатные рекомендации по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:ü  активизировать знания педагогов о звуках и буквах;ü  уточнить представления о гласных и согласных зв...

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:активизировать знания педагогов о звуках и буквах;уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, ...

Семинар-практикум для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте"

Семинар-практикум поможет воспитателям в обучении дошкольников грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть для того...

Подготовка детей к обучению грамоте современные подходы в контексте ФГОС ДО

Подготовка детей к обучению грамоте современные подходы в контексте ФГОС ДО...

Семинар - практикум для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте"

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:активизировать знания педагогов о звуках и буквах;уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, ...

Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»

Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»Воспитатель: Поздеева Ю.А.Цель: Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучен...